Белое проклятие Таиланда и сахарное бедствие в Казахстане: между ними есть связь - Караван
  • $ 477.13
  • 525.85
+9 °C
Алматы
2024 Год
13 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Белое проклятие Таиланда и сахарное бедствие в Казахстане: между ними есть связь

Белое проклятие Таиланда и сахарное бедствие в Казахстане: между ними есть связь

10 лет назад Таиланд был крупнейшим поставщиком риса: если весь рынок зерна был 31 млн тонн, то королевство экспортировало 10 млн тонн.

  • 10 Августа 2022
  • 1909
Фото - Caravan.kz

Это позволяло стране диктовать цены. Опыт уже был: в 2008 году Бангкок закупал у фермеров урожай по повышенной цене и сбывал его в Китай, Японию и США, которые всегда готовы были платить больше за продукт хорошего качества.

Этим опытом воспользовалась молодой и перспективный политик Йинглак Чиннават – младшая сестра опального экс-премьер-министра Таксина Чиннавата, свергнутого военными в 2006 году. Как и старший брат, она ориентировалась на самую большую и бедную электоральную базу – крестьян. И тогда, и сейчас в Таиланде на селе живет четверть всего населения. Поэтому любой политик, которого поддерживают фермеры, мог автоматически стать главой правительства.

Йинглак Чиннават заручилась голосами крестьян простым обещанием: она поднимет цены на рис.

Избиратели, мысленно шурша купюрами в кармане, дружно голосовали за первую женщину в большой политике. Объединение “Пхыа Тхаи” (“Для Таиланда”) получило 296 голосов из 500 возможных. Это позволило создать правительство без всяких коалиций и проводить собственную экономическую политику.

Летом 2011 года правительство объявило о схеме залогового выкупа риса у крестьян государством по повышенным ценам – за 15 тысяч батов (488 долларов) за тонну, что на 60 процентов выше тогдашнего уровня цен в стране. Одновременно государство брало на себя обязательства по продаже выкупленного риса на экспорт.

Рис собирали на государственных складах и ждали. Благо зерно – не помидоры, его можно хранить годами. Когда потребители будут морально готовы отдать большую цену, товар можно будет выкинуть на рынок. Такая спекулятивная схема в масштабе государства.

Фермеры были в восторге от своего премьера, ведь государство забирало весь урожай без лишних вопросов о его качестве и происхождении. С качеством всё было в порядке. Тайский рис называют белым золотом именно за качество. А вот с происхождением вопросы были.

Оказалось, что рост закупочной цены привел к росту предложения товара. Соседи по-тихому сбывали свой рис контрабандистам, и те за малую долю перевозили его в Таиланд.

Больше других постарались Камбоджа, Лаос и Бирма. Уровень жизни в этих странах гораздо ниже тайского, цена на рис – в два раза меньше, поэтому никто не видел причин мешать крестьянам зарабатывать. Чиновники из Таиланда тоже не своими деньгами распоряжались, поэтому закрывали глаза на происхождение зерна.

Считается, что в 2012 году Камбоджа вывезла в Таиланд в полтора раза больше риса, чем легально экспортировала во все остальные страны. А тайское правительство за этот год инвестировало в сельское хозяйство соседей почти полмиллиарда долларов бюджетных денег.

Сокращение поставок риса на мировой рынок не привело к росту цен: урожай в Индии в 2011–2012 годах оказался рекордным. Это позволило не только накормить миллиард индийцев, но и вывезти часть урожая. Дели беспокоился, что его поставки обрушат рынок и это не позволит фермерам заработать лишнюю копейку. Но рынок был почти пустой, так как Таиланд контракты не заключал. В итоге правительство Йинглак Чиннават второй раз помогло заработать конкурентам, отдав им свою долю рынка без риска конкуренции.

Два года запасы хранились на складах. Видимо, первым начал портиться некачественный контрабандный товар. Зерно начало гнить.

В прессе забили тревогу. Считается, что к этому времени в стране было накоплено 18 млн тонн – больше половины мирового рынка риса за год. При этом цены упали процентов на 10. Но власти продолжали упорно жрать кактус, скупая всё новые партии по завышенным ценам.

Разумное предложение премьера снизить цену на 20 процентов, чтобы приблизить ее к рыночной, встретило жесткое сопротивление крестьян. Одновременно, к концу 2013 года, у государства перед селом был накоплен долг – 4,4 млрд долларов. Это к госдолгу в 9,6 млрд долларов, накопленному ранее. Крестьяне, до этого хвалившие Йинглак Чиннават, провели в Бангкоке массовые протесты. При этом они были готовы отдавать зерно, но только по повышенной цене.

Проблему, как всегда это делают в Таиланде, разрешили военные. 23 мая 2014 года провели переворот и захватили власть. Чиннават арестовали.

Генералы нашли способ рассчитаться с фермерами, многим из которых тоже грозило банкротство. И продавили экспорт риса.

На помощь пришел Китай: несколькими траншами он выкупил все запасы. Таиланд за политиканство Чиннават расплатился снижением урожаев и потерей статуса крупнейшего экспортера…

Когда чиновник, не понимающий, как работают рынок и ценообразование, влезает в эту систему, он взрывает ее необратимо. Это просто. У него есть власть, но нет знаний и ответственности. Соответственно, он не понимает, что делает, и у него нет обратной связи. Отсюда идет общее мнение, что государство – плохой менеджер. Примеров такого плохого управления множество. Сахарный дефицит в Казахстане сейчас, дефицит зерна весной этого года, рост цен на овощи и фрукты.

Все эти процессы можно было легко предсказать и предупредить – имей минсельхоз аналитическую службу.

Она была в виде ТОО “Казагромаркетинг” в составе холдинга “КазАгро”. Собирала информацию и давала свое мнение министру. Но в 2018 году ТОО ликвидировали, так как оно себя не окупало. Холдинг как раз увяз в долгах, и, чтобы показать изменения, обрубили первых, кто под руку попался, – аналитиков. Цена вопроса – десятки миллионов тенге в год. Вроде много. И на самом деле – зачем они нужны? А вот нужны. Теперь бюджет платит миллиарды, чтобы дать стране белого порошка.