Опубликовано: 5700

Всё уже украдено до нас: как Казахстан стремительно теряет культурное достояние

Всё уже украдено до нас: как Казахстан стремительно теряет культурное достояние

Когда открыватель Америки Христофор Колумб вернулся в Европу, он привез с собой табачные листья. Одного из его попутчиков инквизиция даже признала одержимым дьяволом. Настолько испанцев поразил вид моряка, выпускающего клубы дыма изо рта.

В итоге путешественника посадили в крепость. Но потом в Америку хлынул поток искателей счастья. И уже они, возвращаясь на родину и соря деньгами, быстро приучили общество к новой привычке – курению табака.

Через 30 лет эта привычка проникла во двор французской короны. Сначала стал популярен нюхательный табак, а затем и курительный. И через Францию мода пошла гулять по Европе.

Но быстро встала проблема – как курить? Индейцы Америки крутили из листьев сигары или крошили табак и скуривали его в трубках из початков кукурузы. Ни тот ни другой способ не прижился. Чтобы курить сигару, надо выбрать место и время, что было не всегда. А трубка из кукурузы служит в среднем год-полтора. А потом? Ждать почты из Америки.

Гончары быстро наловчились делать трубки из керамики. Но керамическая трубка – слишком просто и дешево. Во дворце ею не похвастаешься. Надо было что-то подороже.

Первые пенковые трубки для курения появились в Австрии примерно в 1720-х годах. Тогда граф империи Габсбургов Андраши получил в дар кусок необычного снежно-белого минерала. Граф, видимо, участвовал в очередных австро-турецких переговорах. Зачем именно ему дали этот кусок, непонятно. Но считается, что турки и их африканские соседи называли этот минерал мыльным камнем и использовали, понятное дело, в санитарных целях. Но просвещенный европеец намека не понял. Он повертел кусок в руках. Камень не камень – непонятно. Но очень похож на керамику, из которой была сделана его курительная трубка.

По возвращении домой граф попросил сделать из подарка трубку. Новая трубка получилась необыкновенной. Легкая, объемная, пористая, удобно лежит в руке, не обжигает. Со временем она изменила цвет, получив глубокий золотисто-коричневый оттенок.

Такую трубку было совсем не стыдно раскурить в приличном обществе. Вся верхушка империи захотела иметь эту модную вещь. Поток минералов полился из Турции в Европу. Камень получил название Meerschaum – “морская пена”.

Оказалось, что новый материал был на самом деле необыкновенным. Если намочить пенку в воде, она становится податливой, как глина, и заготовке можно придать любую форму.

Есть пенковые трубки в виде удивительных цветов, голов животных, растений, драконов, мифических и реальных персонажей. Вид трубки целиком зависит от мастерства и фантазии мастера.

А еще трубка из пенки отличается полным отсутствием собственного вкуса. Трубокуры считают, что только такое изделие дает в полной мере ощутить ароматические и вкусовые свойства табака. Другие материалы, из которых делают трубки – бриар, вереск или початок кукурузы, передают табаку свой привкус, что считается не совсем хорошим качеством. Всё это сделало Meerschaum дефицитным, а значит, и дорогим товаром.

Качественную “морскую пену”, или сепиолит, добывают только в одном месте в мире – у города Эскишехира в Турции. Месторождения сепиолита есть и в других местах. Например, у нас, в Костанайской области. Но качество минерала не позволяет использовать его для резьбы. В Турции же из пенки с давних времен делают камеи, бусы, печатки и сувениры.

Добычей камня на знаменитом месторождении традиционно занимаются всего несколько семейных династий.

Тем не менее в Турции сепиолит объявили национальным достоянием: вывозить его из страны в необработанном виде запрещено. Только в виде готовых изделий. То есть государственную монополию ввели ради достатка от силы сотни простых семей только в одном регионе страны.

Всё это привело к резкому росту цен на пенковые трубки. Цены на нормальные изделия начинаются с 200 долларов, что явно завышено. Но закон есть закон...

Такая политика резко контрастирует с экономической политикой Казахстана. 80 процентов экспорта нашей страны – сырье. Зато наш импорт – это готовые изделия, машины и оборудование.

Как ни странно, точно так мы теряем и наше культурное достояние. Им пользуются за рубежом, и страна с этого ничего не имеет. Так, кумыс до сих пор не запатентован как интеллектуальная собственность Казахстана. Зато он запатентован под брендом “Kumus” в Германии. Более того, там действует Государственный союз германских производителей кобыльего молока. Ежегодно на ферме Ганса Цольмана Kurgestüt Hoher Odenwald проходит фестиваль кумыса Hoffest по типу пивного Октоберфеста.

Шубат теперь нам продают израильтяне.

На одной из агровыставок посол Израиля в Казахстане Исраэль Мей Ами предложил казахстанским компаниям купить патенты по переработке верблюжьего молока для изготовления йогурта и мороженого израильского профессора Реувена Ягиля.

Международная федерация по кыргызской национальной конной игре кок-бору была создана 9 ноября 2001 года в Бишкеке. Основателями являются Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Игры проводятся по правилам кок-бору, разработанным в 1998 году в Кыргызской Республике. Мы ее знаем как кокпар.

Также кыргызы ввели официальное название игры – тогуз коргоол. Его ввела Кыргызская федерация тогуз коргоола в 1993 году. Казахская федерация тогыз кумалака появилась лишь в 2004 году. Нам остается только спорить, из какого казахского рода произошел Темуджин.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи