Опубликовано: 1600

Власти разглядели мутные схемы управдомов

Власти разглядели мутные схемы управдомов Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Снова КСК и их болезненный интерес к чужим деньгам. В этот раз они стали главными фигурантами во время обсуждения жилищной реформы в парламенте страны.

Новый министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ ответил за своего предшественника.

Но в первую очередь даем информацию, где и у кого спросить бесплатно: как перейти на ОСИ или простое товарищество, как провести общее собрание, как подготовиться к регистрации, как забрать документы, деньги и власть в своем доме у КСК и еще миллион других вопросов, можно задать государственному акционерному обществу АО “Казахстанский центр развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства”. Правительством на этих ребят возложена обязанность отвечать на вопросы собственников, касающиеся сферы ЖКХ. Записывайте контакты: г. Нур-Султан, пр. Туран, 75, департамент развития жилищных отношений; телефон: + 7 (7172) 999-440, вн. 1264, 1208, 1216.

Помимо этого, в каждом городе в местном управлении жилищной политики назначен ответственный за подобные консультации. Их телефоны вы сможете узнать, позвонив в приемную или канцелярию местного акимата.

Не известный никому 2-й этап перестройки?

Теперь переходим к двусмысленностям и неопределенностям, возникшим во время встречи главы ведомства Каирбека Ускенбаева с депутатами мажилиса. Судя по той информации, которая появилась в открытом доступе, избранников волновало несколько моментов: плохая просветительская работа – в некоторых регионах по сей день не знают о проходящей реформе, второе – компетентность новых структур в домах и параллельная ликвидация КСК.

Суть претензий сводилась к тому, что кооперативы с 1 июля должны быть ликвидированы, их не станет, а новенькие с хозяйством разобраться толком не успеют, и произойдет коллапс.

Замечание было бы резонным, если бы кооперативы действительно испарились, но им предложено сменить окрас, выбрав для себя вид деятельности: стать управляющей компанией и взять на себя функции управления общедомовым имуществом. Или оказывать услуги по содержанию и зарегистрироваться как сервисная организация. Ровно это, только другими словами, и объяснил депутатам министр индустрии и инфраструктурного развития.

Но давайте посмотрим, откуда дует ветер. Наши постоянные читатели знают из наших статей, что сегодняшняя истерика председателей КСК – только из-за того, что им придется отказаться от какого-то вида нынешней своей деятельности. Сейчас они совмещают оба вида и, по сути, являются управляющей компанией и сервисной организацией одновременно. Соответственно, имеют право и распоряжаться деньгами собственников, и получать оплату своих услуг, обладая властью над 100 процентами поступлений на свой текущий счет. Если управдомы регистрируют управляющую компанию, то за их хлопоты им будет отходить только 30 процентов от поступлений на банковский счет ОСИ или ПТ. Если сервисную организацию, то там они могут взять до 70 процентов от ежемесячных платежей. Денег хочется, власть терять не хочется, вот и мечутся, и сознательно вводят собственников и даже, как видим, отдельных депутатов в заблуждение.

Хорошие новости для тех, кто вместе с нами недоумевал неоправданной популярностью среди собственников такой формой управления, как простое товарищество (ПТ).

Заложенные законодательством риски для хозяев недвижимости при выборе ПТ мы подробно разбирали в номере от 11 марта 2022 г., ознакомиться с ним можно на нашем сайте caravan.kz.

Но сейчас не о них, министр раскрыл планы правительства в течение последующих 2 лет “перевести” простые товарищества в объединения собственников имущества, так как эта форма управления более адекватна задачам и интересам собственников. Оказалось, что у власти выработан пока не известный никому 2-й этап перестройки. Кстати, схему – запустить в своих подконтрольных домах простые товарищества, получить доверенности и остаться на финансовых потоках при власти – разработали председатели КСК, и массово сейчас используют по всей стране. Когда мы направляли запрос в министерство, о подобных планах нам было неизвестно, но об изменениях в законодательство спросили, ждем, что и этой информацией куратор ЖКХ с нами поделится.

Всюду деньги, господа

Но вернемся в зал нижней палаты парламента, где так много времени и внимания уделили судьбе КСК и их руководителей. Поясняя взволнованному будущей судьбой ЖКХ депутату, министр коснулся вопроса денег: “… если жители дома доверяют КСК, то они имеют право просто выдать доверенность и передать расчетный счет, чтобы КСК действовал уже как управляющая или сервисная компания и обслуживал этот дом”.

Здесь, видимо, идет речь о простых товариществах (ПТ), при данной форме управления, действительно, руководитель товарищества, называемое официально “доверенное лицо” ПТ, открывает банковские счета на свое имя, имея доверенности от собственников. Они передают ему право открыть счет, использовать его для поступления денег на содержание общедомового имущества или капитальный ремонт, распоряжаться этими деньгами, осуществлять платежи, снимать наличные и тому подобное. Скорее всего, министр имел в виду, что на 2-м этапе собственники выдают доверенность на аналогичные операции по открытым счетам руководству КСК. Однако этого недостаточно – требуется протокол одобрительного решения общего собрания собственников имущества, который затем необходимо показать менеджеру банка.

Касательно второй формы управления – объединения собственников имущества (ОСИ), то там, скорее всего, идет речь о доверенности, которую выдаст председатель ОСИ. Конечно, только после того, как за передачу управления банковскими счетами ОСИ проголосуют сами собственники. В этом случае протокол общего собрания для банка также обязателен.

Теперь самое главное – никогда не передавайте право распоряжаться вашими банковскими счетами никаким КСК и управляющим компаниям! Вы потеряете контроль за расходами в миг и вернетесь к тому, от чего ушли – бесконтрольному расходованию, читай – хищению средств КСК или управляющей компанией.

Покажем, как на практике работает механизм контроля за расходами, как в случае ОСИ, так и простого товарищества, ПТ. Собственники оплатили расходы на содержание общедомового имущества в банке (или по приложению в смартфоне), соответственно, на счете в банке появляется запись: “От такого-то Ф.И.О. поступило на счет столько-то, и дата”. И так по всем оплатившим владельцам. Затем, к примеру, руководитель ОСИ производит оплату коммунальных услуг, в том числе электричества через безналичный расчет. Тогда на счете в банке появляется запись: “Название компании, основание для перечисления (договор или счет), сколько денег перечислено, на какой счет, размер комиссии банка за проведенную операцию, и дата”. Далее наш руководитель решил снять наличные со счета ОСИ, чтобы выдать себе зарплату. В этом случае на счете появится запись: “Снятие наличных, сумма, размер комиссии банка, кто снял, цели, на которые он их снял (заработная плата), и дата”. И так по каждому движению денег: оплатили налоги в бюджет – когда, сколько и какие налоги. Заплатили сервисной компании за обслуживание дома – когда, кому, на какой счет, за что и сколько. Одним словом, когда вы увидите выписку с банковского счета вашего ОСИ, перед вами будет полный расклад, включая общую сумму поступлений за месяц, сколько было потрачено и сколько осталось на счете.

Каждый собственник обладает правом знакомиться с выпиской с банковского счета по Закону “О жилищных отношениях”, статья 32: “…6. Председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества обязаны ежемесячно предоставлять всем собственникам квартир, нежилых помещений информацию о движении денег по текущему счету и расходовании…”. Мы намеренно приводим цитаты и номера статей, чтобы вам впоследствии можно было аргументированно потребовать положенное у руководителей.

Ну и теперь главное: как только вы согласитесь передать управление текущим банковским счетом чужому дяде, в банковской выписке вы будете видеть, от кого и сколько денег поступило и как эта сумма была переведена на счет управляющей компании.

Вот эту выписку со счета вашего ОСИ или ПТ вам и покажет чужой дядя из КСК или управляющей компании. Банковскую выписку со счета КСК или управляющей компании вам показывать не обязаны, более того, имеют право сослаться на коммерческую и прочую тайну, мол, не одни вы у них. Потому вы никогда не узнаете, куда и сколько денег на самом деле было потрачено. Поэтому и не устаем повторять – хотите остаться на обслуживании в любименьком КСК, – без проблем, только не отдавайте им управление вашим банковским счетом. Напомню, что ради контроля за расходами денег собственниками и затевалась вся эта жилищная реформа. Ничем не ограниченная власть: на что имеют право собственники жилья

Но вернемся к тому, что говорилось в парламенте. Вынуждены поправить министра – сервисные компании не имеют права распоряжаться банковскими счетами ОСИ или простого товарищества по Закону “О жилищных отношениях” (статья 34), даже если за это по ошибке проголосовали собственники на общем собрании: “…6. Собственники квартир, нежилых помещений вправе принять на собрании решение о делегировании управляющему многоквартирным жилым домом или управляющей компании функций: управления текущим счетом объединения собственников имущества или простого товарищества на основании доверенности...”.

Потому они и сервисные, а не управляющие, что не имеют права принимать решение, на какие цели и сколько денег тратить.

 Это исключительная прерогатива общего собрания собственников, волю которого исполняет руководство ОСИ и простого товарищества, а также управляющая компания или нанятый собственниками управляющий. Обратите также внимание, что речь о доверенностях может идти только о текущем счете в банке. Никто, кроме собственников, не имеет права касаться сберегательного счета, где аккумулируются накопления на капитальный ремонт.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Александр 28 апреля

Кто выиграет от такой реформы? Напрямую - только "бывшие домоуправления" и "домоуправы" (истинное средоточие бесконтрольного расхода средств, в отличие от огульно "назначенных на эту роль" КСК), которые проиграли "по всем статьям" в 90-е (когда люди массово сами отказались от их дорогих услуг и взамен создали КСК) и которым государство "в награду за это" теперь насильно обеспечивает клиентскую базу. Косвенно - чиновники и депутаты, проводящие бесконечное "реформирование реформ" (вот какие мы нужные, без нашей заботы все плохо жили, а теперь же вот как хорошо!). Кто проиграет? Собственники, которые наверняка будут платить больше, но вот качество получаемых услуг вряд ли будет лучше - всё это мы видели в середине 90-х в ходе той конкурентной борьбы за потребителя, которую тогда выиграли КСК, вот за это им и "прилетело" (суть этой реформы проста - здоровую конкуренцию ужимают, взамен принудительно вводят бюрократические цепочки), результат таких псевдореформ вполне предсказуем...

Примечание: Смотрите комменты в обратном порядке, ибо необозначенный (как обычно) но непреклонный лимит на объём не позволяет загрузить всё сразу, а по частям здесь они отображаются в обратном порядке.

Александр 28 апреля

Если бы чиновники и депутаты действительно пеклись о правах собственников многоквартирных домов, то предложили бы на выбор любые законные формы самоуправления. При том, что такая форма как "потребительский кооператив" прямо предусмотрена Гражданским Кодексом, совершенной дикостью выглядит принудительное исключение КСК из сферы жилищных отношений, а уж внедрение ОСИ на якобы "договорной" основе - это вообще бредовая идея! Где вы ещё найдёте юридическое лицо, орган управления которого является действующим на договорной основе "исполнителем" по отношению к его основателям (на основе точно такого же договора подряда, как между обычным заказчиком и услугодателем)? Этот бред мог родиться только в абсолютно безграмотной голове, в которой бродят отголоски реформ конца 80-х - начала 90-х о переходе на договорные отношения, но по принципу "слышал звон, да не знаю где он" такая голова начинает применять полученные таким образом "установки" везде, где от этой головы требуют результат: и где нужно и где не нужно, а также там, где это совершенно несуразно и противоестественно! Что мешало оставить на выбор КСК, ОСИ, и ПТ? Только то, что собственники (у нас, по крайней мере) в подавляющем большинстве проголосовали бы за КСК (фактически статистика неприятия ОСИ и выбора практически в 90% случаев "из двух зол – меньшего" в виде ПТ это подтверждает), потому что КСК - это действительно сформированная "снизу", самими собственниками форма (только потом её стали навязывать где надо и где не надо - вот там и навязывали бы свои ОСИ, а тем кто сами создавали КСК, разрешили бы жить так, как собственникам нравится, а не чиновникам, пытающимся "осчастливить" новыми затратами всех и вся).

Александр 28 апреля

Очевидный плюс КСК как раз в том, что это некоммерческая организация и затраты там (при нормальном контроле со стороны собственников, конечно) - минимальны, прибыль вообще не предусматривается, тратится всё по минимуму. Именно эта особенность позволила им существовать долго и успешно пройти самые тяжёлые времена. За это их теперь и приговорили (как нам видится в провинции), теперь будем платить и в ОСИ и коммерческим конторам по коммерческим ценам из-за того, что столичные чиновники не могут совладать (с их слов) со своими же столичными "разжиревшими" КСК, которые (опять же если верить публикациям) и КСК-то по-сути не являются, а лишь конторами по выкачиванию денег, и "решили" они эту проблему тем, что вместо одной такой конторы они родили цепочку из 2-3 контор по выкачиванию денег... Это может у вас в столицах, председатель КСК - "чужой дядя", к которому и "на хромой козе не подъедешь", а у нас в провинции своих председателей люди "как облупленных" знают, периодически меняют, отчёты истребуют и на собраниях и между ними постоянно на досках объявлений вывешивается, когда, сколько, куда и за что истрачено. Теперь, вместо своего председателя КСК, который мог ПРИКАЗАТЬ сантехнику или электрику немедленно устранить возникшую неисправность (а тот, как правило, живёт рядом и во внеурочное время прибежит и сделает, что надо), мы будем иметь того же руководителя ОСИ, но который не может иметь в подчинении таких рабочих, он теперь должен будет ДОГОВАРИВАТЬСЯ с действительно чужой конторой, у которой таких ОСИ десятки и которая заявит: нет сейчас свободных рук, вызывайте аварийную службу, которая за большие деньки перекроет воду или свет в доме отключит, а мы как-нибудь со временем устраним проблему, если получится.

Александр 28 апреля

Не надо рассказывать сказки про то, что и дальше "любимые КСК" смогут работать как услугодатели: во-первых, отрезанные от собственников домов, слесари/электрики/дворники должны будут сформировать отдельные хозсубъекты со своими органами управления (кто будет кормить "два дворянства"?, ответ, думаю, очевиден), для этого нужно увеличивать зону обслуживания, а это-то у них и не получится (кому они нужны на таком рынке, где никто чужим не верит, а бывших "своих" - "режут заживо"?). Фактически всех собственников сейчас толкают в систему домоуправлений, которая как раз и показала свою полную несостоятельность и поголовно развалилась у нас в тяжёлые 90-е. Во-вторых государство теперь эти "огрызки КСК" обложит всяким администрированием наравне с крупными домоуправлениями, как коммерческие организации, в результате домоуправления выживут, а бывшие КСК заглохнут (одно дело - обслуживать свой дом или двор с 1 электриком / 1 сантехником /1 дворником, совсем другое - работать на коммерческом рынке, доказывая, что ты лучше других и выполняя все процедуры, которые государство уже ввело и в будущем введёт).

Александр 28 апреля

Судя по публикациям все столичные жители (по крайней мере, депутаты, чиновники, вот и журналисты туда же) рассматривают КСК как "пупырь", который существует лишь для того, чтобы собирать большие деньги неизвестно на что. Теперь вот на основе взгляда "со своей колокольни" радостно решили прикончить КСК и заменить их двух или даже трёхуровневой системой, где теперь (и прежде всего в столицах) вместо одного КСК будет цепочка из 2-3 "пупырей", которые, разумеется, будут пытаться собрать вдвое больше денежек за свою деятельность. То есть вместо причины (бесконтрольность) решили бороться с её видимым проявлением, причём заведомо безуспешно, поскольку это только заявлена борьба с негативными явлениями, а на самом деле объект борьбы был подменён в самом начале - вместо хоть какой-то борьбы с бесконтрольностью решили просто взять и уничтожить ту систему, которая сама родилась у людей в самые тяжёлые годы "коммунальных реформ" и которая по сути сохранила жилой фонд. У нас на периферии КСК начали возникать стихийно где-то на рубеже 1993-1994 годов, в целом успешно проработали всё это время (где жильцы активные - там всё ОК, где бесконтрольно, там похуже, но всё равно полного развала нет и самое главное - это самая недорогая система - у нас в областном центре за квартиры в 50-60 кв. м. КСК собирают примерно 1200-1500 в месяц, за эти деньги успешно содержатся дома своими силами). Теперь же нам предлагается содержать отдельно свой управляющий аппарат, а отдельно – услугодателей с их аппаратом управления.