«Миллион казахов в России не имеют ни одной казахской школы!» ― ответ российскому консулу
На портале Аbai.kz был опубликован ответ общественного деятеля Ауыта Мұқибека на заявление генерального консула России в Алматы Евгения Боброва. Ранее Бобров заявил о том, что в Казахстане в последние годы наблюдается спад использования и изучения русского языка.
«Наблюдается определенный спад в уровне использования и изучения русского языка. Есть этому явлению объективные причины ― это сокращение русского населения до 15,2 %, а есть и определенная направленность Минобразования на изменение государственной программы обучения с опорой на казахский язык», ― сказал он в интервью изданию ТАСС.
Общественный деятель Ауыт Мұқибек просил передать его слова генеральному консулу России, поскольку сам он не знает русского языка. По словам Мұқибека, уменьшение количества русских классов ― естественный процесс.
«Более миллиона казахов в России не имеют ни одной казахской школы, все учатся на русском языке. На этот счет не высказывался ни один посол Республики Казахстан в России. Пусть господин консул не лезет во внутренние дела страны! Министр Ғани Бейсембаев работает очень правильно!» ― заявил Ауыт Мұқибек.
«Каждый пятый казахстанский выпускник вуза работает таксистом или курьером»
На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Шыңғыса Мұқана о проблемах образовательной системы и безработицы в Казахстане.
По словам автора, каждый пятый выпускник вуза работает таксистом или курьером. Однако, даже не получив грант, многие из них в течение 4 лет тратят свое время и родительские деньги. Возникает законный вопрос, нужен ли диплом, чтобы стать таксистом или курьером.
«Что это может означать? Во-первых, плохая профориентация, то есть учащиеся точно не знают, кем они хотят стать. Жизненно важное решение принимается случайным образом. Чтобы подтвердить этот вывод, необходимо провести социологическое исследование среди выпускников школы. Также специалисты, получившие диплом, имеют низкую квалификацию, то есть не имеют квалификации для работы специалистом. Этот вывод также нуждается в глубоком изучении. К этому выводу я пришел из-за своей сферы. К примеру, университеты выпускают огромное количество переводчиков, однако переводчиков-специалистов очень мало», ― высказался автор.
Он также подчеркнул, что безработица ― прежде всего проблема экономики, а не образования. Пока экономика не диверсифицирована, а промышленность не растет, молодежь так и будет работать на случайных подработках.
«Призывал изучать русскую культуру»: почему среди казахстанцев растет количество хейтеров Абая
На портале Аbai.kz была опубликована статья Керімсал Жұбатқанова о проблемах восприятия Абая Кунанбаева в современном обществе.
По словам автора, многие критикуют казахского поэта за призыв к изучению русской культуры. Например, в одном из слов назидания Абая говорится: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку».
«Российская империя конца XIX века, действительно, была страной с развитой наукой и культурой, с большим количеством знаний. Западная Европа, США не уступали России, но народу Азии было трудно получить информацию об этих странах. Поэтому Абай призвал казахов сосредоточиться на более доступной русской культуре. В 25-м слове он не говорит о великолепии русских, а лишь призывает учиться, стремиться к тому, чему они научились», ― отметил Керімсал Жұбатқанов. 7 фактов об Абае, которых вы не знали
Он также добавил, что открытая критика великого философа в адрес своего народа мотивирована не презрением или желанием какой-то жалкой судьбы для него. На самом деле многие великие писатели и поэты считали одной из своих главных задач выявить и показать бичи своего времени.
«В нашей стране под патриотизмом понимают восхваление своей страны, нации. Насколько конструктивна постоянная похвала? Если мы постоянно будем хвалить кого-то и закрывать глаза на его недостатки, его ошибки, разве это не принесет больший вред?» ― задался вопросом автор.
«Эффект домино»: как чиновники проигрывают в разрешении вопроса о хиджабе в школах
На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Талғата Жақиянова о необходимости единой формы в казахстанских школах.
Автор начинает с того, что школа ― социальный институт, и помимо образования (обучение + воспитание + развитие), одной из важнейших функций школы является эгалитарная функция.
Эгалитаризация ― означает уравновешивание (уравниловка). То есть школа ставит перед собой задачу создать одно и то же социальное пространство (хотя и искусственное) для детей из разных слоев общества/семей и тем самым создать позитивную психолого-педагогическую атмосферу, необходимую для получения образования.
«Унифицированная школьная форма ― это средство маскировки многослойных маркеров. Меньшинство, которое поднимает нынешний вопрос о хиджабе/платке, утверждает, что «это предложение высказывается только мусульманами, поэтому оно должно быть разрешено». Однако ситуация обстоит иначе. Такое намерение существует и в других религиозных течениях. У нас есть 18 официально зарегистрированных конфессий (религиозных). Еще больше незарегистрированных. Разрешение хиджаба/платка пробуждает интересы многих из этих течений. Потому что в «светской» стране равны права всех религий!» ― заявил автор.
Он подчеркнул, что выражение религиозных атрибутов в школе связано не только с исламом. В северном регионе страны были случаи, когда директор школы, являющийся православным верующим, на всех учениц надевал платок в православной манере.
«Несколько лет назад я видел, как старшеклассники одной из смешанных школ, вступившие в сатанинскую секту, одевались в образы сатаны. Подобные ситуации могут спровоцировать другие течения эффектом "домино". К тому же в нашей стране и ислам не является единым. Соответственно, разные течения будут привносить свои порядки и особенности», ― подчеркнул Талғат Жақиянов.
Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.