... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

О жизни великих батыров и женщин казахской степи

08.12.2021

Аул Кыргауылды Карасайского района Алматинской области знаменит тем, что здесь находится духовно-культурный комплекс: мемориальный музей «Батыр-бабалар», мечеть «Нур-Мусахан», медресе «Кулиман-ана», музей «Анага курмет» и памятник «Анага тагзым», возведенный в честь всех казахских матерей.

В музеях хранятся уникальные экспонаты. Например, пятикилограммовый шлем и оружие 18-19-го века, сабля сестры Кенесары-хана, Коран, домашняя утварь – ею пользовались наши прабабушки. Посещение комплекса входит во многие туристические маршруты. Особенно он популярен у иностранных гостей, школьников и студентов.

Валуны - немые свидетели исторических походов

Место, где расположен комплекс, - живописное: через дорогу находятся предгорья Иле-Алатау. Гости могут наблюдать, как утренние лучи освещают горные хребты, как природа то одевает, то снимает с них блестящие снежные наряды. А летом глаз радуется сочной зелени. Мемориальный музей «Батыр-бабалар» открылся 1 сентября 2017 года в рамках программы «Рухани жангыру». Открывал его экс-аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ. На огромной территории духовно-культурного комплекса построили халал-ресторан и спорткомплекс, беседки, в которых в теплое время года отдыхают гости и местные жители.

Лайфхак для посетителей: фотографировать здание музея «Батыр-бабалар» лучше на расстоянии, тогда можно разглядеть, что оно построено в форме традиционного головного убора казахского батыра - дулыги. Крыша музея в виде округлого свода, на постамент водружено копье. Его высота от основания до наконечника составляет 25 метров. Копье установлено в честь 25-летия независимости РК.

По внешнему периметру музея проходит барельефная экспозиция. На ней расположены скульптуры в виде крылатого снежного барса - украшение с головного убора Золотого человека, обнаруженного в 1969 году при раскопках Иссыкского кургана 5-3-го веков до нашей эры.

Напротив музея установлены «садакшы кыз» сакского периода и каменные памятники-изваяния в честь казахского батыра-героя. Снаружи здание украшают сваленные в кучу камни-валуны.

- Во время военных походов батыры, прихватив по одному камню, собирали их на бугорке, - рассказал заведующий музеем Орынбасар АЛИМ.- А когда возвращались из похода, каждый воин брал в руки камень и бросал в сторону. Таким образом, по оставшейся куче камней можно было проследить, сколько воинов не вернулось из похода. Одно из свидетельств тому - каменные курганы в ущелье Уйгентас на реке Тентек.

Автор архитектурного комплекса - Елдос ЕЛМУРАТУЛЫ, а внутренними экспозиционными работами руководил член Союза художников Казахстана Шамиль КОЖАХАНОВ.

20-30 килограммов металла носили на себе казахские воины

Экспозиция мемориального комплекса состоит из одного зала и трех тематических разделов: «С эпохи саков до создания правительства Алашорды», «Известные ханы и бии, внесшие весомый вклад в становление независимости», «Батыры, прославившие своими подвигами родную землю». В экспозиции имеется портретная галерея известных ханов, биев и батыров, прославивших землю героическими подвигами, которая дает наглядное представление о знаменитых личностях, вошедших в историю Казахстана.

В центральной части представлена композиция, олицетворяющая дань уважения героическим предкам и собирательный образ всех казахских батыров верхом на коне.

Стены музея украшают диорамы, выполненные заслуженным деятелем культуры Казахстана Сергеем ПОЖАРСКИМ. Первая демонстрирует сакско-персидскую битву, происшедшую в 530 году до нашей эры. Во главе сакского войска стояла царица Томирис, она изображена верхом на лошади. Битва произошла возле реки Сырдарьи, ее голубые воды можно разглядеть вдали.

Следующая диорама показывает легендарное Анракайское сражение казахов с джунгарами, которое длилось почти 40 дней, с декабря 1729 года по январь 1730-го,  в Жетысуском регионе.

Длина каждой диорамы - 15 метров, высота – 3 метра. По словам заведующего музеем, автор нарисовал обе работы за три месяца – работал с раннего утра до глубокой ночи.

Большое значение в музее уделено военной тематике. Здесь представлено историческое оружие – сабли, мечи, дубинки, палицы, ножи, луки, стрелы, доспехи воина.

- В музее хранятся артефакты 18-19-го веков, например, налокотник, седло и сбруя. Седло – подарок жителей Райымбекского сельского округа, выполнено из кожи, украшено серебряными бляшками, - продолжает Орынбасар Талимжанович. - У каждого рода были свои отличительные особенности, найманские седла отличались от керейских. Есть фитильное ружье, пороховница 19-го века. Шлем из железа с защитной кольчугой (18-19-й век) прошел реставрацию. Кольчуга, защищающая шею воина, была повреждена, мастера ее восстановили, и скоро шлем будет представлен в экспозиции. На нем можно увидеть орнамент в иранско-персидском стиле. Весит артефакт около 5 килограммов. Ценный экземпляр нашей коллекции - сабля сестры Кенесары-хана - Бопай-ханым. Изготовлена в 1845 году в Санкт-Петербурге.

Национально-освободительное восстание под предводительством Кенесары Касымова (1837-1847 годы) - самое продолжительное и крупное в 19-м веке. Его целью было восстановление феодальной государственности казахов и власти хана. Закончилось поражением, оставив неизгладимый след в памяти народов Средней Азии и Казахстана.

Также в экспозиции можно увидеть копии старинного оружия, изготовленного современными мастерами: это щит, колчан, лук, стрелы, палица и многое другое. Наконечники у стрел толстые, в виде топора или заостренные, для лучшего поражения противника. Стрелы наши предки делали из дерева и камыша, лук - из березы, ивы.

Как выглядел средневековый батыр в боевых доспехах, наглядно демонстрирует статуя.

- Все защитное обмундирование - зерцала, защищавшие грудь, спину, шлем, налокотник, наколенник - весило 20-30 килограммов, - говорит Орынбасар Алим. - Воины старались закрыть самые уязвимые места от удара копьем, мечом.

Чтобы носить железные доспехи, оружие, двигаться в них, нужно было обладать большой силой. Согласно дошедшим историческим данным, самым высоким и могучим из всех казахских батыров был Кабанбай - герой казахского национально-освободительного движения. В 1723 году он был назначен начальником обороны священного города Туркестана - столицы Казахского ханства. Руководил казахской армией в стратегических сражениях.

Под стать великану было и его любимое металлическое копье, которое весило 60-70 килограммов.

Наурызбай-батыр - великий воин, противостоявший джунгарам, тоже отличался могучим телосложением, не выпускал из рук оружие до 70 лет.

Кстати, часть истории Казахстана показана в художественном фильме «Казахское ханство» (его можно посмотреть на канале на YouTube на казахском и русском языках). Также фильм имеется в коллекции музея и демонстрируется на большом экране гостям.

Общее количество экспонатов музея - 133 единицы, в том числе основной фонд - 100 единиц. Большая часть экспонатов коллекции передана в дар ремесленниками и меценатами - Бекзатом САРМАНОВЫМ и Кайратом ОРАЗБЕКОВЫМ.

«Степной народ жизнерадостный, во всем убранстве присутствует красный цвет»

По соседству находится другой музей, в который обязательно нужно заглянуть, – «Анага курмет» или «Почитание матери». Такого рода культурно-просветительское учреждение – единственное на просторах СНГ.

Музей открылся в 2014 году по инициативе профессора Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай-хана Бакыт ШПЕКБАЕВОЙ.

В 2018 году его возглавила директор, журналист Аршагуль ТОЙБАЕВА. С ее приходом музей вышел на новый уровень развития: регулярно здесь проводятся фестивали, мастер-классы, приезжают почетные гости из стран ближнего, дальнего зарубежья. Так, два года назад здесь прошел международный фестиваль «Даланың дана арулары» («Великие женщины Степи»), организованный в рамках программы «Рухани жангыру». В нем участвовало более тысячи человек из Турции, Китая, России, Узбекистана, Кыргызстана: политики, поэты, певцы, писатели, скульпторы, художники, артисты. Специально были выпущены медали, значки, которые преподносились женщинам-матерям, вырастившим и воспитавшим замечательных детей.

Сотрудники музея участвуют в проведении Международного дня платка, при поддержке руководства Райымбекского сельского округа и Карасайского района каждую третью неделю сентября проводят День матери. Ежегодно, в День защиты детей 1 июня, устраивают праздник для детей с особенностями развития.

За семь лет работы в музее собрано более 500 уникальных экспонатов!

Первый этаж здания посвящен казахской этнографии. Здесь в разрезе представлена настоящая шестикрылая стилизованная юрта - традиционное убежище кочевых казахов, удобное для переселения в разные сезоны.

Мы ознакомились с ее убранством, посидели на коврах ручной работы.

- Кровать, сундуки, шкаф, бейсик - все это мы расставили по правилам тех времен, - говорит Аршагуль Тойбаева. - Мебель выполнена современными мастерами, старинная, увы, не сохранилась. А вот ковры - ручной работы, у нас в коллекции их больше 20.

- Как их моль не съедает?

- Мы их обрабатываем, как и юрту, ее убранство. Обязательно летом выносим на улицу, сушим на солнце. А вот эта корпешка - современная. В 2020 году я собрала и объединила малоимущих женщин Карасайского района Алматинской области. В течение четырех дней в музее мы проводили «Корпе фест»: опытные мастерицы учили женщин, как делать корпе. Спонсоры подарили им швейные машины. Сейчас они шьют курак корпе – лоскутное корпе, зарабатывают, обучают других женщин.

- Обратите внимание на традиционные цвета домашнего убранства - красный, бордовый, коричневый, желтый, - продолжает Аршагуль Сериковна. - Степной народ очень жизнерадостный, и повсюду присутствует красный. Создавали хорошее настроение и разноцветные «шашаки» – подвешенные к потолку юрты "бубенцы" из пряжи.

По другую сторону зала мы ознакомились с бытом советской казахской женщины. Во многих домах тогда появились швейные машины, однако женщины все равно использовали ручной труд. Например, при изготовлении ковров. В  традиционном казахском обществе ремесло издавна является одним из видов профессии, развивалось  и процветало  вместе с жизнью и бытом народа на каждом этапе, не прерывая его от поколения к поколению. Самые популярные ремесла  - валяние войлока,  шитье, ювелирное дело, и конечно, ковроткачество.

На первом этаже представлена богатая коллекция старинных женских украшений - кольца, серьги, браслеты, ожерелья, шашбау (заколки), шолпы, застежки-крючки, пуговицы и другие личные вещи, которые носили женщины Казахстана, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Арабских Эмиратов, Чувашии...

- Вот старинный кошелек, мы сейчас похожие сумочки носим для мобильных телефонов, - заметила наша собеседница. - Самое старинное украшение коллекции – туркменское нагрудное, гурсакча (19-й век), - выполнено из белого, желтого металлов. Мастера их щедро украшали камнями. Современные зергеры делают копии старинных украшений. Восточная женщина могла носить на себе несколько килограммов металла.

В этом же зале можно увидеть наряды, которые носили женщины разных племен, заметить отличия в фасонах, вышивке. Все изделия - сто процентов ручная работа!

Директор музея собрала большую коллекцию книг о женщинах Казахстана. В музейной библиотеке хранятся и ее труды: она перевела на казахский язык книгу турецкой писательницы и ученого Бахрие Учок «Женщины-монархи», написала книгу «Даланын дана арулары».

«Когда губернатор спросил, что вам подарить, я попросила личные вещи героев»

На втором этаже музея представлен богатый материал о знаменитых казахстанских женщинах, отличившихся в тылу и на фронте, в общественно-политической, культурной и трудовой жизни страны.

Основательница музея - Бахыт Шпекбаева, ее родные посвятили его своей маме - обычной женщине-крестьянке, воспитавшей восьмерых детей, и, конечно, всем матерям Карасайского района, Казахстана.

Мама Бахыт, Кулиман Аккулкызы, родилась 15 мая 1921 года, а ушла из жизни 23 октября 1973 года, прожив всего 52 года. Сколько помнят ее дети, она всегда много работала. При этом все ее дети получили высшее образование, многие - научные степени, есть среди них профессор, генерал... Ее супруг Жатканбай Шпекбаев – участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен под Сталинградом, участвовал в Курской битве, окончил войну в Вене.

Также в музее можно узнать о судьбах многих известных женщин страны. Здесь собраны фотоматериалы о семье Елбасы, выставлены личные вещи Героев Советского Союза Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, Героя Социалистического Труда Салимы Жумабек-кызы.

- Четыре года назад, к 95-летию Маншук Маметовой, меня пригласил в гости губернатор Псковской области, - вспоминает Аршагуль Тойбаева. – Я побывала в городе Невеле. В 70 километрах от него похоронены Алия и Маншук. Когда губернатор спросил, что вам подарить, я попросила личные вещи героев. Мне дали чернильницу Алии Молдагуловой, в ней осталась еще капелька чернил; кружку, каску Маншук Маметовой. Я побывала на их могилах, встретилась с однополчанами девушек, написала об этом книгу.

Из музейных материалов также можно узнать о жизни профессора, кавалера орденов Казахстана и Австрии Бакыт Шпекбаевой, народной артистки Замзагуль Шариповой, первой в истории независимого Казахстана женщине-генерале Сауле АЙТПАЕВОЙ и других.

- Казахская земля богата на дочерей своих, чьи имена навсегда остались в истории, - говорит директор. - Мы продолжаем сбор материала и планируем открыть несколько новых экспозиций.

На втором этаже музея представлены и уникальные старинные вещи, которыми пользовались в быту женщины-казашки. Ценный экспонат - священная книга Коран. Еще один Коран принадлежал Фирюзе Оразмахан-кызы (1911-1993 годы), преподнесен в дар музею.

Стараниями создателей музея, благодаря местным жителям собрана большая коллекция домашней утвари: женское седло, лоскутные корпешки, утюги, ковши, кувшины, керосиновые примусы, маслобойка, алюминиевый чайник 50-х годов прошлого столетия, советские счеты, коллекция самоваров. Самый старинный самовар - тульский, 1908 года выпуска.

В этом году рядом с музеем открылась художественная галерея. В ней представлены работы казахстанских художников, скульпторов, которые объединяет одна тема - мама. Среди ее авторов - заслуженный деятель искусств Амандос АКАНАЕВ, чьи картины хранятся в Лувре, Третьяковской галерее, Балтиморском музее искусств (США) и других.

«Молитвы были услышаны и произошло чудо»

Угостив по-матерински нашу съемочную группу чаем с воздушными баурсаками, вкусным пловом, сладостями, Аршагуль Тойбаева поведала чудесную историю из своей жизни:

- Самое главное предназначение женщины – быть матерью. И очень тяжело, когда по какой-то причине у семейной пары не бывает детей. Сколько разбитых судеб, разбитых семей и надежд на светлое будущее…

В семье карагандинцев Виктора и Ирины за 15 лет совместной жизни дети так и не появились. Как-то, путешествуя по Алматы, они заехали в Дом-музей матери. Походив по музею, супруги специально остановились возле памятника Матери и ребенку и мысленно попросили о помощи. И о чудо! Их молитвы были услышаны. Вскоре Ирина узнала, что она беременна. У них родилась девочка, ее назвали Каролина. В благодарность музею они вернулись в святые места уже с малюткой, чтобы совершить обряд, который у казахов называется "кыркынан шыгару" (взросление ребенка, событие, посвященное сорока дням после рождения). Такое произошло в музее впервые за 7 лет работы! Святая аура музея, портреты великих женщин Казахстана сделали свое дело. Мы надеемся, это станет хорошей традицией для многих семей, которые посетят музей и поклонятся всем Великим матерям. А я стала крестной мамой маленькой Каролины, чем очень горжусь!

Алматинская область


Источник: https://www.caravan.kz

Автор: Елена КОЭМЕЦ

Иллюстрации: Тахир САСЫКОВ