Опубликовано: 17700

Счастье из лоскутков

Счастье из лоскутков

Пэчворк, или лоскутное шитье, становится повальным увлечением женщин. Ведь на первый взгляд для этого достаточно иметь кусочки ткани, немного фантазии и желание из сшитых в особом порядке маленьких кусочков получить настоящее произведение искусства.

Есть на что посмотреть

В Алматы несколько лет существует Ассоциация лоскутного шитья. В ее составе 98 мастеров. Совсем недавно в музее им. А. Кастеева завершился фестиваль “Лоскутное лето”, на котором свои работы представили разные по стилю мастера пэчворка. Попали на выставку и работы участников конкурса мини-квилтов, то есть начинающих пэчворкистов, они трудились над темой “Вера. Надежда. Любовь”.

По словам Ирины САМОХВАЛОВОЙ, директора креативного отдела Ассоциации лоскутного шитья, среди наиболее ярких представителей лосткутного шитья в Казахстане есть и маститые художники, которым очень полюбилась техника пэчворка:

– К примеру, Баян Бадыгулова работает со шнурами по фетру. Получаются очень интересные работы, они изнутри хоть и не набиваются синтепоном или ватой, тем не менее выглядят очень выпукло и напоминают вышивку. Другой мастер – Алла Лазарева – преподает живопись, акварель и совсем недавно увлеклась пэчворком: ее работы напоминают абстрактные живописные картины, написанные крупными мазками. Она очень любит технику аппликации. В ней выполнено несколько работ на тему нашей выставки, посвященной Алматы. А известный мастер пэчворка Людмила Янченко проводит занятия, ездит на фестивали.

К слову, героиня нашего предыдущего материала о корпешках, Женисгуль Даулетова, тоже сшила свой квилт на тему об Алматы. Она использовала тяжелый бархат, что требует большого мастерства. Среди других экспонатов выставки выделяется одежда от Нуржамал Айдос. Она декорирует одежду, шьет курак-корпе, сумки. Куклы тильды, игрушки тоже являются частью большого пэчворк-искусства.

Тренинг на усидчивость

На фоне женских работ обращают на себя внимание одеяла пэчворкиста Александра Курочкина, который творит из кусочков старых джинсов.

– Это пока единственный мужчина, работающий в стиле квилта, – поясняет Ирина, – Он специально для своих работ покупает старые джинсы и умудряется даже из самых, казалось бы, “безнадежных” кусочков сшить подушки, коврики, сумочки...

Для сравнения Ирина показывает нам работы всемирно признанного индийского мастера пэчворка Малы Рама Кришны. На них чаще всего изображен круг – один из самых говорящих символов. А вот другой всемирно известный мастер, Рики Тимс, который у себя на родине, в Америке проводит настоящие мастер-шоу по пэчворку, недавно обучал секретам пэчворка и наших мастеров:

– После его тренинга многие мастера стали больше использовать в своих работах аппликацию, стежки, стали лучше работать с тканями и цветом, , – говорит Ирина Самохвалова.

Пэчворк – очень кропотливая техника, требующая усидчивости. По словам Ирины Самохваловой, сегодня пэчворк делится на два условных направления. Первое – это традиционный пошив одеял в известных техниках – русский “колодец”, “сашико”, “трапунто”, “синель”.... Второе направлениее – нетрадиционное, фантазийное, идущее от задумки автора и часто выполняемое в комбинированной технике.

“Училась методом проб и ошибок”

Среди тех, кто стремится совершенствоваться, мастер Гульмира Терликбаева. Чтобы познакомиться с ее работами, мы отправились к ней домой. Гульмира оказалась молодой женщиной, матерью четверых детей! Они с мужем недавно получили квартиру в новом микрорайоне по государственной программе жилья. Оба – выпускники КазГАСА, архитектурно-строительной академии. Во время беременности Гульмира вдруг увлеклась пэчворком:

– Шить я умею с детства. Наша мама, у которой нас, дочерей, было пять, хотела, чтобы мы были хорошими хозяйками, и научила нас и шить, и вязать... В седьмом классе мама подарила мне машинку. Когда была беременна последним ребенком, вдруг захотелось сшить что-нибудь необычное: заглянула в Интернет – и началось!

Метод проб и ошибок в случае с Гульмирой оказался самым эффективным:

 – Мастера, видевшие мои первые работы, делали замечания, указывали на недостатки. Однажды на выставке мне понравилась одна работа, попросила мастера научить меня этой технике. Но она, увидев мою работу с вышитым цветком, сказала, что если я освоила это, то все остальное мне дастся легко. И секрет свой не выдала. Тогда я по Интернету нашла единомышленников в России. Отсылаю им фотографии своих работ, они мне пишут замечания, дают дельные советы...

Огромное удовольствие

В прошлом году Гульмира заняла два первых места на конкурсе Ассоциации лоскутного шитья. Сейчас осваивает свободную стежку, для этого она установила на машинке специальную “лапку”. Свободная стежка позволяет рисовать на ткани замысловатые узоры, рисунки. Работать приходится в специальных перчатках, иначе руки могут соскользнуть по ткани...

Муж Гульмиры всецело разделяет увлечение жены и дарит ей очень нужные в работе профессиональные инструменты. В доме уже появились новая машинка, большая доска для резки ткани, специальные ткани и приспособления для пэчворка:

– Я поздно узнала о том, что такое лоскутное шитье, возможно, узнай я о нем раньше, может, и профессию бы другую выбрала. По крайней мере, мне пэчворк доставляет огромное удовольствие.

В будущем женщина планирует открыть мастерскую элитного белья для новобрачных с использованием различных элементов пэчворка. Ведь это сегодня ценится все больше!

Факты в тему

Первое сохранившееся лоскутное одеяло в Америке датируется 1726 годом. Такие одеяла привозили из Англии, где искусство создания ярких стеганых одеял из лоскутков шелка возникло еще в XIV веке. А часть приданого пятой жены короля Англии Генриха Восьмого составляли две дюжины лоскутных одеял с прокладкой из овечьей шерсти.

Наиболее известными в истории американской культуры были квилты, изготовленные женщинами эмишей (или меннонитов). Вера эмишей не поощряет яркие и пестрые ткани. Поэтому старинные одеяла, покрывала, наволочки на подушки, дорожки, настенные панно и другие изделия лоскутного шитья эмишей сшиты из кусочков темно-синего, темно-красного, темно-зеленого, черного и белого натурального полотна.

Маленькие хитрости

Чтобы сделать первые шаги в лоскутном шитье, нужно освоить несколько главных правил:

• Для узора берутся только близкие по тону цвета: голубой, синий, белый, например.

• Чтобы сшить треугольники, не нужно резать ткань на треугольники, достаточно дважды прошить по диагонали два разноцветных квадратика, соединенных между собой лицевой стороной вниз, а затем разрезать посредине. Получится два квадратика с двумя разными треугольниками. Для пэчворка в стиле казакша-курак лучше использовать темные цвета, белое быстро пачкается.

• Самое главное в пэчворке – шить аккуратно, чтобы ничего не сдвинулось.

• На американских тканях для пэчворка легко учиться, они не перекашиваются.

• Перед кройкой и простегиванием ткани лучше выстирать и прогладить.

• Крупные красивые узоры или цветы лучше сохранить целыми и использовать для отдельного декорирования. Разрезанные, они будут выглядеть не очень красиво.

• Для переноса узора лучше использовать стекло и нижнюю подсветку, сверху на картинку накладывается ткань, обводите карандашом – и готово.

• Верхняя и нижняя части одеяла должны быть из сочетаемых цветов.

• Чтобы освоить необходимые стежки, не нужно покупать дорогую машинку.

Техники пэчворка

Сашико – традиционная японская ручная стежка, обычно делается контрастными нитями на темном фоне.

Трапунто – техника создания узоров с выпуклыми участками, наполненными набивкой. Применяется как в одежде, так и в обивке мебели, на покрывалах и подушках. Верхний слой дублируется слоем марли, удерживающим набивку на месте.

Синель – техника сшивания нескольких слоев ткани параллельными строчками на швейной машинке и последующего разрезания верхних слоев между строчек. Эту технику используют в шитье жакетов, кардиганов, жилеток, сумок, подушек, покрывал.

“Бревенчатая изба”, или “колодец” – техника сшивания между собой полосок ткани с последующим увеличением ширины полос. Увеличение полос с определенной периодичностью создает оптическую глубину центральной части. Традиционно центральным элементом становились кусочки ткани красного цвета, символизирующие сердце избы, а светлые и темные элементы – это соответственно свет и тень.

 “Одинокая звезда” – традиционный узор лоскутного шитья, который еще называется “Вифлеемская звезда”, “Звезда Огайо”.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи