Опубликовано: 220

Выгнать из резерваций: для чего Штаты выпустили букмекеров на свободу

Выгнать из резерваций: для чего Штаты выпустили букмекеров на свободу Фото - Тахир САСЫКОВ

Западные страны подчас удивляют умением правительств “настраивать” и поддерживать позитивные тенденции где угодно. В том числе – в спорте.

William Hill и другие

В последнее время букмекерские компании значительно расширили свое влияние не только в крупнейших клубах и командах, но и в спортивной политике западных стран. Достаточно сказать, что от заключений букмекерских аналитиков во многом зависит признание результатов матчей. На первый взгляд этот феномен может удивлять: как это частный бизнес, к тому же “игорный”, то есть вроде как азартный, может влиять на государственную политику? Но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть в этом взаимодействии четкую логику. Она заключается в здоровом, без коррупции и теневых отношений, развитии большого спорта, в росте его зрелищности и привлекательности для болельщиков.

Характерен пример США. Здесь в последние годы букмекерские конторы активно расширяют свое влияние и бизнес. И в этом их поддерживает государство.

Всё больше штатов легализуют этот вид ставок на своей территории (раньше букмекерские ставки были разрешены только в “игорном оазисе”, Лас-Вегасе). Ситуация изменилась буквально за несколько лет: по данным на март 2020 года уже 21 штат легализовал ставки на спорт в своих границах. Лет 10–15 назад ничего подобного здесь никто и вообразить не мог.

26 мая 2021 года ведущий британский букмекер William Hill (которому, кстати, уже более 80 лет) открыл офис со своими букмекерскими кассами на стадионе “Capital One Arena” в Вашингтоне. Некоторые назвали это знаковым событием, предрекая, что скоро еще десятки штатов откажутся от законодательного запрета на спортивные ставки. Не секрет, что многим действующим в Штатах законам уже по 100 и более лет, и эти старинные правовые акты давно отстали от жизни.

По мере расширения этого бизнеса растет и количество спонсорских контрактов спортивных клубов с букмекерами. НБА, НФЛ, НХЛ подписывают контракты с крупнейшими мировыми букмекерскими компаниями. Последние, в свою очередь, покупают часть акций в клубах и спортивных ассоциациях.

Чем же обусловлен рост влияния букмекеров? Причин несколько.

Симбиоз

Первая и основная – это заинтересованность самого спорта в привлечении новых масс болельщиков и фанатов. Букмекерские ставки имеют здесь прямое психологическое влияние.

Реклама ставок на спорт полностью интегрирована в любой матч и его рекламные материалы. Яркие, броские стикеры с названиями букмекерских компаний, спонсирующих данную команду, призывы поставить на любимого игрока – всё это работает.

Рекламная индустрия формирует связь между спортивными болельщиками и ставками, относящимися к любимым командам, и в результате любому футбольному фанату очень трудно избежать ставок, когда всё вокруг побуждает его к этому.

Как итог – одним из эффектов индустрии ставок является увеличение количества зрителей на различных спортивных матчах. Отсюда – по цепочке – своего рода мультипликативный эффект: увеличение числа болельщиков и зрителей, улучшение имиджа спортивных команд и их популярности, появление всё большего числа спонсорских организаций в спорте и, наконец, что не менее важно, рост количества самих спортивных клубов. В целом большой спорт получает мощный дополнительный приток средств как за счет увеличения количества зрителей, наблюдающих за каждым матчем, так и за счет новых спонсорских контрактов, в том числе с самими букмекерскими компаниями. Возникает своего рода эффект снежного кома.

Вторая причина роста влияния букмекерских контор связана с массовым позитивным воздействием на спорт в целом (включая и любительский, и подростковый, и детский, и паралимпийское движение), которое происходит благодаря крупным соглашениям о спонсорстве. Отсюда – бросающаяся в глаза рекламная привязка ставок на спорт к конкретным командам.

И это работает на психологическом уровне: делая ставку и осознавая, что он может проиграть, человек при этом понимает, что его проигранные деньги пойдут, в том числе, на поддержку любимой команды, клуба, юношеской или детской спортивной лиги.

Для истинных фанатов это дорогого стоит. Спонсорство спорта, таким образом, приобретает общественную значимость: любой клиент букмекеров ощущает себя причастным к этому благому делу.

Более того, включается чистая экономика – спонсорство привлекает сторонних инвесторов. Они видят растущую глобальную популярность данной команды или клуба, а также деньги, которые поступают от прямых трансляций, и ищут свою выгоду, желая принять участие в финансировании этого спортивного проекта.

Тенденция налицо: ставки на спортивные события открыли путь к совершенно новому источнику спонсорского дохода команд, который исходит от крупных букмекерских контор. Спорт получил двойную поддержку: во-первых, это само спонсорство, во-вторых – рост числа болельщиков и, соответственно, сборов с матчей. Неудивительно, что власти целого ряда государств, даже таких консервативных в отношении игорной индустрии, как США, идут навстречу этому тренду. Власти заинтересованы в развитии спорта – как профессионального, так и массово-любительского, поэтому они всё активнее содействуют букмекерам в их сотрудничестве с командами и клубами. Хотя зачастую государству здесь и делать-то особо ничего не нужно – просто разрешить букмекерам работать.

Задушить коррупцию

Существует и третий аспект, влияющий на почтительное (именно так) отношение спортивных властей и правительств западных стран к букмекерскому бизнесу. Это их очевидное влияние на чистоту спорта, обусловленное прямым участием в деятельности спортивных клубов и федераций.

Понятно, что теневые отношения в спорте и коррупция, связанная с договорными играми, больно бьют по букмекерам. Поэтому они жестко противодействуют любым проявлениям подобного рода. И чем больше букмекеры вовлечены в спонсорство конкретных клубов и команд, тем больше у них рычагов влияния.

Сама природа коррупции при размещении ставок на спорт предполагает вовлечение ряда участников команд (спортсменов, тренеров и других официальных лиц, а также администраторов), а также высокомобильных коррупционеров, играющих роль посредников и “каналов слива” в различных видах спорта и делающих ставки.

По мере распространения ставок на спорт заинтересованные лица в этой сфере нацелены в первую очередь на выигрыш крупных сумм денег. При этом коррупционеры в спорте чаще всего заставляют свою команду проиграть – что легче, чем убедить другую команду проиграть.

Такие интересанты ставят большие суммы денег на свое собственное поражение. Этот метод, как рассказывают букмекеры, иногда используется клубами, которые испытывают финансовые затруднения или которым предстоит участвовать в соревнованиях или матчах, имеющих небольшое спортивное значение. 

Нет нужды говорить о том, что букмекеры теряют на таких договорных встречах огромные деньги. Как и о том, что манипулирование результатом любой игры – это полная противоположность спортивным ценностям, а значит, удар по репутации не только конкретного клуба, но и государства, которое этот клуб представляет. В этом заключается объяснение тесного и всё более глубокого взаимодействия спортивных властей развитых стран с букмекерскими компаниями, которые научились эффективно выявлять подобные манипуляции и пресекать их, публично объявляя матч или встречу договорными.

Деятельность букмекеров по противодействию спортивной коррупции в последнее время строится не только на аналитике и выявлении подозрительных действий в ходе игры, указывающих на ее заказной характер, но и на прямом участии в развитии команд. К новым рекордам? Что букмекеры сделали со спортом

Клубы и федерации, получающие от спонсоров огромные деньги на свое развитие, дорожат спонсорскими отношениями. Поэтому любой потенциальный участник теневых отношений знает, чем рискует.

На Западе это, как правило, не только уголовное преследование за мошенничество и тюремный срок, но и абсолютный, бесповоротный крест на карьере. “КАРАВАН” уже рассказывал историю отдельных “героев” из числа игроков популярных британских команд, которые решили подзаработать на ставках, договорившись о некоторых действиях в ходе матча. Закончилось это для них плачевно.

А почему бы и нам...

Рост влияния букмекеров в современной спортивной индустрии виден аналитикам и болельщикам невооруженным взглядом. Сегодня на любой футболке игрока, на постерах и билбордах у стадионов можно увидеть рекламу беттинговых компаний, спонсирующих тот или иной клуб, лигу или федерацию. Очевидны и результаты этого влияния: это возросшая зрелищность и результативность спортивных состязаний, достижение всё более высокого уровня чистоты и прозрачности в спорте, развенчание коррупционных схем, выявление и блокирование любых теневых отношений. Это также значительная спонсорская поддержка команд, как профессиональных, так и любительских, и детских, что, опять-таки, прямо отражается на спорте высоких достижений.

Заинтересованность властей в содействии всем этим тенденциям вполне оправданна и объяснима. Поэтому, скорее всего, поддержка букмекерской отрасли на Западе будет и дальше расти.

Этой весной, как отмечали авторитетные спортивные аналитики в США, приход в страну William Hill стал своего рода сигналом, что скоро еще не менее 10–15 штатов откроют свои территории для букмекерского бизнеса. А может быть, и больше.

Спонсорство не только стимулирует спорт, оно еще и экономит государственные деньги – а западные правительства поддерживают такие позитивные тенденции, потому что умеют считать.

Почему бы и нам в Казахстане не присмотреться к этому опыту, а не запирать букмекерские компании в “игорных резервациях” Капшагая и Бурабая?

Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи