Опубликовано: 680

Как самовар стал любимым предметом быта в Казахстане

Как самовар стал любимым предметом быта в Казахстане Фото - Тахир САСЫКОВ

Изобретение для нагрева воды, отдаленно напоминающее самовар (аутепса), появилось еще в Древнем Риме.

В Китае использовали его аналог – хого. А спустя тысячелетия разгорелся настоящий самоварный бум! Пузатые водонагреватели на расписных подносах украшали лучшие дома России, Европы, дворцы арабских шейхов. По торговым путям они пришли в казахскую степь и прижились в быту.

В Центральном государственном музее РК в Алматы открылась онлайн-выставка “Самаурының қайнасын...”, на которой можно посмотреть уникальные экспонаты из фондов музея.

Более тысячи человек уже посетили выставку в формате онлайн. Корреспондентам “КАРАВАНА” повезло больше – нам разрешили посмотреть коллекцию вживую, с соблюдением всех требований безопасности.

На выставке представлены самовары XIX–XX вв. разных форм – в виде вазы, шара, рюмки, цилиндра. Пузатые и изящные. Знаменитые победители ярмарок с богатой “родословной” и серийные домашние любимцы.

Разнообразны и материалы: медь, латунь, бронза, необычные отделки из кости и дерева. У каждого из 50 представленных экспонатов есть своя история. Но чаще музейным работникам известна лишь ее незначительная часть, и приходится только догадываться, какой путь проделал раритетный экземпляр, прежде чем попал в музей.

“Пузо”, медали и материал влияли на цену

Заведующая отделом по хранению фондов ЦГМ РК Маржан ЖУНУСОВА с любовью рассказывает о каждом экспонате:
– Особое место в коллекции занимают работы тульских мастеров. К концу XIX века Тула занимала первое место по количеству изготавливаемых самоваров в мире. Самый большой завод принадлежал семье БАТАШОВЫХ. Баташовские самовары на протяжении десятилетий занимали призовые места и собирали высшие награды на любой ярмарке. По количеству медалей в виде клейма на лицевой поверхности “пузатика” судили о его цене. Чем больше медалей, тем выше цена. На одном из самоваров их 13 штук! Цена зависела также от веса и пузатости изделия. Поверхность могла быть посеребренная, позолоченная, в зависимости от того, от какого клиента поступил заказ. Материал тоже влиял на цену. Поначалу баташовские самовары были однотипные – четырехугольный поддон, ножки. Особым изяществом не выделялись, для них важна была практичность, устойчивость и вместимость. Позже в моду вошли более изящные самовары, с резными деталями. Каждый хотел, чтобы на столе стоял самовар особенной формы, красивый и блестящий. До блеска их старательно начищали речным песком, золой, мелом.

Сегодня любой самовар фабрики Баташовых на блошином рынке стоит от 200 долларов и выше.

Приданое, ценный подарок и символ уюта

Центр экспозиции украшает самый большой самовар с фабричной маркой торгового дома братьев ШЕМАРИНЫХ (1825 год). Изделия этой марки ценились высоко, так как отличались красотой и качеством. В 1889 году братья участвовали в легендарной Всемирной выставке в Париже, где получили за свою продукцию Большую серебряную медаль.

Этот сияющий красавец вместимостью до 30 литров стоял на станции Актюбинского отделения железной дороги. В нем кипятили воду для поездных бригад. Поступил в Центральный музей в 80-е годы (на фото).

– Самый старый экземпляр – самовар 1826 года выпуска, куплен отцом женщины по имени Рапиха из рода тобыкты в 1926 году на известной Каркаралинской ярмарке, – продолжает наш экскурсовод. – Дочь унаследовала его от отца в качестве приданого. Обычно самовары переходили от родителей к детям, далее – к внукам. Добротный самовар считался очень ценным подарком во все времена. Сам по себе предмет уникальный, живой. Символ домашнего очага, уюта и дружеского общения.

Еще один самовар производства крупной тульской фабрики, принадлежавшей Мееру Иосифовичу СЛЮЗБЕРГУ, поступил в музей в 2016 году. В документах указано, что его передал директор ЦГМ РК Нурсан АЛИМБАЙ. Экспонат найден на территории средневекового городища Койлык в Алматинской области во время археологических раскопок. Самоварная фабрика Слюзберга существовала в период с
1904 до 1917 года. В архивных документах указано, что из кустарного цеха она быстро превратилась в полноценное производство, была оснащена самым передовым оборудованием по дореволюционным меркам.

В противовес пузатым гигантам на выставке красуются малыши, которых еще называют “тет-а-тет”. При организации деловых, романтических встреч каждый из присутствующих пил чай из личного самовара. Такие индивидуальные предметы, часто выполненные на заказ, имели известные купцы, лица царской фамилии.

Ну и самый изящный и дорогой экспонат выставки – мельхиоровый чайничек изысканной формы конца XVIII века.

Помощник кочевника

В казахскую степь самовары пришли в результате торговых связей и постепенно вошли в быт. Использовались также среднеазиатские чайники и кумган-самовары.

– Один из первых сосудов, появившихся, возможно, до рождения самовара, – самовар-кастрюля, – говорит Маржан Жунусова. – Известно, что подобного вида предметы впервые появились в Средней Азии. Многие считают их родиной Китай. Однако наши ученые преподносят свою версию: самоварное производство было в первую очередь налажено в Средней Азии. Люди вели кочевой образ жизни, им нужно было кипятить в чем-то воду для приготовления еды, гигиенических процедур и не только.

Поделенная на две части самовар-кастрюля, как и многие другие экспонаты музейного фонда, досталась нам от жителя Алматы. В процессе исследования выяснилось: такого рода посуда выпускалась на заводе семьи ЛЯЛИНЫХ в XIX веке.

Восточные кумганы больше похожи на посуду из сказки “Тысяча и одна ночь”. Их крышечка поднималась, внутрь вкруговую заливалась вода. Уголек или щепочки закладывались снизу. Там имеются специальные отверстия, чтобы палочкой можно было шевелить угли. Для жителей Средней Азии эта форма более родная, близкая.

Самовары тоже стали очень популярны. В них было удобно кипятить на свежем воздухе чистую родниковую воду и наслаждаться вкусом чая. У казахов это особенная традиция. Маржан Жунусова рассказала, что, когда приезжает в аул к родным, к ее приезду во дворе ставится самовар и собираются не только родственники, соседи, но и родственники родственников.

На картине казахстанского художника Леонида ЛЕОНТЬЕВА, также представленной на выставке, изображена известная домбристка Дина НУРПЕИСОВА и акын Жамбыл ЖАБАЕВ. Они приехали в гости на джайляу, хозяева их встретили чаем с баурсаками. Рядом с дастарханом стоит пыхтящий самовар…

– Сегодня самовары празднуют свое второе рождение, – уверена эксперт. – Радушный прием гостей вместе с самоваром придает особую атмосферу гармонии, общения, радости. За столом собираются душевные люди. Сколько люди ни пили чая из самовара, еще никто не сказал: “Я напился!”.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи