Опубликовано: 1700

Какие проблемы появились у казахстанцев из-за молчания чиновников

Какие проблемы появились у казахстанцев из-за молчания чиновников

Тема сегодняшней статьи вынесена в заголовок, и добавить или прибавить к тому нечего. Бездействие чиновников сегодня создает повсеместные проблемы для людей – запустив маховик реформы, эта публика не утрудила себя написанием нормативных документов для безболезненного перехода власти от старых хозяев в домах к новым.

В результате мы имеем всё, кроме успеха, и пандемия здесь ни при чем.

Лихоманка в масштабах планеты могла бы сыграть на руку кураторам реформы, если бы они этого захотели. Согласитесь, самое время было бы исправить свои ошибки, ан нет, по сей день не приняты ключевые решения.

В первую очередь они касаются денег – до сих пор ни в одном документе, вышедшем из кабинетов министерства индустрии и инфраструктурного развития – куратора ЖКХ от правительства, не содержится прямое требование к руководству КСК либо управляющих компаний вернуть собственникам накопления на капитальный ремонт.

Пусть меня простят депутаты, но считаю это их упущением – во время обсуждения и принятия поправок они имели возможность данное требование включить в текст Закона “О жилищных отношениях” и вопрос снять, но они этого не сделали. Сейчас у них появится шанс для исправления, министерство подготовило очередную порцию поправок, во многом неудачных, о чем мы писали ранее, но проект они после доработки в любом случае в парламент внесут, и повод дополнить их у народных избранников будет. К слову, ничто не мешает вам обратиться к своему депутату с наказом: внести соответствующие поправки в закон.

Теперь стоит отметить редкостное по своей, даже не знаю, как назвать, непоследовательности поведение чиновников из министерства индустрии и инфраструктурного развития. Напомню, после неоднократного выхода наших статей тамошние специалисты включили-таки в проект нормативного приказа требования к заключению договоров организациями, формирующими платежные квитанции (биллинговые компании). Напомню, председатели КСК в массовом порядке по всей стране саботируют реформу, внаглую отказываясь подписывать акты приема-передачи и передавать документацию руководителям ОСИ или простого товарищества (ПТ). В результате без пакета этих документов биллинговые компании отказывают тем в заключении договоров на обслуживание, ОСИ и ПТ сидят на бобах, а управдомы – на их финансовых потоках.

Так вот, первоначально чиновники наделили биллинговые компании правом заключать договоры без пакета документов, но затем этот пункт из нормативного приказа изъяли. В результате всё осталось по-прежнему, и активистам пришлось решать проблему своими силами.

Под давлением общественности и СМИ, к примеру, в Алматы управление жилищной политики направило соответствующее письмо АЛСЕКО и ИВЦ, но тут подсуетились злые силы и быстренько состряпали иск в суд о признании данного письма незаконным.

Судья, конечно, разобрался, исковые требования отклонил, но время-то шло, и денежки собственников всё это время капали не на банковский счет, а в карманы ушлых управдомов, да и мороки с судами много.

Понятно, что ничего бы этого не было, если бы министерство индустрии и инфраструктурного развития вдруг не отыграло назад. Резюме – порядок заключения договоров с биллинговыми компаниями должен быть определен в нормативном акте обязательно, и не дело вешать это на собственников, акиматы и суды.

Капитальные недоработки

Мы перечислили вам только два пункта, когда молчание, читай – бездействие, людей в строгих костюмах оплачивают собственники против своей воли, и им это сильно не нравится. Но этот список вынуждены продолжить, и вновь речь идет про деньги владельцев недвижимости и капитальный ремонт.

Когда проект поправок еще находился в парламенте, мы неоднократно писали, что в тексте Закона “О жилищных отношениях” необходимо прописать случаи, когда собственники освобождаются от уплаты взносов для накоплений на капитальный ремонт.

К примеру, не имеет смысла сбрасываться на капитальный ремонт в доме, признанном местными властями аварийным и подлежащим сносу.

Большой вопрос о целесообразности подобных финансовых действий в жилых домах, которые только что были введены в эксплуатацию. Тем более что в подавляющем большинстве они сидят на гарантийном сроке, в течение которого застройщик обязался устранять все неисправности и дефекты. Иными словами, капитальный и текущий ремонт собственники в новостройках оплатили заранее, и большой вопрос: на каком основании они должны оплачивать его во второй раз?

Повторю, нас никто не услышал и никаких исключений в закон не внес, а зря, потому что сборы в этих домах ведутся на голубом глазу.

Правда, кое-что куратор от правительства всё же сделал – он внес пункт, касающийся аварийных домов, в нормативный приказ “О порядке проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума”. Рекомендуем ознакомиться с этим документом, весьма полезная для собственников бумага, если вы читаете этот материал на нашем сайте caravan.kz, то ссылка на него будет в конце статьи.

Ну и процитируем сам пункт: “26. В случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу собственники квартир, нежилых помещений, проживающие в данном многоквартирном жилом доме, по решению собственников квартир, нежилого помещения, не накапливают денежные средства на сберегательном счете на капитальный ремонт”. Обратите внимание, проводить общее собрание при таком раскладе обязательно.

Мы неслучайно подробно остановились на аварийных домах – в Алматы сейчас затевается масштабная реновация, местные власти планируют снести не одну сотню домов, поэтому информация для собственников будет полезна. Однако и республиканское ведомство, и местные власти не определили порядок возврата людям накопленных за многие годы средств на капитальный ремонт.

Поверьте, сносить будут не какие-то жалкие халабуды, а вполне себе крепкие и ухоженные дома, единственный грех которых – преклонный возраст.

Поэтому вопрос возврата накоплений на капитальный ремонт собственникам стоит на повестке дня и требует срочного разрешения.

И здесь мы вновь обращаем внимание депутатов – в ближайшее время проект поправок в законы из министерства индустрии и инфраструктурного развития к вам поступит, не сочтите за труд оказать необходимое давление на руководство ведомства с целью создания благоприятных условий для реализации жилищной реформы и соблюдения прав граждан Казахстана. Большое спасибо.

Новички тоже ошибаются

Теперь о тех ошибках, которые делают собственники, желая создать у себя объединение (ОСИ) или простое товарищество (ПТ). Почему-то они уравняли один дом с адресом, к примеру, мне приходилось читать, когда собственники захотели зарегистрировать 5 корпусов в один ОСИ по одному адресу.

Это противоречит законодательству, где четко определено, что в одном доме, читай – корпусе, может быть только один орган управления: ОСИ или товарищество.

Например, ОСИ “Алматы, ул. Жамбыла, 202, корпус 1”, ОСИ “Алматы, ул. Жамбыла, корпус 2” и так далее. Хотите управлять 5 корпусами совместно – не проблема, избираете управляющего и передайте ему управление вашими корпусами. НО (!), самое важное, ради чего затевалась вся реформа: на каждый дом/корпус должны быть открыты 2 банковских счета: текущий – для расходов на содержание, и сберегательный – для накоплений на капитальный ремонт.

Этот же порядок установлен для простых товариществ, причем в нашем примере собственники в каждом корпусе могут избрать различные формы управления, скажем, в двух корпусах они проголосовали за создание товарищества, а в трех – за объединение. Это не помешает всем им избрать единого управляющего или управляющую компанию, раз им так хочется жить сообща.

У некоторых читателей, возможно, возникнет вопрос: а зачем такие сложности, если люди не против 5-домного ОСИ или ПТ? Да дело-то в деньгах и возможности контролировать расходы собственниками.

Наверняка в состоянии корпусов разница: в одном нужен частичный ремонт кровли, в другом – обрушился козырек, в третьем – необходимы дорогостоящие работы в подвале и так далее. Годовая смета расходов, из которой затем формируются ежемесячные платежи, составляется после осмотра дома и определения дефектов. Цена проблемы в каждом доме будет отличаться, и собственники одного дома совсем не обязаны оплачивать ремонт в другом доме. Поэтому размер ежемесячных расходов, да и размер взносов на капитальный ремонт, в этой дружной пятерке должны быть разными.

Об этом нужно помнить даже в том случае, если вы заключаете договор с управляющим или управляющей компанией в отдельно взятом вашем доме: не должно быть так, что все дома, находящиеся у них на обслуживании, платят одинаковый ежемесячный сбор. Это будет для вас первым и главным сигналом: осторожно, жулики!

Ну и в заключение два слова о путанице в умах: мне пришлось видеть информацию, где некоторые активисты сетуют, мол, зря закрывают КСК и управляющие компании. КСК, как мы все знаем, закрывают не зря – сами виноваты, хапали ртом и всем остальным, а вот управляющие компании никто ликвидировать не собирается, они являются легальными участниками рынка ЖКХ, так что никто не мешает после выбора формы управления в вашем доме заключить с ними договор. К слову, мы уже скоро увидим, как публика из КСК начнет “переобуваться” в управляющие компании, так что еще рано переживать об их уходе.

Законодательство по теме:

Закон РК “О жилищных отношениях”

Порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума

Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи