Пробивая низкие экспортные пошлины на подсолнечник, трейдеры помогают России - Караван
  • $ 487.37
  • 532.94
+10 °C
Алматы
2024 Год
12 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Пробивая низкие экспортные пошлины на подсолнечник, трейдеры помогают России

Пробивая низкие экспортные пошлины на подсолнечник, трейдеры помогают России

Экспортная пошлина на семена подсолнечника в Казахстане действует до 31 августа, и сейчас назревает вопрос о ее снятии. А это значит, что между производителями семечки и маслоделами снова назревает конфликт. Производители масла считают, что воспользоваться ситуацией могут российские экспортеры, работающие по «серым» схемам.

  • 15 Августа 2023
  • 246
Фото - Caravan.kz

«Семена раздора» давно посеяны между сельхозпроизводителями и переработчиками. В интересах фермеров – вывезти больше подсолнечника за границу и подороже продать, производители масла, наоборот, нуждаются в недорогом сырье внутри страны.  

Недавно фермеры заявили, что нерациональные запасы по итогам сезона 2021/22 составили более 400 тыс. тонн, то есть введение экспортной пошлины привело к упущенной выгоде на сумму более 100 млрд тенге.

В ответ производители масла провели пресс-конференцию, и заявили, что таких объемов семечки в стране нет и быть не может. По данным маслоделов, в данный момент у фермеров не больше 260 тыс. тонн семян подсолнечника, которых едва хватит для обеспечения внутреннего рынка. 

В кулуарах пресс-конференции коммерческий директор компании Qazaq Astyq Group Александр Буженица отметил, что своими действиями производители семечки готовят «благоприятную почву» для реэкспорта российского сырья.

Россияне могут выдавать свою семечку за казахстанскую и вывозить в Китай, Узбекистан, Таджикистан.

«Казахстан зачастую выступает транзитом. Пробивая низкие экспортные пошлины, трейдеры таким образом помогают «серому» транзиту из России. Это позволит им вывезти 300-400 тонн», — сказал он.

К тому же под угрозой может оказаться продовольственная безопасность страны. По словам Александра Буженицы, экспортируя сырье, мы таким образом убиваем нашу перерабатывающую промышленность в то время, как другие страны стараются ее развивать. 

"Мы субсидируем переработчиков из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Сейчас наблюдается бум строительства маслоперерабатывающих заводов в Средней Азии. Они нуждаются в сырье, им нужны подсолнечник, лен, соя, рапс. Но у нас есть свои заводы, мы в другой стадии экономического развития. У нас налажена переработка, но сырье уезжает за границу.  Все это стимулируется трейдерскими компаниями."

Александр Буженица считает, что с введением экспортной пошлины производители семечки не остались в убытках. 

«С начала сезона было экспортировано 250 тыс. тонн семян подсолнечника. Это данные декларации таможенных органов. Даже такая пошлина (20 % и не менее 100 евро за тонну) не смогла удержать вывоз семечки. Китай переплатил, но все равно закупил сырье. Они закупают семечку в виде ядра, очищенного от шелухи и мусора. Мы же берем семечку грязную, мокрую, потом ее сушим, чистим, давим. Купить и перепродать сырье – проще простого, а вот заключить контракт, переработать и поставить в нужном объеме – куда сложнее». 

На вопросы, как сегодня контролируются поставки растительного масла на внутренний рынок и ограничивается ли вывоз этой продукции из страны, Александр Буженица ответил:

«Есть емкость рынка. У нас в стране необходимо, условно, в среднем 18 тыс. тонн, а производится 60 тыс. тонн. Естественно, мы экспортируем масло, но держим баланс. Мы понимаем, кто сколько потребляет, подписываем долгосрочные контракты на поставки. Нет такого, что заводы сидят в агонии, и не знают, куда продать масло. У нас все спланировано на три месяца вперед. Мы знаем, что купили сырье, и под эти объемы формируем продажи. Во время ковида, когда рушились каналы сбыта, мы все перезагрузились. Это встряхнуло бизнес.

На наш взгляд, не нужно вводить никаких ограничивающих мер в отношении экспорта переработанной продукции. В прошлом году нас закрыли, мы залились маслом, но при этом заводы были в убытках, и дешевле наша продукция не стала. В итоге выиграли перекупщики.

Сейчас все развернулись на внутренний рынок. Посмотрите, что происходит в других странах: Украина, Беларусь, Россия ограничили поставки семечки на внешний рынок, ввели заградительные экспортные пошлины. Никто не дает вывозить сырье, вывозят только готовую продукцию. Наши «соседи» говорят, дайте нам семечку, мы сами сделаем масло. Посмотрите, что произошло в мукомольной промышленности. Мы ее убили в Казахстане, но вырастили своими руками в Узбекистане. Теперь они нам диктуют цены на зерно».