Опубликовано: 11700

Почему правительство Казахстана уже более десяти лет рубит законопроекты о парламентском расследовании

Почему правительство Казахстана уже более десяти лет рубит законопроекты о парламентском расследовании Фото - Caravan.kz

Чует, что это реальная угроза некоторым членам кабинета, госчиновникам и акимам? В начале этой сессии парламента давнюю инициативу партии «Ак жол» поддержали фракции Amanat. Даже ОСДП и одномандатники. Но премьер-министр Алихан Смаилов решительно отверг идею народных избранников. Неспроста же?

В этом разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.

На очередной вариант законопроекта «О парламентских расследованиях» Алихан Асханович ответил жестко: «В деятельности парламента есть механизм контроля, преду­сматривающий избрание и освобождение от должностей, дачу согласия на назначение на должности, лишение неприкосновенности должностных лиц, решение вопроса о доверии правительству, заслушивание отчетов членов правительства по вопросам их деятельности. И проведение парламентских слушаний, депутатских запросов… Полномочия парламента, предлагаемые в инициированном проекте закона, выходят за рамки компетенции законодательного органа, установленного Конституцией».

И сослался на её 47 статью. Поэтому «Конституцией, - заметил премьер, - не предусмотрено наделение парламентом правом расследованиях в иных случаях».

Выходит, в отношении президента можно, а в отношении миллионеров, «трудящихся» в квазигосударственном секторе, которые назначают себе заоблачные зарплаты, нельзя? То есть народные избранники не имеют права разобраться, почему у «квазиков» зарплаты и бонусы в десятки миллионов тенге?

Напомним. Сыр-бор грянул в начале октября, когда мажилисмен Ерлан Саиров обратился к премьер-министру и генеральному прокурору с депутатским запросом: почему члены правления «Казахтелекома» получили премии в общей сложности на 422 миллиона тенге? «Что это за роскошь, когда простой народ не может на кусок хлеба заработать», - возмутился народный избранник.

Вот тут депутатское расследование было бы в тему.

«Пока народ выживал – они наживались»

Пара историй из недавнего прошлого.

В 2006 году вдруг выяснилось, что президент «Казахтелекома» Хайрат Карибжанов назначил себе зарплату весом в 365 тысяч долларов в месяц. Плюс около двух миллионов в виде премии по итогам года. Депутат мажилиса Владимир Нехорошев тогда поинтересовался: а что такого прорывного сделал «Казахтелеком», какую прибыль внес в госказну? Ответа не получил.

В том же году у тогдашнего главы Банка развития Казахстана Камбара Шалгибаева зарплата была скромнее, чем у Карибжанова. Всего 100 тысяч долларов в месяц. У других «квазиков» еще меньше – от 35 до 50 тысяч «вечнозеленых». Без учета бонусов и премий.

Думаете, что-то сильно изменилось с тех лет?

В начале этого октября Генпрокуратура сообщила, что в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» несколько лет выплачивали зарплаты сотням несуществующих работникам – «мертвым душам». Причем реальным покойникам. «По актам прокурорского надзора принимаются меры по возврату незаконно выплаченных сумм. Назначены аудиторские проверки», - сказано в сообщении генпрокуратуры.

Старые грабли не ржавеют?

Комментарий финансового эксперта Дархана Кажигалиева.

- Институт парламентского расследования действует во многих странах мира. С одной стороны, это иногда очень эффективный механизм борьбы с финансовыми нарушениями со стороны исполнительной власти. С другой – сегодня очень трудно предсказать последствия этих расследований. Это может ударить по стоимости акций компаний в квазигосударственном секторе, их корпоративной репутации.

- Может, по репутации их руководителей?

- Если депутаты поднимают тему парламентского расследования уже 10 лет, а правительство против, то, видимо, у него есть какие-то аргументы. Хотя я и мои коллеги не можем понять, почему в нацкомпаниях такие оклады назначали. Прорывные проекты не состоялись, новые технологии не появились, в сельском хозяйстве проблемы прежние, правительство сообщало о создании новых предприятий и новых рабочих местах. Где это все? У меня ощущение, что руководители нацкомпаний все эти годы только наживались. В то время как население выживало… В любом случае есть прокуратура, есть Антикор, есть Высшая аудиторская палата… Инструментов много. Возможно, ими до этого не очень правильно пользовались…

Полтора года назад лидер парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев, говоря о сомнительных правилах госзакупок в подразделениях фонда «Самрук-Казына», задал вопрос премьер-министру: почему под подозрение попадает не весь квазисектор, а только отдельные нацхолдинги и компании? И тут же напомнил о многомиллионных премиях их руководителей. В частности, о бонусах начальству «СК-Фармация», которая провалила работу в разгар пандемии.

Думаете, Азат Турлыбекович получил полновесный ответ?

В интервью «Каравану» он прямо сказал, что «в правительстве есть лоббисты, которые откровенно закрывают эту тему».

Кто кого боится?

Механизм парламентского расследования пояснил «Каравану» юрист Фархат Шаймерденов.

- В разных странах он по-разному работает. Когда экс-президента Франции Николя Саркози обвинили в коррупции и подкупе судьи – сразу подключилась прокуратура. Парламент затребовал все документы. Предоставили. Саркози какое-то время был даже под домашним арестом. Приговор: три года тюрьмы. Но два года условно. И с браслетом на ноге. Если не ошибаюсь, расследование продолжается. Сейчас конгресс США обвиняет семью президента Джо Байдена в коррупции, в частности, по «украинским» делам. Конгресс вправе запрашивать любые документы у спецслужб. Но там тоже есть противодействие парламентскому расследованию со стороны силовиков. Может, потому, что у них выборы на носу?

- А как вообще схематично выглядит парламентское расследование?

- Формально фракции или большинство депутатов могут затребовать от уполномоченных органов какие-то документы по делам, вызвавшим резонанс – даже по слухам. В нашем случае - по завышенным зарплатам руководителей нацкомпаний. При этом у мажилисменов нет права принимать решения, имеющие уголовно-правовые последствия. Они могут только констатировать нарушения закона и рекомендовать соответствующим компетентным структурам рассматривать предлагаемые ими документы. И давать рекомендации силовикам.

- И все?

- На сегодня – это «и всё».

- И какие последствия?

- В наши законы шесть раз пытались внести поправки в закон о рейдерстве. Приняли. А как он работает? Если будет принят закон о парламентском расследовании, то беспредел с зарплатами «квазиков» кончится. Но я не верю, что это завтра случится. Потому что депутаты так или иначе выйдут на знаковые фигуры. Скорее всего, именно поэтому правительство против. Существует потолок зарплат для министров, акимов, депутатов парламента. Есть премиальная шкала. Но у нас не всегда учитывают достижения того или иного ведомства, министра, акима. За что премировать? А вот квазигосударственный сектор – да, там свои правила.

- Фархат Калимуллаевич, в начале августа в ответе на депутатский запрос фракции «Ак жол» премьер Смаилов заявил, что «законодательное закрепление личной материальной ответственности лиц при незаконных решениях видится нецелесообразным». И добавил, что «каждый госслужащий имеет право на ошибку». Не кажется ли вам, что «ошибки», которые нанесли существенный ущерб госказне, тоже могут попасть в зону парламентского расследования?

- Вы только что сами ответили на этот вопрос. Повторюсь: если у депутатов будут на руках все документы, то цепочки могут оказаться такими длинными, что никому мало не покажется. Даже самим депутатам.

- Премьер Смаилов сказал, что в нашей Конституции все достаточно четко изложено. Намек на то, что ничего в ней менять не надо?

- В нашу Конституцию поправки и новации вносили шесть раз. Конституция Америки раза в 3-4 тоньше, чем поправки в нее. Нет вечных документов. Кроме разве что Корана, Библии, Торы… Рано или поздно, мы придем к необходимости принятия закона о парламентском расследовании.

Цитаты в тему

В марте 2022 года президент Токаев заявил: «Нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели Казахстана. Речь об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом».

Летом этого года – после референдума по поправкам в Конституцию РК – Токаев отметил, что «исполнительная власть играет свою роль и отчитывается перед парламентом. И, конечно, перед народом».

Тогда на пресс-конференции кто-то из журналистов поинтересовался: «Не опасно ли это в Азии – вот так взять и поделиться властью с парламентом? Сильный парламент – уменьшение влияния президента на политическую жизнь в стране».

Ответ: «Думаю, что скорее это укрепление системы сдержек и противовесов. Это правильная система. Дело в том, что гражданское общество в Казахстане является зрелым. Спрос именно на эту систему довольно велик».

Как правительство Казахстана могло бы поднять доходы населения

И еще добавил, что «именно правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Персональная ответственность за результат будет целиком возлагаться на министров».

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи