Опубликовано: 1100

Перестроечное закулисье: как председатели КСК продолжают биться за свою власть

Перестроечное закулисье: как председатели КСК продолжают биться за свою власть Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Председатели КСК и их общественные организации продолжают огрызаться на критические статьи в их адрес. Делают они это вяло и неумело, но будет опрометчивым пройти мимо молча. Поэтому сначала о мечтаниях управдомов, а затем – о новостях от куратора ЖКХ в правительстве, событиях в парламенте и, наконец, о ресурсах, где о переходе от КСК к ОСИ можно узнать.

Итак, начнем с мечт: мечты управдома просты – нужно оставить всё как есть, потому что они – чудо, какие замечательные, и без них всё развалится. В качестве доказательства их замечательности – статья о маяке кооперативного сообщества в Алматы сопровождается фото детских площадок и заасфальтированных дорожек, исполненных… за счет бюджета города по общегородской программе. Аналогичная красота наблюдается под всеми остальными окнами жилых домов города, заслуга в том, повторю, исключительно городского акимата. Чего этими иллюстрациями и текстами добиваются заказчики? Нынешняя реформа – большая ошибка, срочно нужны поправки в Закон “О жилищных отношениях”, которые позволили бы им продолжать работать, как раньше.

Примечательно, что в доблесть себе они ставят наличие единственного банковского счета для поступления денег от всех жилых домов, входящих в кооператив.

Напомню, что это и раньше являлось грубым нарушением законодательства, которое требовало открытия индивидуальных счетов на каждый дом. Причем счетов этих должно было быть 2: один – для денег, поступающих на текущие расходы по содержанию общедомового имущества, второй – сберегательный счет, где должны были хранить накопления на капитальный ремонт данного дома.

Обратите внимание, не на капитальный ремонт всех других домов, входящих в кооператив, а только данного дома. Председатели КСК в массовом порядке эти нормы Закона “О жилищных отношениях” саботировали, вместе со своими общественники они откровенно лгали о непомерных для кошелька собственников расценках банков на открытие и обслуживание счетов. Делалось это потому, что при поступлении денег от десятка другого домов на банковском счете создавалась куча-мала из денег, и разобраться в том, сколько денег по данному дому поступило и сколько было на него потрачено, для собственников было почти невозможным. Следовательно, поймать управдома за руку в случае хищения их денег они тоже не смогут.

Власти с массовым саботажем справиться не смогли – не в тюрьму же их всех сажать, поэтому в законодательном порядке разделили счета и органы управления на каждый дом: “Один дом – один орган управления (ОСИ или ПТ) – два банковских счета”. При такой системе всё становится прозрачным: какое решение приняли, сколько денег поступило на счет в банке, сколько с него и куда потратил председатель ОСИ или доверенное лицо простого товарищества (ПТ), всё видно, ничего не утаишь.

Примечательно, что председателям КСК нынешний закон не запрещает регистрировать управляющую компанию или сервисную организацию, но, как видим, передовики кооперативного движения сомневаются в том, что собственники всех домов, входящих в их кооператив, захотят с ними остаться, отсюда и подобные статьи.

К слову, их остроумные лоббисты ищут иной способ оставить всё как есть: они предлагают внести поправки, которые давали бы сервисным компаниям право не только оказывать разного рода услуги по содержанию дома, но еще и управлять общедомовым имуществом. Иными словами, всё было бы, как при КСК, только называлось бы это “сервисной организацией”. Напомню также, что сейчас правом управления общедомовым имуществом наделены только собственники, делают они это через новые формы управления: ОСИ и ПТ. В случае принятия решения на общем собрании управление может быть отчасти передано управляющей компании.

Депутаты нам помогут

Хорошие вести пришли из парламента. Депутат от правящей партии “Nur Otan” Лаззат Рамазанова направила на имя заместителя премьера-министра Романа Скляра запрос, где прямо указала на виновников срыва жилищной реформы:

“Одним из главных факторов, влияющих на низкую вовлеченность населения в процесс реформирования, является пассивная деятельность, а в некоторых случаях и бездействие местных исполнительных органов в лице акиматов и недостаточная координация вопроса на центральном уровне. Большая часть жителей многоквартирного жилого фонда вообще не имеют представления о проводимой реформе. А жители, которые знают и желают перейти на новые формы управления, не имеют представления о процедурной части”.

В качестве других негативных факторов депутат называет отсутствие запрета на регистрацию новых КСК в переходный период до 1 июля 2022 года и отсутствие широко разрекламированной цифровой платформы “Е-Шанырак”.

Напомню, что задумка реформаторов о данном ресурсе – дело отличное, и мы их в этом всегда поддерживали: у каждого собственника появлялась возможность, не выходя из дома, проверять отчеты о расходах ОСИ (ПТ) по их дому, участвовать и голосовать на общем собрании, проводимом в онлайн-формате, подавать заявки и жалобы в совет дома или председателю ОСИ (или доверенному лицу простого товарищества). Одним словом, одним махом можно было бы решить сразу все проблемы и снять все вопросы.

В проект закона были внесены необходимые поправки, депутаты кое-что поправили, но изменения приняли. Правда, новая редакция Закона “О жилищных отношениях” заработала в начале 2020 года, а сейчас на дворе – конец сентября 2021 года, и действующей чудо-платформы нет. Хотя все вопросы с переходом от КСК к ОСИ или ПТ эта революционная штука сняла бы на раз, о чем, в общем-то, депутат в своем запросе в правительство и говорит.

В конце Лаззат Рамазанова поставила следующие вопросы:

– Во-первых, когда реально будет обеспечен полный переход всего многоквартирного жилого фонда страны на новые формы управления? Имеется ли соответствующий план-график? Во-вторых, когда конкретно заработает цифровая платформа “Е-Шанырак”? Прошу назвать четкие сроки запуска платформы.

И, в-третьих, прошу урегулировать на подзаконном уровне вопрос запрета регистрации новых КСК (КСП, ПК) до 1 июля 2022 года.

Депутатский запрос был оглашен 8 сентября, быстрого ответа из офиса премьер-министра не бывает, поэтому вместе с депутатом ждем.

В заключение – одна небольшая деталь, спустя неделю после оглашения депутатского запроса на сайте куратора ЖКХ в правительстве – министерстве индустрии и инфраструктурного развития, появилось сообщение о “запуске в опытную эксплуатацию цифровой платформы "Е-Шанырак”. Мы прошли по приведенной на ресурсе ссылке: пока особо сказать нечего, видно, что система еще сырая, но за сайтом мы обязательно последим. К слову, министерство готово принимать звонки от всех заинтересованных: “Для оперативного реагирования на все интересующие вопросы запущен единый сall-center "E-Шанырак". По вопросам сопровождения системы пользователи смогут обратиться по номеру +7 (727) 339 50 09”.

Где спросить за переход

Теперь о том, где можно получить информацию о процедуре перехода вашего дома от КСК к новым формам управления ОСИ (объединение собственников имущества) или ПТ (простое товарищество). Во-первых, самая подробная и объемная информация собрана в материалах нашего раздела “Вся власть хозяину!”, размещенных на сайте еженедельника “КАРАВАН” caravan.kz. Смотреть нужно выпуски газеты начиная с 10 января 2020 года. Там можно найти, к примеру, следующие темы: “Какие изменения про деньги внесены в новый закон”; “Как собственники смогут распоряжаться землей после поправок”; “Методика расчета сметы расходов”; “Совет дома с большими полномочиями”; “Смогут ли воровать управляющие компании: поправки позволяют”; “Как вернуть назад свое при переходе из КСК в ОСИ или простое товарищество”; “Какие вопросы должны выноситься на первое собрание”; “Почему могут отказать в регистрации ОСИ”; “Правила принятия решений на общем собрании и обязательные для исполнения нормативные документы…” и еще много чего другого полезного для собственников.

Напомним также, что, по сообщениям министерства индустрии и инфраструктурного развития, каждый дом страны закреплен за отдельным акиматовским чиновником, обязанным вам во всем помогать и на все вопросы отвечать.

Помимо этого, министерство на главной странице своего сайта разместило “Список ответственных лиц за консультацию по направлениям МИИР РК”, искать нужные телефоны следует в разделе “По жилищно-коммунальному хозяйству”.

Далее, особо отвечает за информирование населения по вопросам жилищной реформы АО “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства”, адрес их сайта: https://zhkh.kz. Найти телефон специализированного сall-центра у нас не получилось, но они обещают отвечать на звонки, письменные обращения, в том числе по электронке. Помимо этого, на сайте размещены инфографика с алгоритмом действий и видеоролики.

Помогать собственникам должны также чиновники местных управлений жилищной политики, обращаться к ним можно как по телефону, так и в письменной виде через канцелярию. Пока это все адреса и явки, с кого за реформы можно спросить.

Законодательство по теме:

1. Закон РК “О жилищных отношениях”

2. Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

3. Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

4. Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

5. Типовой устав объединения собственников имущества

6. Типовой договор простого товарищества о совместной деятельности

7. Порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума

8. Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания

9. Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи