Опубликовано: 500

В столице придумали новый способ борьбы с недобросовеcтными бизнесменами

В столице придумали новый способ борьбы с недобросовеcтными бизнесменами Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Казахстанцы – народ достаточно терпеливый и дружелюбный.

Из прокисшего молока мы сделаем оладьи, технику с заводским браком отнесем в ремонт за свой счет и так далее. Всё это лишь расхолаживает и без того наглых бизнесменов. В День защиты прав потребителей чиновники решили напомнить гражданам: терпеть не надо!

Если вбить в поисковую строку Google “Казахстан, защита прав потребителей”, выходит с десяток ссылок на сайты обществ по защите прав потребителей и уполномоченных госорганов. Но, судя по всему, гуглят не все, еще меньше – отстаивают свои права.

– Мы проводили статистический анализ. Выяснилось, что наши потребители безграмотные. Безграмотные – в каком плане? 65,9 процента знают закон, но не используют. Пользуются около 2 процентов, – сетует председатель столичного общественного объединения защиты прав потребителей “Әділет” Ерлан ТОМПИЕВ.

“Әділет” существует уже 30 лет, и, как отмечает его глава, ситуация в стране фактически не меняется: людей пытаются обмануть на рынках, в магазинах, медицинских центрах, салонах красоты. Да везде, собственно.

Видят эту проблему и в министерстве торговли и интеграции.

В 2021 году в их комитет по защите прав потребителей (КЗПП) поступило 25 223 обращения. Это на 4 тысячи жалоб больше, чем годом ранее. При этом более половины нареканий связано с объектами розничной торговли, еще 15 процентов приходятся на бытовые услуги, 5,5 процента – на электронную торговлю, 4,5 – на ЖКХ, и 3 процента – на транспорт. По результатам разбирательств гражданам вернули более 363 миллионов тенге.

– Число жалоб из года в год растет как снежный ком. И в них отражаются неправомерные действия продавца в отношении потребителя. Так, в среде розничной торговли распространены отказы в возврате качественного товара в течение 14 дней, непредоставление информации о продукции, отказы в ремонте, обмене бракованного товара. В части бытовых услуг казахстанцы жаловались на недобросовестное изготовление и ремонт мебели, установку пластиковых окон, слабый сервис парикмахерских и косметических салонов. Торговцы с электронных площадок нередко предоставляли второсортный товар, обманывали, – сообщили в КЗПП.

Помимо анализа обращений в 2021 году был проведен и социологический опрос по вопросам защиты прав потребителей. В нем приняли участие 20 тысяч респондентов из 17 регионов Казахстана.

По итогам исследования выяснилось, что люди чаще всего не удовлетворены услугами: медработников, интернет-провайдеров, городского общественного транспорта, мобильной связи и ж.-д.-транспорта.

Наиболее часто вариант “неудовлетворительно” выбирало население в городах Алматы, Нур-Султане, в Костанайской области. Реже негативную оценку в этой связи ставили жители Шымкента, Алматинской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской областей.

– Потребитель в возникающем потребительском споре является слабой стороной. У предпринимателя есть штаб юристов, бухгалтеры, ему здесь легче, а потребитель – один. Есть люди разного возраста, есть люди более опытные. Но в любом случае повышение их правовой грамотности играет актуальную роль, – говорит заместитель председателя комитета по защите прав потребителей Серик КУСАИНОВКак будут защищать постоянно обижаемых потребителей в Казахстане

Поэтому минторговли разработало поправки в Закон “О защите прав потребителей”, согласно которым казахстанцы получат право обращаться со своими жалобами на бизнесменов не в госорганы, которые зачастую скованы мораторием на проверки субъектов МСБ, а сразу в суд. А о том, как это делать правильно, им будут рассказывать представители обществ защиты прав потребителей.

На это комитет по защите прав потребителей готов выделить достаточно солидный бюджет: 40 миллионов тенге в этом году предусмотрено на то, чтобы рассказать казахстанцам, что они имеют право требовать от бизнесменов качественных товаров и услуг, столько же – на поддержку деятельности “горячих линий” обществ защиты прав потребителей в регионах.

В КЗПП и обществах защиты прав потребителей надеются, что это заставит казахстанцев чаще жаловаться на недобросовестных бизнесменов. И в перспективе те, кто поумнее, станут лучше работать, остальные же просто уйдут с рынка, освободив место более добросовестным.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи