Опубликовано: 1900

Чайные церемонии и политика за одним столом

Чайные церемонии и политика за одним столом Фото - Назгуль АБЖЕКЕНОВА

Чаша справедливости, чайный путь и большая политика – пока в умах одних продолжает жить синофобия, другие активно стирают стереотипы и доносят до казахстанцев китайскую грамоту во всех ее проявлениях. Правда, повезло пока только жителям солнечной Алматы, где с прошлого года работает China Сenter.

“КАРАВАН” встретился с генеральным директором Центра китайских исследований Адилем КАУКЕНОВЫМ и узнал о том, как за чашкой чая достигается совершенство духа и познается экономическая наука.

И будет вам цигун

На самом деле, начинает разговор наш собеседник в интерьере китайских символов, самого понятия “чайная церемония” в Поднебесной нет.

– А есть понятие “чайный путь”, откуда происходит другое определение – мастера, человека, который умеет подобрать правильный чай. Сегодня я провожу для вас пробу способом Пинь ча, это делается в рамках чайного пути, когда вы пытаетесь достичь чайного цигуна, наполняясь энергетикой напитка, – посвящает меня в тонкости действа Адиль Каукенов. – Вначале согреваем его в специальной коробочке “чахэ” дыханием. На третье дыхание чувствуем, как он просыпается. Затем кладем в чайник из исинской глины, благодаря свойствам которой ему передается особый аромат и вкус.

Мое посвящение в искусство чаепития по-китайски происходит через чай пуэр.

– Это один из известных видов китайского чая, его ценят за сильный энергетический эффект, но в отличие от кофе пуэр не несет вреда для сердца и давления. Если кофе дает резко тонизирующий, но непродолжительный эффект, то пуэр накатывает как волна и так же медленно отпускает. После его употребления вас может ждать несколько часов, а то и суток энергетического подъема, – продолжает чайных дел мастер Адиль.

По словам собеседника “КАРАВАНА”, существует целая культура “чайных пьяниц”, когда человек отказывается от алкоголя и сигарет и заменяет их чаепитием. Чайный путь, кстати, сейчас популярен в России, особенно у некоторых исполнителей …андеграунд-рэпа.

Что любит Пи Сю

Для проведения чайного ритуала используется целый арсенал различных инструментов – порядка 20. Это Чабань – чайная доска (на них часто пишут философские изречения, стихи), Цзя-цзы – чайные щипцы, чайный нож (для нарезки того же пуэра), Ян ху би – чайная кисточка и так далее.

– У китайцев даже стадии кипячения воды по-разному называются. Вроде обыденные вещи, но мастера разделили их на этапы: крабьи глазки, рыбьи глазки, жемчужные нити, шум ветра в соснах. Лишь после того, как структурировали воду, вы завариваете чай, – говорит Адиль Каукенов.

Существует масса видов заваривания чая, но первая заварка, подчеркивает собеседник, всегда сливается. А после настоявшийся чай наливается в специальную чашу.

– Я подаю вам чай из чаши справедливости Гун Дао Бэй. Почему такое название? Если бы мы пили из чайника с заваркой, то первому человеку достался бы еще слабо заваренный чай, а последнему – уже горький. А из чаши справедливости всем наливается одинаково вкусный чай. Обратите внимание на то, из каких маленьких чашек мы пьем – благодаря такому объему вы успеваете насытиться чаем прежде, чем растянете желудок. Вообще любой напиток, как и еду, нужно употреблять небольшими порциями. Для здоровья полезно и для внешнего вида.

Обязательный элемент церемонии – чайный питомец.

– В нашем случае это Пи Сю, девятый сын Дракона, выполняющий охранную функцию и притягивающий денежные потоки. Не то чтобы я суеверен, это скорее дань традиции. Чайный питомец, как и китайцы, любит чай, поэтому его мы поливаем напитком. Еще вы видите трехногую жабу – элемент фэн-шуй, повышающий благосостояние. Из патриотических соображений мы заменили китайскую монету во рту жабы на 100-тенговую, – рассказывает Адиль.

Философия перфекционизма

О чае в Поднебесной сложено немало легенд.

Однажды прославленному воину чем-то не угодил деревенский чайный мастер.

Воин вызвал того на дуэль, исход которой был предопределен, – мужчина был непревзойденным дуэлянтом. В надежде спасти свою жизнь чайных дел мастер обратился к учителю фехтования. Понимая, что за один день научить искусству владения мечом невозможно, учитель попросил мастера заварить чай. Тот так сосредоточился на ритуале, что обрел чайную гармонию, перестав думать о предстоящей дуэли.

Тогда учитель сказал: будь завтра таким же сосредоточенным, как во время чайного процесса. В итоге задира-воин не рискнул сойтись в поединке со столь сконцентрированным и просветленным чайным мастером.

Мораль истории: когда вы умеете осознанно, перфекционированно делать что-то одно – это поможет вам найти себя и в чем-то другом. На этом постулате – оттачивание до совершенства любого знания и умения – зиждется вся китайская философия.

Осваивайте китайскую грамоту

Но за чайным церемониалом скрываются вещи куда более глубокие. В China Сenter создаются интеллектуальные продукты по КНР.

– Несмотря на общую границу с Китаем, политико-экономические и культурные процессы сотрудничества Казахстана с КНР идут без серьезного научного анализа. Во всем мире успешно работают большие школы китаеведения, изучающие все сферы жизни Поднебесной, у нас же такого института нет. Это связано с молодостью страны, с общей деградацией отечественной науки, высшего образования. У казахстанских decision maker (лица, принимающие решения – англ.), госкомпаний, бизнеса отсутствует понимание того, что аналитические исследования позволяют видеть чуть дальше. Для чего во всем мире работают фабрики мысли? Они помогают принимать качественно правильные решения. У нас же доминирует культура “я начальник, ты дурак”, особенно в госаппарате, – констатирует китаевед.

У казахстанцев, сетует эксперт, нет культуры потребления информации.

– Это наблюдается не только в плане китаеведения, но и когда принимаются спорные законы, которые выливаются в массовое недовольство, раздражение общества. Но, как бы ни хотелось чиновникам и прочим не обращать внимания на происходящие вовне процессы, они идут и влияют, в том числе и на наше государство. И для адекватного их восприятия и развития с учетом ситуации нужна помощь профессионалов, – отмечает Адиль Каукенов.

Долгое время Китай был закрыт от нас занавесом, причем намертво. СССР был евроцентричным, а китаеведение являлось уделом небольшого круга лиц в крупных научных центрах в Москве и Санкт-Петербурге.

– А сегодня и у государства, и у бизнеса есть потребность в восполнении этого пробела. Особенно после санкций, ударивших по России и рикошетом задевших Казахстан, – от Китая после этих событий стало зависеть еще больше, чем раньше. Это и импорт инвестиций, и перспективы выхода на экспорт. Если бы в Казахстане стояли толпы американских инвесторов с портфелями или европейских туристов – возможно, это было бы не столь актуально. Но у нас нет ни тех, ни других. Зато под боком полуторамиллиардная страна с топовой экономикой. Но пока нам не хватает экспортного осмысления наших возможностей, – говорит эксперт.

Покупательная способность китайцев стремительно растет, одна только провинция Гуандун по итогам прошлого года обошла по ВВП показатель России – 1,207 триллиона долларов против 1,178 триллиона, замечает наш собеседник.

– Китайские города по уровню жизни и ВВП на душу населения уже сравнимы с южнокорейскими. Это очень перспективный рынок, но рынок избалованный. Одно дело, когда вы приходили к продавцу в Китае, и он, конкурируя с миллионами таких же торговцев, предоставлял вам услуги на ваших условиях: не говорите на китайском – найдет вам переводчика, да что там, сам заговорит на русском, обеспечит скидку и так далее. Но теперь роли меняются. И нужно понимать логику покупателя и инвестора, а если вы не понимаете эту логику, если она для вас является китайской грамотой, то вы так и будете оставаться на задворках развития, – заключил Адиль Каукенов.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи