Опубликовано: 92200

Цены растут, покупатели проходят мимо: казахстанцы рискуют остаться без мяса

Цены растут, покупатели проходят мимо: казахстанцы рискуют остаться без мяса

Сегодня стоимость килограмма мяса в республике подскочила выше отметки в 3 тысячи тенге. Фермеры пускают скот под нож, покупатели проходят мимо прилавков, и только посредники с удовольствием подсчитывают баснословную прибыль.

Это сегодняшние реалии в аграрной стране, которая всегда славилась мясомолочным производством, но, кажется, вполне может остаться без него.

В прошлом году, согласно официальным данным, цены на мясо в республике выросли на 15 процентов. Больше всего подорожала конина – на 13 процентов, цены на баранину и свинину выросли на 12,7, а на говядину — на 7 процентов. Однако можно себе представить, насколько все подорожало на самом деле, если сравнить эти цены со стоимостью мяса птицы, которое всегда было дешевле любой говядины. Но даже куриное филе в конце прошлого года в Астане достигало цены в 2,9 тысячи тенге. Что уж говорить о мясных продуктах, цена которых вполне себе могла превышать 3 тысячи тенге и даже больше.  Эту же тенденцию, к слову, предрекали в ноябре 2022 года и независимые эксперты, по словам которых стоимость конины, производство которой даже проще, чем говядины, превысит в 2023 году 3,5 тысячи тенге за килограмм.

То есть мясо продолжит дорожать – все будет «как всегда», говорят они. Житель Алматинской области лучше министра знает, как накормить казахстанцев дешевым мясом и яйцами без антибиотиков

И это – только верхушка айсберга.

Дело в том, что в республике давно, а в последние несколько лет особенно заметно, стала складываться патовая ситуация с производством мяса: выяснилось, что мяса фермеры на рынок поставляют очень много, однако армия посредников, пользуясь перепроизводством, сбивает оптовые цены, в то же время занимаясь его перепродажей по сильно завышенным расценкам.  

Все это приводит к тому, что фермеры перестают быть заинтересованными в своей работе, населению приходится серьезно переплачивать за мясную продукцию, тогда как посредники имеют маржу, превышающую и 200 и 300 процентов незаконно полученной прибыли, фактически ничего не делая.  

Возникает вполне закономерный вопрос – кто виноват и что с этим делать? Будут ли казахстанцы все-таки когда-нибудь радоваться ценам на покупаемое ими мясо и мясную продукцию в целом? И почему не все так просто в «мясном королевстве»?

- По большому счету – для фермеров нет разницы, для кого производить мясо, главное, чтобы за это платили справедливую цену, адекватную затраченному ими труду. Но в Казахстане сейчас этого, к сожалению, нет. Зато есть перепроизводство мяса, и посредники, пользуясь тем, что мяса много, а спроса мало, дают очень низкую цену за него. И потому оптовая цена сейчас за один килограмм колеблется от 1,5 тысячи тенге и даже порой меньше за «коровняк» и до 2 тысяч тенге - за мясо бычков первого класса. При этом розничные цены давно перевалили за 3 тысячи тенге и поползли дальше вверх, - рассказал журналисту Caravan.kz генеральный директор Мясного союза Максут Бактибаев.

Чтобы остановить этот ценовой беспредел, чтобы мясо наконец-то стало дешевым, по большому счету, нужно совсем немного.

Во-первых, необходимо финансирование производителей мяса, причем не мясокомбинатов, а именно тех, кто занимается выращиванием скота, созданием откормочных площадок. И финансировать их нужно по оборотной схеме под дешевые проценты. Но при этом с обязательством, что они поставят мясо по фиксированной цене. Мясо в Казахстане станет дефицитом: иностранцы отказались инвестировать в сельское хозяйство РК

Во-вторых, необходимо создание фермерских рынков – то есть таких муниципальных рынков, которые будут управляться самими фермерами. Но главное – там не будет арендной платы и пресловутых посредников. И фермеры будут иметь право продавать свою продукцию по своей, установленной ими цене, тогда как сами эти рынки будут зарабатывать на других видах деятельности, поскольку, ввиду всего вышеперечисленного, на них предполагается большая проходимость покупателей. Но вот только, к сожалению, о внедрении таких инструментов пока говорить не приходится.

Вместо этого казахстанцы опасаются массового экспорта мясной продукции из страны, пусть даже это направление в долгосрочной перспективе является и очень благоприятным как для производства мяса, так и для развития фермерского хозяйства страны в целом.

- По моему мнению, если это произойдет, то эта отрасль может создать от одного до двух миллионов рабочих мест на селе. У нас в стране очень много свободных земель, Казахстан занимает пятое место в мире по площади пастбищ плюс «большие соседи», которые с удовольствием импортировали бы у нас много мяса. Вот только мы этим сегодня все еще никак не пользуемся. Так что если бы мы правильно занимались сельским хозяйством предыдущие 30 лет, то жили бы как, например, в Австралии. И я не побоюсь этого слова, что сельское хозяйство – это как база экономики, как начальная школа. Если мы ее не «пройдем», то никакие другие отрасли – ни машиностроение, ни химическая промышленность и т.п., не смогут расти и развиваться, потому что не они базовая платформа, - подчеркнул Бактибаев. Просроченные консервы, мясные обрезки и куриные лапы - что покупают обедневшие алматинцы на «оптовке»

И в заключение хотелось бы отметить, что очень любопытно, как на фоне всего этого сильным контрастом выглядит ситуация в Узбекистане. В этой стране свой мясной проект стартовал лишь два года назад, но за этот короткий срок узбеки сумели создать устойчивую модель, обеспечивающую высокую рентабельность всей отрасли.

При этом отличительной особенностью узбекской программы развития мясного животноводства от аналогичного казахстанского проекта стало то, что господдержка у них в виде кредитов и льгот по налогам и платежам также предоставляется и для проектов по переработке.

Например, члены ассоциации «Узчармсаноат» - кожевенно-обувная и пушно-меховая отрасли, до 1 января 2023 года получили такие льготы, как освобождение от таможенных платежей за импортируемое оборудование, комплектующие, сырье, материалы и фурнитуру. А также от налога на прибыль и налога на имущество плюс от обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

Казахстану же пока до всего этого, несмотря на то, что в 2017 году были предприняты попытки внедрения «чего-то подобного», можно сказать, как до Луны и обратно. Но на самом деле – что или, главное, кто мешает?

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи