Опубликовано: 200

Звонкий, тонкий, как лист бумаги

Звонкий, тонкий, как лист бумаги Фото - Эту вазу Чокан Валиханов привёз из Кашгарии. Фото Тахира САСЫКОВА

Многие века Китай держал в секрете рецепт изготовления фарфора. И даже когда появились заводы в Европе, России, фарфор из Поднебесной по-прежнему пользовался высоким спросом, ведь его отличали изящные формы, оригинальный декор, высокое качество. Сегодня старинные изделия, расписанные китайскими мастерами, стоят целое состояние!

Центральный государственный музей РК в Алматы представил свою роскошную коллекцию на выставке “Удивительная роспись”.

Находки городища Талгар

Выставка приурочена к 71-й годовщине образования КНР. На ней представлено более 60 уникальных экспонатов: изделия из фарфора, фаянса, керамики, меди, глины. Музей открыт для посетителей, так что всё это великолепие можно посмотреть вживую, с соблюдением мер безопасности.

Коллекция керамики и фарфора сформировалась еще во второй половине XIX века, в так называемый Оренбургский период истории музея. Первые экспонаты (в основном предметы быта XVIII–XIX веков) пожертвовали частные лица. К сожалению, история многих вещей неизвестна…

Уникальные экспонаты выставки – чаши и тарелки из китайского фарфора XI–XIII веков, принадлежавшие династии Сун.

Они найдены при раскопках древнего городища Талхиз (Талгар), что в Алматинской области. К примеру, тончайшая фарфоровая чаша с гравировкой обнаружена в 1941 году. Глядя на нее, понимаешь, каким должен быть настоящий китайский фарфор: прочным, звонким и в то же время тонким, как бумага. Изделия к нам попали по Великому Шелковому пути, считают сотрудники музея.

– Утверждать это позволяют результаты наших научных исследований, – говорит заместитель директора по научной работе Галия ТЕМИРТОН. – Более 20 лет музей является научно-исследовательским институтом. Все эти предметы представляют огромную научную, культурно-историческую ценность.

Подарок от родных Чокана Валиханова

В чем же уникальность китайского фарфора?

– В причудливых, затейливых формах, очень зрелищной росписи, привлекающей внимание, – рассказывает заведующая отделом по хранению фондов ЦГМ РК Маржан ЖУНУСОВА. – На представленных изделиях можно увидеть кобальтовую надглазурную и подглазурную роспись. В ней присутствуют растительный, цветочный, зооморфный орнаменты, фрагменты сюжетов из священных книг, рукописей китайского народа. Пейзажи, буддийские храмы и святые, дворцы и пагоды, иероглифы – всё это говорит о высочайшем мастерстве художников. Роспись каждого экспоната не повторяется! Первоначально китайский фарфор был белым, затем стал расписным. Цвета очень сочные, гармоничные. На выставке есть экспонаты, расписанные в технике чин-хуа – в бело-синей гамме. Изделия демонстрируют искусство росписи фарфора и отражают многовековые традиции китайских мастеров, которые в различные эпохи создавали свои произведения. Большое влияние на китайскую культуру оказал Запад. На некоторых вазах это можно заметить в росписи картин, пагод. Очень активно мастерами использовалась позолота.

– А какие самые дорогие экземпляры выставки?

– Для нас все экспонаты раритетные и дорогие! На рынке китайский фарфор – сервизы, статуэтки, вазы, чайники – ценится по сей день. Одна женщина передала в дар музею чайный сервиз, расписанный иероглифами, птицами. В 50-е годы прошлого столетия его приобрела ее бабушка. Сервиз очень бережно хранился в серванте и передавался из поколения в поколение.

Интересна коллекция фарфоровых блюд с цветочными узорами и китайским рисунком, приобретенная в Оренбурге в 40-х годах XIX века. Есть ваза маньчжурской династии Цин (1644–1911 гг.). Клеймо содержит имя мастера – Лю Чжань Хэ. Глубокие чаши с цветочным узором начала XX века, возможно, предназначались для хранения сыпучих продуктов или умывания.

В бело-синей гамме выполнена ваза, принадлежавшая ученому Чокану Валиханову. Он привез ее из Кашгарии в середине XIX века. Вазу подарили музею родственники знаменитого фольклориста и этнографа.

Мал золотник, да дорог!

Украшают коллекцию 2 высокие фарфоровые вазы, переданные музею Администрацией Президента РК. Одну, с изображением цветов и птиц, подарили Первому Президенту Нурсултану Назарбаеву во время его визита в КНР в 1991 году. Другую, фарфоровую, с павлинами, ему вручил коллектив оперного театра Турсун Тохти г. Урумчи СУАР КНР. Артисты приезжали на гастроли в Казахстан в 1992 году.

Причудливые малые формы художественной керамики – еще один пласт культуры китайского народа. Миниатюрные статуэтки украшали дома зажиточных людей, их дарили гостям Поднебесной, послам иностранных делегаций в качестве сувениров.

– На выставке также представлены предметы быта – чайницы для хранения чая, чайники, чашка с блюдцем, – продолжает Маржан Жунусова. – Церемония китайского чаепития имеет свои традиции и особенности. И посуда должна соответствовать ей. Обратите внимание – фарфоровые чашка с блюдцем ну о-о-очень тонкие. Этой чайной паре много-много лет. Есть в коллекции небольшие пиалы конца XIX века, в домах китайцев они играли роль рюмок.

И все-таки откуда все эти вазы, чайники взялись у казахстанцев? Как считает эксперт, многие предметы, переданные музею, вероятнее всего, были приобретены или обменены их предками на знаменитой Кояндинской ярмарке. Центр торговли Степного края появился в 1848 году на территории современной Карагандинской области и просуществовал целых 80 лет.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи