Опубликовано: 290

За чертой вредности: чтобы получить квартиру, сироты должны голодать

За чертой вредности: чтобы получить квартиру, сироты должны голодать Фото - В Центре адаптации оралманов, а ныне в общежитии, жили и продолжают жить многие выпускники детского дома. Фото Ольги ЗОЛОТЫХ

У всех выпускников до 18 лет был один дом – детский. И практически одинаковая судьба – у одних родители умерли, у других были лишены прав, но в итоге все дети остались сиротами.

Абсолютное большинство воспитанников актауского детдома встали в очередь на получение жилья в 2008 году. С того года несколько десятков везунчиков все же успели получить собственное жилье, но всё закончилось в 2016–2017 годах.

В Актау более 20 сирот – выпускников детского дома остались в этом году без квартир. Большинство из них стоят в очереди на получение жилья с 2008 года и рассчитывали получить квартиру от государства хотя бы через 12 лет.

Но многим отказали в предоставлении жилья. Причина – изменения, внесенные в жилищные программы в прошлом году.

 

Динара АЙЖИГИТОВА – выпускница детского дома, сейчас мама четверых детей, младшему из которых скоро исполнится 3 года. Динара замужем, муж ее также сирота, сейчас работает нефтяником.

− Мне обещали дать квартиру в 2015 году, затем – в 2017-м, но так и не дали. Потом предоставили общежитие. Но это был ад – там кто только не водился: клопы, мыши, тараканы; постоянно отключали свет и воду. Мы столько денег потратили на избавление от этих насекомых, столько мебели выкинули, что я не вижу разницы: что сейчас мы платим за съемное жилье, что тогда мы тратили ежемесячно столько же.

В прошлом месяце Динаре сообщили, что очередь на квартиру наконец подошла и она должна сдать необходимые документы. А через месяц ей и еще нескольким десяткам выпускников детского дома пришел отказ.

− Когда мы пришли в акимат, нам сказали, что у нас превышен доход на одного члена семьи, то есть у нас больше чем 32 668 тенге. Но я не понимаю, при чем тут доход? У тех, кто получал квартиры несколько лет назад, не смотрели на доходы. И почему нас не предупредили об этих новых правилах? То есть я должна была последние полгода жить впроголодь, чтобы получить эту квартиру, или я виновата, что у мужа зарплата превышает прожиточный минимум? И почему акимат не считает то, что мы отдаем за съемное жилье 80 тысяч тенге плюс коммунальные услуги, а у мужа недавно выпустились братья из Детской деревни и им также нужно помогать? – добавляет Динара.

Яна НОМИРОВСКАЯ также встала в очередь на получение жилья 12 лет назад. Сейчас женщина живет с мужем и его родителями, а скоро во второй раз станет мамой.

В акимате Яна стала одной из немногих, кому не отказали в получении жилья, но предложили лишь арендную квартиру от государства.

− Эти квартиры без права выкупа. Раньше сиротам выдавали квартиры с правом приватизации, а чем мы хуже? Сейчас нам такую возможность не дают, а сами мы не можем с мужем накопить хотя бы первоначальный взнос и взять ипотеку на собственную квартиру. Вы представляете, что значит – всю жизнь прожить в арендном жилье на птичьих правах и знать, что оно никогда не будет твоим?

Яна отмечает – в акимате сиротам предложили попытаться получить квартиры по другим программам.

− Есть семьи, у которых по одной программе доход превышает прожиточный минимум, а по другой, наоборот, зарплаты недостаточно. В итоге и там, и там их футболят, − говорит Яна Номировская.

Александр КОЧЕТКОВ и его младшая сестра оказались в детском доме после того, как их мать лишили родительских прав, а отец и вовсе отказался от детей. Бабушке в силу возраста не позволили взять опеку. Сейчас Александр работает слесарем на Мангистауском энергокомбинате. Последние несколько лет после выпуска из детского дома парень скитался по съемным квартирам, жил у друзей. А 2 года назад бабушка скончалась и оставила ему в наследство квартиру.

− В акимате мне сказали, что полученная в наследство квартира никак не повлияет на то, что я стою в очереди на жилье. Но нас никто не предупредил, что, если ты работаешь и получаешь даже небольшую зарплату, квартиру ты не получишь из-за превышения дохода. А что нам всем было делать – голодать или идти воровать?

Мне отказали в получении именно по причине того, что, по мнению государства, я слишком много получаю.

Я не прошу, чтобы мне раньше всех выдали квартиру, понимаю, что у меня есть жилье – у других ситуация катастрофическая. Но я считаю, что я и моя сестра имеем право получить жилье от государства, раз оно нам положено по закону.

К слову, сестра Владислава всегда по документам стояла в очереди с братом, затем, после того, как вышла замуж, встала за ним. Но в прошлом году после того, как она не успела сдать документы, из очереди ее выкинули.

− Мне пообещали, что ее восстановят в очереди. На встрече с заместителем акима города нам сказали, что, раз мы не попадаем под программу “Нұрлы жер”, то можем сдать документы в следующем году, а вдруг программы изменятся? Так можно вечно стоять в очереди! В акимате уверенно говорят – идите в суд, но я думаю, что они не боятся суда.

Владислав ДУДИН – выпускник того же детского дома, работает айтишником, на руки получает 83 тысячи тенге, из которых 60 тысяч отдает за съемную квартиру. В получении жилья ему отказали, причем сразу по 3 программам.

− По “Нұрлы жер” у меня зарплата выше, чем прожиточный минимум, по программе “Бақытты отбасы” мне также отказали, так как у меня нет многодетной семьи или ребенка-инвалида. То же самое и с программой “Шаңырақ”. По ней я должен зарабатывать не более 101 тысячи тенге, а по “пенсионке” у меня выходит 119 тысяч, − рассказывает Владислав.

В акимате Актау объяснили, что по жилищным программам жилье положено, помимо прочих категорий, и сиротам. Но при одном условии – прожиточный минимум на одного члена семьи не должен превышать 32 668 тенге в течение полугода. Поправки о доходах были внесены в жилищные программы в прошлом году.

− По закону при распределении квартир детям-сиротам доход не учитывается, если только эти квартиры будут распределяться из коммунального жилого фонда. А эти 140 квартир, которые мы сейчас распределяем, были построены по программе “Нұрлы жер”. Проблема в том, что жилье из коммунального жилого фонда распределялось в последний раз в 2016–2017 годах, и больше такое жилье в Актау не строилось. Теперь всё зависит от финансирования областного бюджета – построят, значит, сироты получат жилье от государства, − пояснила заведующая городским отделом ЖКХ акимата города Актау Жадыра АУЭЗОВА.

По словам спикера, сироты, которые в этот раз не получили жилье, так и останутся в очереди. Всего в ней стоят 600 выпускников детского дома. Им остается только ждать жилье из “комжилфонда”, да и то они смогут рассчитывать только на 20 процентов от общего количества квартир.

АКТАУ
 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи