Опубликовано: 140

К новым рекордам? Что букмекеры сделали со спортом

К новым рекордам? Что букмекеры сделали со спортом Фото - Тахир САСЫКОВ

Большой спорт во всем мире получил мощный стимул благодаря поддержке букмекеров. И казахстанский – в том числе.

Когда всем хорошо

Ставки на спортивные события привлекают всё больше новых любителей прогноза, которые изначально соблазнялись возможностью выиграть деньги, но в итоге постепенно стали настоящими фанатами спорта. В результате, как говорится, всем хорошо: букмекерские конторы получают всё больше новых клиентов, а спорт – новых болельщиков. Обоюдно выгодный симбиоз позитивно влияет и на спортивную сферу, и на индустрию ставок.

Неслучайно букмекерство по всему миру сегодня переживает бум.

Ставки на спорт (беттинг) открыли командам и федерациям путь к совершенно новому источнику спонсорского дохода. Доход этот исходит от крупных букмекерских контор. Сегодня болельщик на любом чемпионате может наблюдать множество команд, чьи игроки носят форму с названиями букмекерских контор и их сайтов. А зритель любого спортивного телеканала наверняка заметил растущее присутствие рекламы ставок во время прямых трансляций матчей. Возможно, такая реклама стала наиболее очевидным аспектом взаимодействия букмекерской индустрии с большим спортом. Это действительно индикатор: сотрудничество приобрело столь глубокий характер, что реклама ставок на спорт теперь полностью интегрирована в матч и его рекламные материалы. Беттинг активно продвигается самими клубами при всех удобных возможностях, что лишний раз обозначает прямую связь между спортивными болельщиками и ставками. Связь реальную, математическую: больше болельщиков – больше ставок – больше спонсорской помощи спорту со стороны букмекерских компаний.

Действительно, всем хорошо! Оказывается, так бывает?

Поддержка по-серьезному

Сегодня на Западе очень многие болельщики (по некоторым оценкам, не менее 40 процентов в ряде стран) регулярно делают ставки на исход матчей или боксерских поединков. Массовое и постоянно растущее вовлечение спортивных фанатов в беттинг становится дополнительным стимулом развития большого спорта. Благодаря такой массовости за последние 7–10 лет приток ставок увеличился во много раз. В результате букмекеры получили возможность направлять больше средств в поддержку команд, в развитие массового спорта и в другую спонсорскую деятельность.

Спонсорство стало важнейшим позитивным аспектом взаимодействия букмекерской отрасли с большим спортом, причем этот тренд всё более зримо проявляется в последние годы. Конечно, следует понимать, что букмекерская отрасль не просто так поддерживает спорт. Она заинтересована в его максимальной чистоте и прозрачности, поскольку тренерская коррупция и связанные с нею договорные встречи очень больно бьют по букмекерам. Спонсорство и тесное взаимодействие с владельцами клубов позволили букмекерам выводить это зло, что называется, на корню. Как итог, в спортивную сферу ежегодно приходят десятки миллиардов долларов. Регулярно в прессе появляются сообщения об огромных спонсорских контрактах популярнейших спортивных команд мира с букмекерскими конторами. Например, 2 года назад футбольный клуб “Барселона” и “1xBet” подписали спонсорское соглашение, согласно которому одна из ведущих букмекерских контор мира стала новым глобальным партнером каталонского клуба. Договор о сотрудничестве рассчитан на 5 лет и будет действовать до 30 июня 2024 года. И это только один из множества контрактов подобного рода.

Благодаря массированной финансовой поддержке со стороны букмекеров у спортивных клубов и федераций появились дополнительные возможности для развития. Поддержка со стороны букмекерских ассоциаций стимулирует развитие молодежных спортивных академий, юниорских команд, инфраструктуры для фанатов, паралимпийского движения, а также (что тоже немаловажно) сказывается на росте зарплат сотрудников клубов и их ключевых игроков. Честный спорт. Почему договорные матчи уходят в историю?

Как отмечают спортивные аналитики в разных странах, приток этих дополнительных денег в большой спорт однозначно поднял его качество и уровень. Повысился профессионализм, стало значительно меньше фактов спортивной коррупции, а соревнования стали более зрелищными. Правительствам это выгодно, ведь успехи спортивных команд любого государства работают на его международный имидж. В этом заключается одно из очевидных объяснений, почему букмекерские ассоциации в развитых странах пользуются серьезной поддержкой властей. Поддержка эта проявляется как в законодательном регулировании, так и в содействии спонсорской деятельности: финансирование спорта позволяет букмекерским компаниям пользоваться более либеральными условиями, льготными налогами и другими привилегиями.

А что в Казахстане?

Благодаря некоторым международным букмекерским компаниям, работающим в нашей стране, традиции поддержки большого спорта пришли и в Казахстан. Например, та же компания “1xBet” – сегодня генеральный спонсор футбольного клуба “Кайрат”. Представители “1xBet” отмечают, что букмекерская контора полностью разделяет основные ценности клуба, стремясь поддержать стремление “Кайрата” к инновациям, принципы честной борьбы, победный командный дух, высокие стандарты качества тренерской работы. Сотрудничество с “Кайратом” позволяет бренду следовать стратегии популяризации и развития спорта в Казахстане, отмечают представители компании.

К сожалению, в отечественном спорте нередки ситуации, когда клубы или отдельные спортсмены банально не могут принять участие в спортивных событиях мирового уровня из-за нехватки средств на инфраструктуру и экипировку.

И здесь букмекерские конторы всё чаще приходят на помощь, направляя спонсорские средства на развитие клубов и спортсменов. При этом, что показательно, руководство компаний отрасли стремится не афишировать свою спонсорскую деятельность. Есть инсайдерская информация, согласно которой только в 2019 году объем спонсорской помощи букмекерских ассоциаций казахстанскому спорту составил свыше 1 миллиарда тенге. Но сами букмекеры об этом скромно умалчивают. Они подчеркивают, что не стремятся к рекламе, их основная цель – поддержать казахстанский спорт по наиболее сложным и затратным направлениям, там, где недостаточно вливаний государства и других частных спонсоров.

Объем такой поддержки в последние 3–4 года постоянно растет. Сегодня букмекеры спонсируют крупнейшие футбольные, хоккейные, баскетбольные, киберспортивные команды Казахстана, финансируют турниры по различным видам спорта. В частности, беттинговые компании стремятся поддерживать массовое увлечение молодежи киберспортом – та же “1xBet” подписала спонсорское соглашение с крупнейшей в мире киберспортивной компанией “ESL Gaming”, после чего “1xBet” стал эксклюзивным глобальным партнером по ставкам на ESL Pro Tour по CS:GO и ESL One Summer & Winter по Dota2.

Еще букмекерские компании Казахстана активно спонсируют местные проекты по развитию детского и юношеского спорта, в том числе – футбольные площадки для райцентров. Недавно в нескольких селах Айтекебийского района Актюбинской области и в селе Райымбек Карасайского района Алматинской области открылись футбольные площадки, построенные при спонсорской поддержке отечественных букмекеров. По словам руководителя проекта “Ауыл Футбол” Серика МАМБЕТОВА, это небольшие, но очень классно оснащенные объекты, рассчитанные в первую очередь на детей в возрасте 5–7 лет. Причем букмекерские ассоциации намерены расширять такую помощь, строить площадки для детского футбола по всем регионам. “Это были наши первые проекты. В переговорах со спонсорами мы поначалу осторожничали, предлагали небольшой проект, чтобы показать, что мы можем организовать работу. И вот теперь в нескольких аулах у нас имеется по площадке. Мы уверены, что это только начало”, – отмечает Серик Мамбетов.

Букмекеры в беседах с прессой неоднократно подчеркивали, что они заинтересованы в популяризации спорта среди широких масс казахстанцев. А для этого важна не только пропаганда здорового образа жизни, но и доступность трансляций ключевых спортивных событий мирового уровня.

Между тем показ таких трансляций зрителям нашей страны сопряжен с рядом сложностей. Зачастую у казахстанских телеканалов не хватает средств на выкуп прав ретрансляции крупных спортивных событий. Букмекерские компании и ассоциации в последние несколько лет самостоятельно выкупают права на трансляцию, передавая их телеканалам – в преддверии матчей и соревнований это становится подарком для широкой казахстанской аудитории. Здесь выигрывают все – и болельщики, и телеканалы, и сами букмекеры, ведь для того, чтобы правильно делать ставки, болельщикам нужно следить за событиями в сфере спорта, видеть победы и проигрыши конкретных команд, знать стиль и возможности каждого игрока. В конечном счете такая спонсорская помощь добавляет “индустрии прогнозов” дополнительных клиентов.

Благотворительность букмекеров проявляется не только в поддержке спорта, но и в различных социальных акциях. Так, в период пандемии получил широкую известность проект “Дыши.kz”, организованный Саморегулируемой организацией букмекеров РК. Участники организации – крупные букмекерские компании – помогли целому ряду медучреждений в регионах и райцентрах, где не хватало самого необходимого для эффективной борьбы с коронавирусом. Букмекеры финансировали модернизацию зданий и оборудования, закупали самое необходимое (например, пульсоксиметры), организовывали акции по бесплатной раздаче медпринадлежностей первой необходимости. Постоянная помощь детским домам, спонсирование детских и подростковых команд, организация детских соревнований – всё это также постоянные сферы деятельности букмекерских ассоциаций Казахстана.

Здесь нельзя не отметить дополнительный экономически значимый фактор, связанный со спонсорской деятельностью “индустрии прогнозов”.

Это мультипликативный эффект от бизнеса множества контрагентов, взаимодействующих с букмекерскими конторами в рамках спонсорских контрактов и благотворительных акций. Транспортные услуги, инфраструктура, поставки спортивной формы и инвентаря, работа строителей-подрядчиков, сооружающих детские площадки, – всё это тоже работает на доходы казахстанцев.

Остается вопрос: в чем здесь интерес государства? Нужны ли ему дополнительные стимулы в развитии спорта высоких достижений, например, того же футбола в лице национальной сборной, в развитии массового и детского спорта, в стимулировании массового интереса к спорту? Заинтересовано ли оно в той поддержке, которую букмекерские ассоциации осуществляют спортивным федерациям? Готово ли, как это делают правительства во всем мире, идти навстречу и вместе бороться за чистоту спортивных достижений, против коррупции, договорных встреч и прочей “мути”, которой, к сожалению, пока еще достаточно в сфере казахстанского спорта, – как большого, так и не очень?

Пока наше государство никак этот свой интерес не обозначает. Что, впрочем, создает некую дополнительную интригу. Посмотрим, что будет дальше.

Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи