Опубликовано: 8500

Творчество, любовь и трагедия Ахмета Байтурсынулы: часть вторая

 Творчество, любовь и трагедия Ахмета Байтурсынулы: часть вторая

В прошлом материале мы начали рассказ о доме-музее выдающегося педагога, ученого, просветителя, переводчика  Ахмета БАЙТУРСЫНУЛЫ. Напомним, в этом году Алматы торжественно отмечает 150-летие со дня рождения учителя нации. Мы продолжаем наш рассказ о творчестве, жизни Ахмета Байтурсынулы и его семье.

Простые и понятные учебники для всей семьи

Творчество, любовь и трагедия Ахмета Байтурсынулы

Ахмета Байтурсынулы называют реформатором  национального письма. Для  ликвидации безграмотности среди казахов в 1910–1912 годы он внес некоторые изменения в арабский алфавит. Он был создан на основе арабского письма и состоял из 24 знаков, 5 гласных, 17 согласных и 2 полугласных звуков. Алфавит с прямым письмом, начиная с 1913-го до 1929 года использовался во всех мусульманских и советских школах. По сей день в Китае проживающие казахи пользуются прямым письмом. В качестве методики к алфавиту с прямым письмом Байтурсынулы написал первую книгу «Оқу құралы: қазақша әліппе» («Учебное пособие: казахский букварь»).

 Также он написал  важные для казахов учебники «Оқу құралы» («Учебное пособие») (1912, 1913, 1914), «Тіл – құрал» («Пособие по языку») (1914,  1915, 1923), в качестве методиста выпустил книги «Байаншы» (1920), «Сауат ашқыш» («Букварь для взрослых») (1926), «Әліп-би» («Азбука») (1928), «Тіл — жұмсар» («Новая методика») (1928, 1929).

        Были и другие  учебники, которые переиздавались несколько раз, методические пособия для учителей. 

    Первый годичный выпуск учебника «Тіл – құрал» («Пособие по языку») вышел в свет в Оренбурге в 1914 году. Он получил название «Система фонетики и ее виды». Второй годичный выпуск назывался «Система слова и ее виды» (1915), третий годичный выпуск вышел под названием «Система предложений и ее виды» (1923). Эти учебники были созданы впервые, в них вошли пояснения, правила и обоснования языка, которым обучают на основе практики, также различные упражнения, помогающие изучить и освоить язык.

— Ахмет Байтурсынулы  много читал, переводил с русского на казахский басни Ивана Крылова. В 1909 году вышел сборник «Қырық мысал» («Сорок басен»), затем сборник "Маса" ("Комар"), - продолжает экскурсовод.

Тогда казахская элита  очень тепло восприняла его переводы. Он уникален тем, что, несмотря на большое давление властей, не переставал писать для казахского народа.

   Из уникальных экспонатов музея — домбра, на которой играл учитель, пианино, кобыз, скрипка, чемодан, предоставленные музею частными лицами.

    По словам руководителя дома-музея Райхан ИМАХАНБЕТ, он был универсалом — любил играть на домбре, скрипке, пианино, кобызе, писал кюи. Об этом рассказал в своей книге, выпущенной в Оренбурге в 1925 году, его друг, музыковед-этнограф, композитор, фольклорист  Александр ЗАТАЕВИЧ. Известный поляк писал, что благодаря Байтурсынулы его встречали в казахских аулах, помогали пополнить песенную коллекциюТайны хранителя Затаевича

Райхан Имаханбет
Райхан Имаханбет

   До наших дней дошел сундук, который стоял в доме Ахмета Байтурсынулы, самовар, ложки, тарелки, принадлежавшие его супруге. Как самовар стал любимым предметом быта в Казахстане

 В третьем зале создана экспозиция «Рабочий кабинет учителя нации» с  сидящей за рабочим столом восковой фигурой Байтурсынулы, в исполнении уникального казахстанского живопица Сергея ПОЖАРСКОГО"Такие художники рождаются раз в сто лет"

Ахмет Байтурсынулы  отличался ростом - 1 метр 90 сантиметров, плотным телосложением, и его образ постарался точно передать Пожарский. Но фигура еще будет дорабатываться, сообщил экскурсовод.

 Также здесь представлены подшивки газеты «Қазақ», журнала «Айқап», печатная машинка, чернильница, пенал, штемпельная подушка. 

Выпуск газеты «Қазақ» — отдельная страница биографии Байтурсынулы.

Вместе с Алиханом Бокейханом и Миржакыпом Дулатулы они нашли средства для выпуска национальной газеты и организовали кампанию по подписке на нее.

Первый номер общественно-политической и литературной газеты «Қазақ» вышел в свет 2 февраля 1913 года. Это первая газета, которая издана на основе первого казахского алфавита.

С июля 1917 года издание стало официальным органом организации «Алаш», но в скором времени было закрыто решением съезда Тургайского областного совета.

Фото Максима ЗОЛОТУХИНА
Фото Максима ЗОЛОТУХИНА

«Учительское» озеро назвали в честь влюбленных

О семье ученого, просветителя долгое время ходили разные слухи. Свою будущую супругу – Бадрисафу,  Ахмет Байтурсынулы встретил во время своего второго периода работы учителем в местечке Аулиеколь Кустанайского уезда. Русская девушка Александра Ивановна – дочь переселенцев из Урала,  была грамотной, образованной, доброй и красивой. Однако фотографии Александры не сохранились, даже в архивах КНБ. В музее представлен ее портрет, написанный художником со слов и набросков дочери Шолпан. Как же Александра стала Бадрисафой?

— Ахмет Байтурсынулы снимал квартиру, у хозяина  была дочь Бадрисафа. Александра приходила и  обучала ее русскому языку, там они и познакомились с Ахметом, - рассказывает Райхан Имаханбет. — Бадрисафе было 18 лет, она умерла от туберкулеза. Когда ее отец увидел, что Ахмет и Александра полюбили друг друга, он отдал документы дочери Ахмету. Тогда нельзя было жениться на христианке, выходить замуж за мусульманина, и Александра приняла мусульманство.

     Обряд бракосочетания они провели в мусульманской мечети по всем обрядам ислама, Александра выполнила все обряды принятия ислама, на протяжении двух месяцев получала духовные знания. Красавице, которая искренне приняла ислам, было дано новое имя — «Бадрисафа».

Когда они женились, ей было 19, а Ахмету 25 лет. Своих детей у супругов не было, и они удочерили трехлетнюю дочь Машена, младшего брата Ахмета – Шолпан, записали ее на свое имя.

Между ними была любовь….Рядом с Костанаем есть село Аулиеколь, там  озеро, куда они любили ходить. В честь пары его назвали  «Учительским», - продолжает руководитель дома-музея. — Я нашла телеграмму Александры Ивановны — Бадрисафы, она пишет: «1  июля в Каркаралы арестован мой муж, бывший заведующий русско-киргизской школы,  Байтурсынов». 133 слова в телеграмме, словосочетание «мой муж» она повторяет семь раз.  Это доказывало,  что их семья создана до того, как Ахмет Байтурсынулы попал в тюрьму.

Аресты, ссылки, расстрел

За активную политическую деятельность Байтурсынулы арестовывали несколько раз. 9 марта 1910 года его сослали в Оренбург, где он жил до 1924 года. В этот период им созданы крайне необходимые для казахского народа учебники.

 2 июня 1929 года Байтурсынулы был арестован в качестве «подозреваемого» и доставлен в Алматинскую тюрьму по официальному обвинению в том, что является «участником  буржуазного переворота против царской политики и вождем Алаш-Орды». Через два месяца вслед за ним арестовали Жусипбека Аймаутулы и Магжана  Жумабая.

    Бадрисафу вместе с дочерью Шолпан сослали в Томский край.

Осужденный решением коллегии главного политического управления на 10 лет лишения свободы 13 января 1931 года Байтурсынулы  получил разрешение на воссоединение с семьей, находящейся в Западной Сибири. Здесь супруги прожили около года.

Для того, чтобы избавиться от преследований, в 1933 году Шолпан приписала к своему возрасту три года и вышла замуж за Кабидена Байсалова. Из всех их детей сегодня жива только дочь Айман Кабиденкызы.

После возвращения из мест заключения учитель был лишен возможности занимать руководящие должности.

11 августа 1937 года его вновь арестовывают по постановлению НКВД. 8 декабря этого же года Ахмет Байтурсынулы был расстрелян. Жители Алматинской области до сих пор находят в огородах останки жертв "красного террора"

В музее сохранились ордер на арест, страница из его личного дела с отпечатками пальцев и предсмертной фотографией, свидетельство о смерти.

Фото Максима ЗОЛОТУХИНА
Фото Максима ЗОЛОТУХИНА

  Просветитель был реабилитирован решением коллегии Верховного Суда Казахской ССР от 4 ноября 1988 года. Его супруга, Бадрисафа Мухамед-Садыковна — 5 сентября 1989 года (в день рождения супруга), по официальным документам Верховного Суда Казахской ССР. Шолпан Ахметкызы Байтурсынова  реабилитирована 25 июня 1990 года решением Верховного Суда Казахской ССР.

16 ноября текущего года дом-музей посетил Касым-Жомарт Токаев. В честь 150-летия со дня рождения  Ахмета Байтурсынулы в одноименном сквере Алматы он торжественно открыл памятник учителю нации. А еще подарил музею оберег - тумар, который висит в кабинете просветителя.

Елена КОЭМЕЦ, фото автора

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи