Опубликовано: 13000

В Казахстане наблюдается рост цен на продукты: в ответ люди стали чаще ходить в кафе и рестораны

В Казахстане наблюдается рост цен на продукты: в ответ люди стали чаще ходить в кафе и рестораны Фото - Caravan.kz

Непрекращающийся рост цен на еду не изменил потребительских привычек казахстанцев, которые вслед за удорожанием продуктов стали все чаще посещать кафе и рестораны, увеличив свои траты на эти цели сразу почти на 45 процентов.

Как рассказали в одном из ресторанов столицы, цены за год там переписывали дважды. Потому как значительно подорожало все – супы, мясные блюда и салаты. Однако, несмотря на это, во многих, если не во всех, ресторанах и кафе, где ситуация с расценками на еду такая же, всегда есть посетители. Как отмечают администраторы этих заведений, «около сотни клиентов в день точно». Что подтверждают и аналитики, по словам которых «казахстанцы в последнее время стали чаще питаться вне дома».

Об этом говорит и Бюро национальной статистики, согласно данным которого в среднем одна казахстанская семья начала тратить на питание в кафе и ресторанах 50,4 тысячи тенге, тогда как год назад эти расходы составляли 34,8 тысячи тенге.

И это несмотря на то, что высокая продовольственная инфляция серьезно отразилась на ценах в кафе, ресторанах и других точках общественного питания. Так, согласно статданным, в декабре прошлого года в сравнении с годом предыдущим, индекс продовольственных цен достиг 125,3 процента, а индекс цен на услуги организаций общепита — 125,2 процента. Как говорят эксперты, эти цифры являют собой самый большой ценовой скачок за последние пять лет.

При этом сильнее всего подорожал эконом-сегмент общепита, а именно обеды в столовых и фастфуд – на 27,9 процента и 20,9 процента соответственно. Тот же ужин в ресторане стал дороже на 20,2 процента.

Однако рост цен на готовую еду, повторим, не изменил потребительские привычки казахстанцев. А скорее, наоборот, усилил. Причем, судя по квартальным данным, казахстанцы чаще ходили в кафе и рестораны, когда на улице была непогода. Например, в январе–марте средние затраты семьи на питание вне дома выросли сразу на 24,2 процента, составив 11,6 тысячи тенге. Почти такой же скачок произошел и в четвертом квартале прошлого года: плюс 25,9 процента к расходам, а квартальная сумма составила уже 15 тысяч тенге.

Соответственно, за год число платежей в заведениях, где, попросту говоря, можно было зайти и перекусить, увеличилось почти на 60 процентов. Хотя, повторим, согласно данным Бюро национальной статистики, за год цены в казахстанских кафе и ресторанах серьезно выросли.

Между тем, по словам самих владельцев общепита, в ближайшее время цены на готовые блюда снова продолжат расти из-за «стремительного подорожания продуктов и необходимости повышать зарплату сотрудникам».

- Цены на продукты растут, но у нас основные расходы – это в первую очередь закупка продуктов, которые сейчас подорожали минимум на 50 процентов, плюс зарплата сотрудников и арендные коммунальные платежи, - подтверждает учредитель Ассоциации общественного питания Сулушаш Туякова. Добавляя, что «учитывая темпы инфляции, цены в казахстанских заведениях общепита могут вырасти еще на 10 процентов». Тем более, что в минувшем феврале инфляция в Казахстане достигла своего годового пика, превысив 21 процент.

Что касается походов в продуктовые магазины, то за каждый казахстанские покупатели в среднем тратят около шести-восьми тысяч тенге. Любопытно, что в прошлом году эта сумма была почти такой же.

- Средний чек за продукты зависит от магазина. Например, в «Керемете» он составлял 6969 тенге, в Interfood – 7914 тенге, в «Норме» – 5754 тенге, а в «Корзине» – 5478 тенге, – утверждают аналитики. «Золотая» рыба, «курага по цене казы»: чем шокированы посетители оптовки в Алматы

А вот еда с доставкой обходится населению гораздо дороже, чем поход в кафе – на такие заказы тратятся в среднем за один раз около 10 тысяч тенге. Может, поэтому в течение года эта услуга не стала популярнее – количество платежей в этой категории не увеличилось.

И еще одно наблюдение. Так, согласно данным компании «Атамекен», с 2015 по 2022 год доля потребительских расходов населения на продукты питания выросла с 43,8 до 51,2 процента. При этом доля расходов на платные услуги снизилась с 23,8 до 18,4 процента. А это прямо противоречит закону Энгеля, гласящему, что «по мере роста доходов населения доля расходов на продукты питания сокращается, а доля расходов на услуги заметно возрастает». Данная закономерность прослеживается и между странами – чем богаче страна, тем меньшая доля расходов приходится на еду и тем большая доля – на услуги. Однако Казахстану, судя по всему, до этого далеко – в республике наблюдается «небывалый рост цен на продовольственные товары за последние 15 лет».

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи