Опубликовано: 1300

5 казахстанцев осуждены за клевету в Интернете - Генпрокуратура

5 казахстанцев осуждены за клевету в Интернете - Генпрокуратура Фото - Из открытых источников

За решетку сегодня можно попасть и за репост в социальных сетях. Если, конечно, речь идет о публикации клеветнического характера, или оскорбительного.

На днях к двум годам ограничения свободы приговорили астанчанина, утверждавшего о захвате земель китайцами. А четверых жителей Алматы вызвали на допрос после того, как они разместили в интернете критичный пост об учебниках. Им не понравилось содержание этих пособии, где детям предлагали изучить проблему бездомных и вред ГМО продуктов. Скандал вокруг учебника русского языка для 7-х классов разгорелся в сентябре и не утихает до сих пор. Начали появляться и посты про учебники по сексуальному воспитанию в школах. В Министерстве образования и науки все эти публикации посчитали фейками и обратились в полицию, чтобы наказать авторов. Правда, в самом ведомстве нам это так и не подтвердили. юристы же говорят, что чиновникам еще предстоит доказать опасность этих комментариев. В противном случае дело закроют. А вот эксперты не советуют казахстанцам распространять ложную информацию в соцсетях, поскольку компетентные органы могут вычислить даже засекреченные аккаунты. С начала года, по данным генпрокуратуры, осудили 5 человек. Одни получили миллионные штрафы, другие отделались общественными работами, сообщает Astana TV.  

Житель Алматы Нуркен Халыкберген больше двух недель считается фигурантом уголовного дела. Повод – комментарий под публикацией о критике школьных учебников по русскому языку за 7 класс. Неожиданную новость Нуркену сообщили следователи. Его и еще троих алматинцев, среди которых и журналисты, пригласили на допрос в качестве свидетелей с правом на защиту. После краткой беседы в полицейском участке и проверки публикации в соцсетях, их отпустили. Но у самих фигурантов дела теперь возникает еще больше вопросов к правоохранительным органам и инициаторам проведения расследования.

Нуркен Халыкберген, житель г.Алматы:

- Свидетелями с правом на защиту являются лица, против которых есть свидетельские показания. В данном случае я не могу понять, какие могут быть свидетельские показания, если мы это все публично писали. Или же второй вариант – мы прямо указаны в заявлении министерства, и соответственно является прямым указанием, чтобы против нас было возбуждено уголовное дело.

Содержание и задания нового учебника по русскому языку активно обсуждалось в обществе в сентябре этого года. Вместо изучения грамматики, фонетики и других основ русской речи, школьникам предлагалось знакомиться с проблемами социальной защиты бездомных или генетически-модифицированных продуктов. Новую методику обучения разъясняли и издатели, и авторы учебника. В итоге книгу решили не переиздавать, но откорректировать. Чем же в этом процессе помешали публикации в интернете, для алматинцев большая загадка.

Нуркен Халыкберген, житель г. Алматы:

- Возмущение возникло не с пустого места. Все мы родители беспокоимся о судьбе своих детей. Видя учебники, в которых допускаются какие-либо ошибки, нам хочется их исправить в первую очередь. У нас не было цель опорочить кого-либо или сказать, что вот давайте поругаем министерство. Нет, мы хотим. Чтобы наши дети учились и получали хорошее образование.

По словам Нуркена Халыкбергена, заявление в полицию написали сотрудники министерства образования и науки. Хотя официального подтверждения этому нет. Наш запрос пресс-служба ведомства проигнорировала. В МВД ограничились коротким комментарием без указания пострадавшей стороны.

Министерство внутренних дел РК:

- Следственным управлением ДВД г. Астаны проводится досудебное расследование по факту распространения заведомо ложной информации в социальных сетях о якобы учебнике с интимной иллюстрацией. В настоящее время принимаются все предусмотренные законом меры по установлению обстоятельств дела, проверяются доводы сторон, назначены необходимые экспертизы, по результатам которых будет принято решение.

В защиту министерства образования и науки в социальной сети выступила и советник главного педагога страны.

Майраш Тайкенова, советник министра образования и науки РК:

- Надо навести элементарный порядок в социальных сетях против фэйкового бума, мы выступаем только против него, а не ведем борьбу с теми, кто критикует учебники. Суть заявления со стороны МОН была в том, что мы просим правоохранительные органы разобраться с фэйковыми материалами, которые кем-то целенаправленно и упорно выбрасываются в сеть.

Речь идет о публикациях про учебники по сексуальному воспитанию, якобы их тоже используют в школах страны. С такими постами блогеры, которых вызвали на допрос, никак не связаны, говорит Нуркен Халыкберген. В любом случае, обвинение в распространении заведомо ложной информации с использованием средств коммуникации очень серьезное: наказание – до 10 лет лишения свободы, отмечают юристы. И министерству, если оно действительно подало заявление в полицию, еще необходимо доказать опасность опубликованных постов.

Станислав Лопатин, юрист:

- Вопрос, как они обосновали опасность? Опасность, какого вреда была причинена министерству? Что с ними произошло в результате распространения этой информации? Имидж ухудшился? Извините, имидж – это клевета. Какой-то существенный вред их правам и интересам? Ну, так это надо доказать. Что, министерству образования какой-то грант от ЮНЕСКО из-за этого не достался?

Если заявителю не удастся доказать понесенный вред от распространенной ложной информации, дело будет закрыто - поясняет Лопатин. Более распространенные правонарушения связаны с оскорблениями и клеветой в интернете. По данным, предоставленным «Избранному» Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, ГРАФ: с начала этого года по этим статьям были осуждены 5 человек, из них 4 получили наказание в виде штрафа и 1 привлечен к общественным работам. Сумма штрафа может дойти до полмиллиона тенге, а вот срок общественных работ - 15 дней. Только в Алматы в этом году зарегистрировано больше 40 дел по таким эпизодам.

Сложнее, по мнению специалистов, понять, какие именно слова или высказывания можно расценить как оскорбление или клевету. Если дело доходит до суда, то в этом вопросе, как правило, разбираются лингвисты. Оскорблением может считаться употребление неприличных слов.

Айгуль Орынбек, юрист:

- Каждый человек использует социальные сети так, как удобно ему. Например, экстремисты, чтобы вербовать молодых людей, мошенники, чтобы воровать деньги со счетов. А оскорбления или прямые угрозы уже стали нормой для некоторых пользователей. Необходимо усилить контроль за такими правонарушениями, а лучше создать отдельный орган, который будет мониторить и проверять социальные сети на наличие таких правонарушений.

Как отмечают прокуроры, особых трудностей в идентификации и поимке анонимных пользователей интернета, которые оскорбляют других в комментариях или публикациях нет.

Ерсултан Канбатыров, прокурор Бостандыкской районной прокуратуры г. Алматы:

- На сегодняшний день существует множество способов идентификации правонарушителей пользователя в интернете. Не секрет, что каждое устройство: персональный компьютер, смартфоны, планшеты имеют свой индивидуальный номер, по которому легко обнаружить его хозяина. К тому же интернет ресурс устроен так, что какое бы вы не совершили там действие, оно в любом случае оставит свой определенный след.

Чтобы не получить обвинения в распространении заведомо ложной информации, необходимо в первую очередь тщательно проверять полученные сведения. Это касается и постов в социальных сетях и передачи сообщений по мессенджерам и прочим средствам коммуникаций. Ну и самый главный совет от специалистов – не думать, что фейковые аккаунты гарантируют анонимность и безнаказанность в сети. Судя по статистике, это не так. А значит, любого пользователя, независимо от засекреченности аккаунта, можно идентифицировать.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи