Опубликовано: 874

Казахстанская журналистика испытывает кризис - исследование

Казахстанская журналистика испытывает кризис - исследование

Результаты исследования, проведенного международным центром журналистики MediaNet, свидетельствуют, что казахстанская журналистика в настоящее время перестала развиваться и испытывает определенный кризис, передает "Interfax-Kazakhstan".

"Результаты исследования свидетельствуют, что казахстанская журналистика сейчас испытывает определенный кризис. Так, более 50% журналистов сообщили, что средства массовой информации в Казахстане не развиваются", - сообщил директор MediaNet Вячеслав Абрамов на пресс-конференции в четверг в Алматы. "Около 20% журналистов заявили о том, что они видят регресс СМИ. Лишь 10% заявили о том, что они видят существенный прогресс в СМИ", - добавил он. Причинами такого положения на рынке масс-медиа, рассказал В.Абрамов, опрошенные назвали прежде всего экономический кризис в Казахстане, "который не дает возможности развивать новые проекты". В такой ситуации становится проблематичным запускать новые проекты, свободно выпускать альтернативную информацию, считают участники исследования. В результате СМИ "остаются на одном уровне и не имеют возможности предлагать читателям и зрителям что-то новое", отметил В.Абрамов. По его словам, в ходе исследования "многие журналисты и редакторы отмечали, что в последние годы усиливается давление на редакции со стороны государственных органов и их стремление контролировать СМИ". Так, отметил директор MediaNet, более 70% опрошенных считают, что СМИ в Казахстане несвободны, 20% сказали, что СМИ относительно свободны. "Журналисты отметили, что СМИ не только зависимы от власти, но и от своих собственников, бизнеса, который предоставляет рекламу, и во многих случаях не могут быть свободны в выборе комментариев и подачи информации, исходя из этой зависимости", - сказал В.Абрамов. Вместе с тем часть опрошенных отметила "существенное давление на редакционную политику со стороны государственных органов". И тем не менее, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, журналисты и редакторы считают, что масс-медиа в Казахстане имеют влияние. В частности, влияют на формирование общественного мнения, но при этом практически не влияют на чиновников. "То есть люди, принимающие решения, к СМИ не прислушиваются. Они реагируют только на жесткую критику и крайне нервно", - пояснил В.Абрамов. Исследование также показало, что большинство журналистов испытывает проблемы с доступом к информации. "Трудно получить необходимую информацию у чиновников, которые заинтересованы только в позитивной информации, а также у представителей бизнеса", - отметил руководитель центра журналистики. При этом он заметил, что "бизнес становится более закрытым и осторожным в предоставлении информации и старается диктовать свои условия, своего рода шантажируя редакции отказом предоставления рекламы". В свою очередь председатель правления фонда "Сорос-Казахстан" Анна Александрова, также участвовавшая в данной пресс-конференции, добавила, что 90% опрошенных журналистов "отметили необходимость в обучении, особенно была отмечена необходимость в обучении экономической журналистике". Кроме того, сказала она, исследование выявило сближение в последнее время русскоязычной и казахскоязычных журналистов. Указанное исследование проводилось с января текущего года в течение 10 месяцев в 10 регионах Казахстана. В нем приняли участие 350 человек, 70% из которых журналисты, остальные - редакторы и собственники СМИ, представители вузов, медийных организаций.

[X]