Опубликовано: 5300

Жители Алматинской области до сих пор находят в огородах останки жертв "красного террора"

Жители Алматинской области до сих пор находят в огородах останки жертв "красного террора" Фото - Тахир САСЫКОВ

«Помогите найти прадедушку. Он пропал в 30-е годы»…

С такими просьбами казахстанцы часто обращаются к сотрудникам музея жертв политических репрессий, что находится в Талгарском районе Алматинской области.  

Здесь, в зале памяти, на черных мраморных досках написаны фамилии репрессированных из области, всего 4125 человек. Их дела нашли в архивах на момент открытия музея. И эта цифра не окончательная, ведь исследовательская работа продолжается! По скупым данным, которыми располагают потомки пропавших без вести,  часто удается отыскать следы их родных, узнать подробности семейных трагедий.  

Немного об истории создания музея. В 2002 году в поселке Жаналык открылся мемориал, посвященный  жертвам политических репрессий. Его место выбрано не случайно. На территории данного населенного пункта и вокруг него находятся массовые «захоронения» жертв «большого террора» 1930-х годов. До сих пор местные жители при проведении земельных работ натыкаются на человеческие останки. Как выяснили сотрудники музея, тела расстрелянных «врагов народа» сбрасывали в наспех выкопанные ямы и траншеи. По их  данным, возле Жаналыка захоронено более  5 тысяч человек. А сколько таких «братских могил» вблизи Алматы, ученым еще предстоит выяснить.

После открытия памятника началась масштабная работа по реконструкции близлежащей территории в мемориальный комплекс.   

И вот 16 декабря 2018 года в рамках реализации программы «Рухани жангыру» при поддержке акима Алматинской области Амандыка БАТАЛОВА здесь открылся музей жертв политических репрессий, филиал Алматинского областного историко-краеведческого музея им. Мухамеджана Тынышпаева. Площадь музея - 635 квадратных метров.

Музейная экспозиция представлена тремя залами: «История репрессий в Казахстане с 1916 по 1986 год», «Реквием памяти жертв политических репрессий», «Историко-просветительское общество «Адилет» и его деятельность».

Приезжали солдаты и выкапывали траншеи, якобы для больных животных   

Вместе с фотокорреспондентом мы находимся в кабинете заведующего музеем Меиржана МУСАБАЕВА. Его стены украшены портретами представителей казахской интеллигенции, алашордынцев Миржакупа  Дулатова, Ахмета Байтурсынова, тоже попавших в жернова «красного террора».

 Интересуюсь: какие самые уникальные экспонаты музея?

- Те, что обнаружены в поселке Жаналык в 2018 году, - рассказывает Меиржан Мусабаев. -  Житель поселка проводил воду к бане, трактор копал траншею. В земле он увидел  кости, работы остановил и вызвал  полицейских. Также прибыли археологи. Когда раскопали яму глубиной два на три метра, в ней нашли останки 163 человек. Все они были без документов. Но вместе с ними найдены истлевшая обувь, деньги, очки, трубки для курения. 

Как установили ученые, это было массовое захоронение расстрелянных людей. В черепах обнаружены дыры от пуль. В 1937-1938 годы расстрелянных в здании НКВД (оно находилось в подвале алматинского здания по улице Джержинского (ныне Наурызбай батыра. - Прим. авт.) вывозили сюда и закапывали. Неподалеку находится поселок Али. По воспоминаниям его старейшин, днем сюда приезжали солдаты и выкапывали траншеи. Местным жителям они  говорили, что здесь якобы будут хоронить умерших  от болезней животных. И к ним нельзя приближаться, так как можно заразиться. По ночам сюда привозили и сбрасывали в траншеи трупы людей. 

 А минувшим летом во время работы по благоустройству парка перед музеем на  небольшой глубине найдены человеческие  останки, сразу  в пяти местах. 

- Современная наука позволяет их идентифицировать? 

- Нет. Как показала экспертиза останков 163 человек, из них пять принадлежат  женщинам, остальные - мужчинам, половина захороненных – славяне, другая половина - монголоиды.  

Сейчас мы готовим археологическую смету, чтобы продолжить раскопки, так как массовые захоронения были не только здесь. Есть еще одно место под  Алматы, на  границе Илийского и Алатауского районов. Известно, что ночью 21 марта 1938 года расстреляли 19 наркомов и в одном месте всех захоронили. 90-летняя дочь одного из репрессированных очень хочет найти останки своего отца. Мы хотим провести раскопки и сравнить ДНК найденных останков и этой бабушки.   

Многие дела под грифом «секретно»   

Благодаря СМИ, соцсетям о работе музея узнают не только казахстанцы, но и наши бывшие соотечественники, проживающие в других странах. Недавно в Жаналык из Великобритании приезжала внучка репрессированного казахстанца. Ее родственники увидели в музее на траурных досках знакомую фамилию, сообщили женщине, та приехала узнать информацию о своем дедушке. Оказалось, в списке другой ее родственник. Но сотрудники музея нашли информацию о дедушке в других записях: кем он был, когда репрессирован, когда реабилитирован. Кстати, посмотреть полную информацию о любом из четырех тысяч реабилитированных можно в информационных  киосках, что установлены в зале музея. Информация доступна на казахском, русском языках, а скоро будет переведена на английский.

В другом случае в музей пришел сын репрессированного прокурора, приговоренного к высшей мере наказания. Много лет мужчина не мог отыскать документы отца. По месту работы репрессированного сотрудники музея вышли на архив в Восточно-Казахстанской области, запросили копии документов.

- Мы готовим экспозицию про его отца, так как в 1937-1938 годы многих прокуроров, судей репрессировали, и судебный процесс проходил не по закону, судили без суда и следствия, - продолжает заведующий музеем. - Тогда из Москвы прибыли 30 человек, из них образовали «тройки», которые рассматривали  дела не более 15 минут.  Если приговор был «высшая мера наказания», он приводился в исполнение в тот же день. 

Сложность  поисковой работы в том, что многие дела разбросаны:

- В прошлом году Касым-Жомарт Токаев издал указ о полной реабилитации жертв политических репрессий. Сформированы государственная  комиссия, а  в областях - местные комиссии по выявлению репрессированных, которые еще не реабилитированы. Я, например, руковожу группой по реабилитации узников лагерей. Другие группы работают в области, в Алматы. Мы ищем информацию в разных архивах. Многие дела все еще засекречены.

Это связано с их спецификой: в них есть фамилии тех, кто доносил друг на друга. Под пытками сотрудники НКВД заставляли людей клеветать и писать жалобы, доносы.  Существуют опасения, что при разглашении всех подробностей потомки пострадавших и тех, кто «доносил», будут между собой враждовать, мстить.

Заведующий музеем Меиржан МУСАБАЕВ

Заведующий музеем Меиржан МУСАБАЕВ

- В списках репрессированных в основном мужчины или есть и женщины?

- В основном мужчины. На данный момент в списке есть  Шахзода Шонанова. Ее осудили как врага народа. По материалам, которыми мы располагаем, к ней в дом подселили  мужчину. Чтобы забрать ее жилище, он пошел к властям и заявил, что женщина выступает против Советской власти. Ее осудили и приговорили к высшей мере наказания. Реабилитировали в 1956 году.

Местоположение всех лагерей сложно установить

На входе в зал «История репрессий в Казахстане с 1916 по 1986 год» установлен колокол, такие были в исправительно-трудовых лагерях  для сбора заключенных.

Диорамы демонстрируют их нелегкую жизнь в лагерях, допрос политзаключенных, карцер. Среди музейных экспонатов есть подарки потомков репрессированных - пишущая машинка, телефон, фотоаппарат, граммофон.

На стендах можно ознакомиться с трагической главой истории Казахстана - голодом, восстаниями против советской власти.

А также с отдельными делами репрессированных по Алматинской области. В  жернова террора попали представители интеллигенции (учителя, писатели, ученые, общественные деятели, имамы), а также трактористы, кузнецы, сотрудники колхозов, люди разных национальностей и возрастов.  

Среди документов есть копия шифровки по увеличению плана по репрессиям, написанная Левоном Мирзояном Иосифу Сталину.

В документе говорится о том, что уже выполнен план по репрессиям, однако в  Казахстане все еще много людей, которые выступают против советской власти, поэтому Мирзоян просил увеличить план. После его письма репрессии продолжились, и за 11 месяцев к высшей мере наказания приговорили более 25 тысяч человек. Судили  по двум статьям УК РСФСР – 58-й «Враг народа» и 59-й «Бандитизм».

Тех, кого «пощадила» судьба, отправляли в трудовые лагеря на сроки от 10 до 25 лет. Как правило, родным не сообщали, в какую область ссылается их муж или брат.   

На территории Казахстана установлено 11 лагерей системы Гулаг (Главное управление исправительно-трудовых лагерей). Самые  большие - Карлаг, в Караганде и АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников родины.

- В Алматинской области тоже были лагеря. По архивным документам мы нашли семь, существовавших в период с 1920 по 1950 год, - говорит Меиржан Мусабаев. - Сейчас это уже территория Алматы. Так, был лагерь «Аксай». Возможно, он располагался  на месте рынка «Тастак» или в микрорайоне "Акжар". Жетысуский лагерь, его точное место не указано. В 1921 году в рапорте сказано, что он находится на месте старого женского монастыря, на территории лагеря проходит река Или, узники занимаются рыболовством. Возможно, где-то в районе Капшагая. Был еще казахский исправительно-трудовой лагерь, существовал с 1930 по 1932 год, точное местоположение неизвестно.

В лагерях  на территории Алматинской области заключенные занимались в основном сбором хлопка и выращиванием зерновых культур.

А в городе Жаркенте до сих пор сохранилось деревянное здание бывшей тюрьмы, построенной в 1897 году. В ней содержали тех, кого ловили в пограничной зоне. Алашордынцы, узники, сбежавшие из трудовых лагерей, все стремились к границе, чтобы пробраться в Китай. После задержания в приграничной зоне их помещали  в Жаркентскую тюрьму. Затем их дела отправляли в Алматы на рассмотрение «тройки». Если приговаривали к высшей мере наказания, расстреливали в тюрьме. На расстоянии примерно в 500 метров от тюрьмы закапывали трупы. Сейчас в том месте течет река, поэтому останков не осталось.  

Известен и такой факт. В Алматинской обасти на территории современного Ескельдинского района произошло Шубартауское восстание. Его участников отправили в Карлаг. Однако 24 заключенным удалось сбежать из лагеря. Они добрались до Жаркента. На границе их поймали и отправили обратно в исправительно-трудовое учреждение.

Книги алашордынцев уничтожали или закапывали

- Кто из видных казахских деятелей культуры, политиков  прошел через эти лагеря?

- Ермухан  Бекмаханов, писатель, первый в Казахстане и Средней Азии доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук, автор учебников для средней школы, основатель кафедры истории Казахстана в КазГНУ им. Аль-Фараби. Обвинен в «буржуазном ультранационаизме» и осужден 4 декабря 1952 года на 25 лет. Освобожден и реабилитирован в 1954 году.

В середине 1950-х, после смерти Сталина, многих реабилитировали, а трудовые лагеря закрыли. Алашордынцев реабилитировали 4 ноября 1988 года.

Историко-просветительское общество «Адилет» образовалось в 1989 году по инициативе ученых и потомков репрессированных. Его основатель - кинодраматург, режиссер Болат Жансугуров, сын Ильяса Жансугурова. А первым председателем был Санжар Жандосов, сын Ораза Джандосова.

Общество занимается поиском репрессированных, их  реабилитацией, сбором материалов, пропагандой творчества алашордынцев, проводит конференции в Казахстане и за его пределами. В экспозиции музея находятся книги Сакена Сейфуллина, Ильяса Жансугурова, Беимбета Майлина, Ахмета Байтурсынова.

В 1929 году их книги были запрещены. Тогда многие жители избавлялись от «враждебной» литературы, опасаясь репрессий.  А потомки алашордынцев книги прятали. Так, знаменитое произведение Ахмета Байтурсынова «Маса» уцелело благодаря родным, они закопали книгу в землю.    

После реабилитации алашордынцев их труды находили в архивах, восстанавливали по сохранившимся статьям в газете «Казах» (она выходила с 1913 по 1915 год).

«Не щадили ни женщин, ни детей, добивали раненых»

Представители музея выезжают в экспедиции и занимаются активной научно-исследовательской работой по Алматинской области.

- Ранее вышла энциклопедия "Жетысу", в которой описаны достижения области. А сейчас  мы хотим описать ее трагическую историю, - говорит мой собеседник. - Мы побывали в семи районах области. Цель экспедиции – поговорить с местными историками, жителями, узнать как можно больше информации. Недавно побывали в Уйгурском районе, там есть поселок Аксу. В 1918 году всех жителей этого поселка расстреляли и в одном месте  закопали. Речь идет о сотнях погибших. Произошло это из-за восстания 1916 года. По области мы нашли много мест массовых захоронений - в Ескельдинском, Кербулакском районах.  

После восстания 1916 года проводились акции мести. Бойцы Красной армии расстреливали целые поселки, не щадили ни женщин, ни детей. 

- Как удалось узнать такие  подробности?

- В этой бойне удалось выжить одному мужчине. Он перестал дышать и  притворился мертвым. К нему подошел солдат с сигаретой в зубах, склонился над ним и пепел попал тому мужчине  в глаза. Однако тот не пошевелился. Потерял глаз и выжил, а потом рассказал эту историю.

В Кербулакском районе один молодой человек поведал  историю своей бабушки по имени Жапырак, что с казахского переводится «лопух». Когда она была маленькой, во время кошмарной «зачистки» аулов родители спрятали ребенка под листьями лопуха. Она каким-то чудом выжила. И ее назвали Жапырак.

Вообще, история Жетысу во время репрессий мало изучена. Поэтому мы хотим заполнить этот пробел.

Также в  планах – строительство комплекса на территории музея, где под открытым небом посетителям будут демонстрировать трагические фрагменты из жизни политзаключенных.

Предполагается, что на гигантской памятной стене будут указаны фамилии, имена всех репрессированных в Казахстане.

Алматинская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи