“Мистический компонент в куклах есть, но бояться их не нужно” - Караван
  • $ 522.49
  • 547.88
-4 °C
Алматы
2024 Год
14 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Мистический компонент в куклах есть, но бояться их не нужно”

“Мистический компонент в куклах есть, но бояться их не нужно”

Так считает мастер Гаухар ИГЛИКОВА. Она рассказала “КАРАВАНУ”, чем вдохновляется и как создает свои творения.

  • 16 Марта 2021
  • 387
Фото - Caravan.kz

Не только для детей

Недавно коллекция воинов Гаухар Игликовой приняла участие в международной офлайн-выставке (!) в Алматы. За время карантина жители и гости южной столицы истосковались по живым культурным событиям, поэтому долгожданной встрече на “Asia Doll” в Центральном государственном музее радовались как зрители, так и мастера. Сейчас творения Гаухар выставлены в молле “Апорт”, где в эти дни проходит выставка-продажа “Кукольные истории”. Также ее авторская работа представлена на выставке в новейшей арт-галерее “Zvag Ward” до 31 марта.

Создавать интерьерных кукол Гаухар начала в 2012 году. Увлекательное хобби настолько затянуло, что сегодня мастер – постоянный участник различных выставок и показов, появились и частные заказы на изготовление эксклюзивных кукол. Ведь они – желанный подарок не только для детей.

– Я впервые попробовала делать кукол, когда случайно наткнулась на объявление о наборе обучающего курса по их созданию. До того момента я понятия не имела, как работать с пластиком, тогда и материалов таких еще не было. Обучалась в Алматы у нашей бывшей соотечественницы. Она известный мастер ростовых кукол, – рассказывает Гаухар Игликова. – Вообще, до карантина к нам в город часто приезжали успешные мастера. Кукольный мир – очень обширный. Свои сильные традиции – в Европе, Западной Америке, Японии. И российские, и украинские мастера гораздо раньше начали. Они на шаг впереди наших умельцев. Но, несмотря на то, что мы учимся у них, всё равно получается по-другому, за счет обращения к своей культуре и традициям. Недавно на одной крупной онлайн-выставке в России как раз это и отметили, что сейчас появилось много мастеров из Казахстана с очень интересной интерпретацией.

К слову, карантин весьма благотворно повлиял на творчество Гаухар – высвободилось время для работы.

– Так как это было просто хобби, я часто работала ночью. Есть семья, внучок, и плотно заниматься куклами не получалось, но карантин вынудил нас засесть дома. Я экономист, последние годы тружусь в сфере красоты. Как говорится, нет худа без добра – получилось с головой окунуться в творчество.

Воины Шелкового пути

По первому образованию Игликова – историк, поэтому исторические темы ей очень близки.

– Коллекция, представленная в рамках проекта “Золотой век Шелкового пути” на “Asia Doll”, будет пополняться, сам проект – длительный по времени, – рассказывает Гаухар. – Период функционирования Великого Шелкового пути – это и большой временной пласт, можно охватить несколько веков и разные культурные аспекты. Поэтому фантазии хватит на всех и надолго. Планирую в тематике Шелкового пути продолжить работу, мне этого очень хочется.

Во время создания коллекции я пересмотрела всё, что в детстве когда-то читала, – от Калашникова до Есенберлина, чтобы и вдохновиться, и вспомнить. Даже обратилась к шежире.

С другой стороны, я не делаю реконструкцию костюмов. Все-таки это просто стилизация, хочется более современного звучания. Работая с теми же доспехами, пришлось элементарно узнать, как они соединяются, какие там ремешки. Что касается поиска лиц, они у меня восточные, азиатские, все типажи – разные. Так же, как и мы сами, казахи, обладаем разными чертами лица.

Образ с нуля

Кукла – не человек. Когда делаешь ее в человеческих пропорциях, она зрительно выглядит не так гармонично, тем более в одежде. Поэтому чуть-чуть надо менять формы и пропорции для более эстетичного восприятия, – поясняет мастер. – Интересно, но у кукол тоже есть свой характер. Как только сделаешь лицо, глаза, кукла тут же начинает себя вести по-своему. У меня, например, не получается следовать тому образу, который я задумала сначала. Или, например, планировала, что кукла будет держать иголку с ниткой, а получается – лук со стрелами. Что-то есть в этом волшебное. Бывает, что раз – и за одну неделю весь образ легко сложится, а бывает, на чем-то застреваешь, одну маленькую деталь долго ищешь. Если деталь не бьется, образ не складывается.

Потом помимо самой куклы мы учимся параллельно многому. Я никогда не посещала художественную школу, не умела особо рисовать, а последний раз что-то лепила из пластилина в 3-м классе. Приходится учиться живописи, декупажу, бисероплетению, обработке кожи, кому надо – тот и вяжет, и вышивает. В зависимости от того, какой образ надо выразить, – мы его делаем с нуля!

Вообще, занятие это, кроме того, что очень трудоемкое, еще и не из дешевых, в основном из-за используемых материалов. Стоимость готовых кукол от именитых художников может доходить до нескольких тысяч долларов.

– Пачка пластика стоит 7 500 тенге, покупаем его через интернет-магазины, это базовый материал, который нам нужен. Стеклянные глаза заказываем из Москвы, на сайте они стоят 600 рублей. Это самые простые, так сказать, фабричные. Есть и дороже. У меня куклы не очень большого размера, поэтому я не использую для них парики. Шерсть – у нас такой нет – приходится заказывать с Кавказа. Клочок стоит 6 тысяч тенге и выше, плюс доставка. Ткани использую преимущественно натуральные, вроде кажется, что всего ничего, чуть-чуть нужно, но нюансов очень много.

Мы сейчас говорим об интерьерной кукле, а не игровой. Игровых кукол делать легче, и они обходятся дешевле. Небольшие сувенирные статичные куклы стоят от 15 тысяч тенге. Цены зависят и от размеров, и от используемых материалов, и от качества исполнения. У нас сейчас уже много хороших мастеров, но, как это часто бывает, нет пророка в своем отечестве. Коллекционеры здесь мало покупают, они смотрят в сторону России, Украины, Европы. Наверное, думают, что там намного лучше, хотя у нас много таких авторов, которые уже и в России известны, и на Запад продают, благо есть интернет-площадки.

Спрашиваю у мастера: сталкивалась ли она с чем-то необъяснимым при работе, все-таки во все времена кукол сопровождали мистические истории?

– Это действительно специфическая область. Есть люди, которые даже боятся кукол. Но хочу сказать, что, если создавать куклу с хорошим посылом, с добрыми мыслями, она будет наполнена и передавать только позитивную энергию.

АЛМАТЫ