Опубликовано: 33900

Где был подвиг 600 казахов?

Где был подвиг 600 казахов?

В будущем году исполнится 375 лет со дня знаменитой Орбулакской битвы. Героический подвиг в борьбе казахов против джунгар в народе сравнивают с битвой 300 спартанцев с армией персов. Сегодня говорят об организации музея-заповедника на месте сражения. Между тем основные загадки Орбулакской битвы до сих пор не раскрыты.

Тайна места сражения

Публицист и писатель Мурат УАЛИ считает, что “белых пятен в казахской истории не меньше, чем черных дыр в астрономии”. Одним из таких белых пятен XVII века считается так называемая Орбулакская битва. Хотя определенный фактаж о ней сохранился, некоторые моменты до сих пор остаются спорными и неочевидными.

Самая большая загадка для историков и любителей истории – это место, где битва произошла. Орбулакской ее назвали уже современники – по названию реки Орбулак, протекающей в ущелье Бельжайляу между хребтами Алтын-Эмель и Джунгарский Алатау.

В архивных документах она не имеет географических опознавательных привязок и фигурирует как некая битва, в которой шесть сотен казахских воинов разгромили 50-тысячное войско джунгар.

– То, что сейчас называют местом Орбулакской битвы – это ущелье Бельжайляу, ранее известное как перевал Уйгентас. Еще Чокан Валиханов несколько раз пользовался этим переходом при путешествии из Семипалатинска в Кульджу, – рассказывает Мурат Уали. – Ущелье соединяет Северное Прибалхашье и Илийскую долину, имеет сложный пересеченный рельеф и труднопроходим для автомобильного транспорта.

Лет пять назад Мурат Уали вместе с Маралом Томпиевым проехал по этому ущелью на джипе, они описали его в статьях и своей книге “Эпоха обретения границ”.

– Ущелье Бельжайляу – узкое и длинное. В самой его середине есть высокий холм, расположенный поперек ущелья, который напоминает насыпную дамбу. С востока (Илийская долина) у него пологий склон, а с запада (Прибалхашье) – крутой. Это идеальное место для засады. Если по вершине холма вырыть окопы и посадить стрелков, то вся западная часть склона и котловина перед холмом видны как на ладони и прекрасно простреливаются. На этом холме стоит гранитный камень, его поставили в 1993 году в честь 350-летия битвы. Там написаны имена некоторых батыров и Жангир-хана, участвовавших в битве.

Но многие историки сомневаются в том, что такая крупная битва могла быть в Джунгарском Алатау.

По мнению большинства историков, к середине XVII века территория Жетысу была в руках Джунгарии. Проникновение небольшого отряда воинов Жангира вглубь вражеской территории теоретически возможно, но участие в битве еще 20 тысяч воинов Ялантуша ставит под сомнение место битвы в Бельжайляу. Ради чего огромному войску самаркандского эмира преодолевать около 900 километров от границы Бухарского ханства до Бельжайляу? Загадка битвы между джунгарским Эрдэни Батуром и казахским Жангир-султаном (впоследствии ставший ханом) в том и заключается, что никто не знает точно, где географически она произошла.

Если вставить ноги разума в стремена логики, то напрашивается предположение, что наиболее вероятно место, близкое к границе Казахского ханства, Бухарского ханства и Джунгарии. В те годы такая горная местность – это хребет Жетыжол и далее горы Киндиктас, в которых 5 перевалов разной степени сложности, в частности, Кастек, Кордай, Шокпар. Но сейчас они уже не имеют того профиля, который был в XVII веке. Через Кордай, как известно, идет автодорога, а через Шокпар проходит Турксиб.

Джунгарский хунтайджи Эрдэни Батур через один из этих перевалов мог пытаться перейти в долину Чу, но был остановлен “спецназом” Жангир-султана.

По словам Мурата Уали, после поездок на Орбулак им звонили “черные” археологи, которые консультировались о маршруте, о месте битвы, ездили туда с металлоискателями, осматривали окрестности с помощью своих приборов, но ничего там не нашли. Кроме нескольких пуль и наконечников стрел. Отсутствие материальных подтверждений также можно причислить к косвенным доказательствам того, что битва произошла где-то в другом месте.

У страха глаза велики?

Мурат Уали назвал воинов Жангира “спецназом”. Будучи в меньшинстве (считается, что их было 600 человек), они смогли остановить 50-тысячное войско джунгар. 50 тысяч (это численность населения города Талгара – спутника Алматы) по меркам того времени – огромное количество людских ресурсов. Исследователь предполагает, что при подсчетах вышел казус, отчего цифры получились сильно завышенными.

– Даже в хорошо известных задокументированных битвах между китайцами и джунгарами, которые были на востоке Джунгарии, последние выставляли не больше 30 тысяч воинов. Для джунгар именно китайский фронт был главным, там шли самые кровопролитные бои, именно там решался вопрос жизни и смерти Джунгарии. Для маньчжурской империи Цин Джунгария была как заноза в ягодице – не смертельно, но сидеть мешает. Поэтому китайские богдыханы стремились вытащить эту занозу. И только Цянлуну это удалось в 1758 году.

Говоря о численности джунгарского войска, можно предполагать, что речь идет о неправильной интерпретации слова “тумен” русскими послами.

Если во времена Чингисхана эта воинская единица насчитывала 10 тысяч воинов, то к рассматриваемому времени туменом стали называть просто самостоятельный отряд. Думаю, в таком отряде было от силы 2–3 тысячи человек. В этот набег Батур-хунтайджи позвал участвовать своих родственников – младшего брата Чокура, зятьев Аблая и Очирту, некоего Кою-султана и сына соседнего Алтан-хана Омбо. Каждый из них, видимо, участвовал со своим отрядом – туменом.

Скорее всего, русские послы, считая, что тумен – это 10 тысяч, умножили на пять отрядов, вот и получили 50 тысяч джунгарских воинов. Причем эти данные они получили от пленных, приведенных из похода. Сами джунгары никогда бы не сказали, сколько у них войск. Ведь количество воинов всегда было самым большим секретом для противника.

Другой момент – меркантильный интерес воинов. Чем больше воинов участвует в походе, тем на большее число придется делить добычу. А что взять с кочевых казахов и киргизов кроме баранов и лошадей? Какой смысл воинам рисковать жизнью, если они не получат достойной добычи? Зачем столько воинов в обычном набеге на мирные кочевья? А если у каждого воина в походе было по три коня – это 150 тысяч лошадей! Как их прокормить в пустынных прибалхашских степях? Все эти вопросы вызывают сомнения в указанной численности джунгарского войска. Думаю, что более реальное число воинов – 10–15 тысяч человек.

Публицист и писатель Мурат УАЛИ
Публицист и писатель Мурат УАЛИ

Родственные связи

Впрочем, сам факт победоносного сражения в 1643 году казахов с джунгарами сомнений не вызывает.

– Существует документ, приведенный в десятитомнике “История Казахстана в русских источниках”, который называется “Отписка тобольского воеводы Куракина в Сибирский приказ”, – говорит Уали. – В феврале 1643 года тобольские служивые люди, Гришка Ильин и Кочимберды Кучеев, были посланы из Тобольска к джунгарскому Эрдэни Батуру-хунтайджи в Южный Тарбагатай в качестве послов. Но они его не застали, он уже ушел в этот поход. Послы прождали возвращения хунтайджи более четырех месяцев. Из этого похода он вернулся в конце июня. Пригнал, как пишут послы, порядка 10 тысяч пленных – “алатауских и токмакских киргизов”. Со слов этих пленных и известны подробности битвы. На основе отчета послов сибирский воевода Григорий Куракин и написал свою “отписку” в Сибирский приказ в 1644 году. Таким образом, факт битвы документально подтвержден. К сожалению, Ильин и Кучеев не указывают место боя.

Считается, что о приближающейся армии джунгар Жангир был информирован заранее, эти знания вкупе с его полководческим талантом помогли казахам в итоге выйти победителями в Орбулакской битве.

– В 1635 году Жангир-султан попал в плен к калмыцкому тайджи Хундулену и пробыл у него несколько лет.

По разным косвенным данным можно предполагать, что в плену у Жангира случилась романтическая история. То ли дочка, то ли внучка этого Хундулена влюбилась в казахского султана и помогла ему сбежать. От нее впоследствии родился Тауке-хан.

Хундулену в принципе было выгодно, что чингизид стал его родственником. Он был конкурентом и противником Эрдэни Батура. Молодой и перспективный казахский султан мог стать союзником в борьбе с Эрдэни Батуром за власть. Когда Батур-хунтайджи пошел на казахов и киргизов, он позвал Хундулена с собой, но тот отказался. Он не захотел воевать со своим зятем, более того, это он предупредил его о готовящемся походе. Из-за этого между Батуром и Хундуленом и произошла ссора. Батур обиделся и хотел наказать Хундулена, но у него не получилось. Это тоже есть в русских документах.

Орбулакская битва была первой, в которой казахские воины массово использовали огнестрельное оружие.

– Думаю, не обошлось без постороннего влияния, возможно, кто-то из яицких казаков мог попасть в казахский плен и впоследствии стать соратником, советником Жангира и подсказать об огнестрельным оружии. Сами ружья могли попасть к Жангиру благодаря родственным связям. Одна из его дочерей была женой наследника бухарского эмира. Это могло открыть ему доступ на бухарский и самаркандский оружейные рынки. Так, используя переплетение родственных и дружеских связей, Жангир-султан создает антиджунгарскую коалицию, закупает на рынках Самарканда и Бухары мылтыки (ружье), свинец, порох, а из личной гвардии – нукеров и батыров – формирует отряд “спецназа”, вооруженный самым современным на то время оружием – фитильными ружьями.

Что было после?

Что эта победа дала Жангиру и его потомкам?

– Это одна из первых казахско-джунгарских битв, в которой казахи победили. Она выносится на щит казахскими историками, любителями старины, патриотами как великая победа казахов над джунгарами. Возможно, она была великой в военном отношении, но не имела решающего политического значения. Несмотря на локальное поражение Эрдэни Батура, Жетысу было завоевано джунгарами. Как похожая битва при Фермопилах и подвиг 300 спартанцев не избавили Грецию от персидского завоевания.

Значение Орбулакской битвы в другом. Жангир-султан продемонстрировал эффективность новой боевой тактики залповой стрельбы из ружей пешими стрелками. Для Центральной Азии это был революционный опыт применения огнестрельного оружия.

Кроме того, получили успешный боевой опыт объединения представители трех казахских жузов и киргизов. Жангир впоследствии стал ханом и получил прозвище Салкам – Неистовый, но в 1652 году был убит в поединке (жекпе жек) семнадцатилетним хошоутом Галдамбой – сыном Очирту-тайджи. К сожалению, реформаторская деятельность Жангира не получила в Казахском ханстве достойного продолжения (или он не успел претворить свои замыслы). Специфическое казахское оружие – шокпар (разного типа дубины) и айбалта (топорики) – еще долго находилось на вооружении батыров. А конные походы и конная атака рассыпным строем оставались главными тактическими приемами наступления вплоть до XX века.

Зато джунгары, получив жестокий урок от Жангир-султана, сделали далеко идущие выводы. Но это тема для другого рассказа.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи