Опубликовано: 8600

Как выкурить малый бизнес

Как выкурить малый бизнес

В период кризиса микробизнес еле выживает, сводит концы с концами, но чиновники нашли “подходящее время” для испытания различных пилотных проектов.

Так, в угоду частной компании планируется введение обязательной маркировки табачных изделий. Эксперимент по внедрению этой системы создал невыносимые условия для предпринимателей.

Многие на грани разорения и всерьез подумывают уйти из дела. Но кто будет кормить их семьи?

“Отмените нам маркировку!”, “Нет – сканерам!”, “Мы против маркировки” – такие плакаты и фото постов заполонили “Телеграм” и “Фейсбук” на прошлой неделе. Торговцы маленьких магазинчиков вышли на “виртуальные протесты” в социальных сетях. В период кризиса, когда и без того работать стало сложно, когда каждый день бизнес ждет новых ограничений по санитарным требованиям, чиновники решили добавить забот и начали внедрять проект по маркировке табачных изделий. Кто же решил “выкурить” микробизнес, оставив тысячи семей без прибыли и работы?

Мы поговорили с владельцем небольшого магазинчика из г. Талдыкоргана Эдилем КАЗАКПАЕВЫМ. Так, на 50-м году жизни он стал общественником и возглавил ассоциацию предпринимателей “Вместе мы сила”. А что делать, кто-то же должен рассказать о проблемах, которые душат микробизнес.

– Нужно понимать специфику нашего микробизнеса: мы торгуем товарами повседневного спроса. При этом у нас постоянные клиенты – жильцы окружающих домов, и мы не можем резко повышать цены. Так, наценка на те же сигареты, которые стали для нас настоящей головной болью из-за нововведений по маркировке, составляет всего 7–10 процентов. На небольшую часть товаров из ассортимента магазинчика наценка может доходить до 20 процентов, но такие основные позиции, как хлеб, молоко, сигареты, приносят минимальную прибыль. Сигареты и так дорожают каждые полгода на 10–20 тенге с пачки, что связано с акцизами. Раз или два в неделю магазинчик делает закуп и вкладывает деньги из оборота, а прибыль небольшая. Но зато сколько головной боли. Так, нам придумали маркировку табачных изделий. В октябре 2020 года начался пилотный проект, а с этого октября уже начинает действовать этот проект в полную силу, мы должны закупить специальные 2D-сканеры. Потом должны зарегистрироваться в информационной системе МПТ (маркировка, прослеживаемость табачных изделий). Нужна подпись – ЭЦП, чтобы встать на учет.

Перед тем как отпустить нам товар, поставщик сканирует сигареты. Мы получаем их по виртуальному акту приема- передачи, нужен компьютер или телефон.

У нас дрожат руки, многие в возрасте, могут по ошибке нажать не на ту кнопку, и потом проблем будет очень много. Нам сказали, что мы можем принимать товар сканером. Но тут еще больше проблем. Каждый магазин закупает от 2 до 50 блоков сигарет, но многие не понимают специфику наших микромагазинов, мы работаем весь день на ногах, ни минуты продыха, продавец и принимает товар, и продает его. А бывают круглосуточные магазины, там вообще сложно. Но это в основном семейный бизнес, работают муж и жена по сменам. Маркировка нам не удобна. Мы уже проходили подобное. Когда нам вводили СНТ (сопроводительную накладную на товар), я должен был в конце смены выписать СНТ и сидел по 3 часа после закрытия магазина, чтобы сделать всё это. На сон оставалось всего часа 3–4. Торговцы возмутились, и минфин пошел нам навстречу, СНТ отменили, мы тогда обрадовались. Но на смену ему пришла новая схема, теперь – с сигаретами, а вскоре, говорят, мы будем маркировать и алкоголь, а дальше – молоко и другие товары. В общем, от чего ушли – к тому и пришли. Только если СНТ вводили госорганы, маркировка – уже проект частника. И тут у нас очень много вопросов.

Фокусы от минфина

Когда шел пилотный проект, министерство торговли и минфин создали группу под названием "Розница. Фокус-группа", там предпринимателям обещали отвечать на вопросы.

Но связь оказалась “односторонней”. Мольбы торговцев “помощники” из министерств не услышали.

– Когда мы начали на деле проверять эту маркировку, выяснилось, что система нормально не работает, – говорит Эдиль Казакпаев. – Получаешь блок сигарет, и с него половина пачек сканируется, а другая – нет. Если сканер не берет код, то кассовый аппарат товар не видит. Иногда мы стоим и кликаем по 15 минут, не каждый клиент готов ждать. Бывали случаи, что люди ругались и уходили, но это не наша вина. Между кассовым аппаратом, который выдает фискальные чеки, и этим 2D-сканером нет нормальной связи. Также проблемы с базой, номенклатура сигарет меняется, и постоянно идет сбой. Нам в таком случае рекомендуют брать кассовый аппарат и ехать в центр технического обслуживания. Представьте себе, я должен закрыть магазин, нестись с аппаратом через весь город, прошивку сразу не делают, я должен оставить аппарат, в итоге – бизнес парализован на несколько дней.

Маркировка для розницы создала огромные проблемы, она отнимает много времени, мы теряем клиентов, но страшнее всего то, что нас ждут штрафы.

С 1 октября, когда маркировка станет обязательной, если произойдет сбой, не спишется штрихкод, предпринимателям грозит штраф от 40 МРП, это около 120 тысяч тенге.

Когда мы поднимаем все эти очень важные вопросы в группе "Розница. Фокус-группа", нам не отвечают. Предприниматели из разных городов Казахстана, общереспубликанские активисты в знак протеста вышли из этой группы. Зачем нам там быть, если нас не слышат? Мы просили отменить акт приема-передачи с маркировкой. Программа – сырая, ее никак не могут довести до ума. У нас уже возникают подозрения, что таким образом специально тянут время до октября, а потом начнутся тотальные штрафные санкции.

Полмиллиона за мучения

Но помимо неудобств введение маркировки ложится на плечи предпринимателей в виде дополнительных денежных трат. По словам ипэшников, чтобы запустить всю систему для маркировки, им нужно вытащить из оборота около 500 тысяч тенге. Для маленьких магазинчиков это непосильные траты. Это значит – либо сократить закуп товаров, что автоматически снижает доход, либо оставить семью без денег на несколько месяцев. Также предприниматели жалуются, что это не первое нововведение, за которое им приходится платить. Но не закупать оборудование они не могут. Это практически ультиматум – либо выложи деньги, либо уходи из бизнеса!

– Минимальная цена сканера для маркировки – от 27 тысяч тенге, – продолжает Эдиль Казакпаев. – У многих стоят кассовые аппараты пятилетней давности, теперь же мы не можем их использовать, для работы со сканером нужны новые модели. Они стоят 80–150 тысяч тенге, нужно делать установку, вносить номенклатуру, осуществлять сервис в центре технического обслуживания. Потом идет ежемесячная абонентская плата, это 3 тысячи тенге, оператору фискальных данных за аппарат мы платим 1,5 тысячи тенге. А плюс поломки, ремонт, мы всё просчитали и ужаснулись – нужно вкладывать минимум 500 тысяч тенге.

“Не убивайте бизнес!”

– Разные были времена у малого бизнеса за историю независимого Казахстана. В 90-е в бизнес ушли учителя, ученые, инженеры, каждый нашел свою нишу. Начали предоставлять услуги, открыли СТО, магазинчики, нашли себя. И было десятилетие, когда государство реально помогало, была введена упрощенка, микропредприниматели могли работать без сложных схем, мы не занимались бумажной работой, мы, действительно, занимались своим делом, – вспоминает Эдиль Казакпаев. – Но 2021 год стал годом экспериментов.

Мы уже устали от пилотных проектов, только успеваем перестроиться, как нам готовят что-то новенькое.

Период пандемии – и без того большое испытание для бизнеса. У нас целый ряд требований, которые мы должны соблюдать, они тоже отнимают время и деньги. Мы около 30–50 тысяч в месяц сейчас выделяем на них, должен быть антисептический коврик, антисептик – у продавца и покупателя, маски. Но мы готовы всё это делать, понимаем, что сложные времена. Однако почему в такой период нас решили нагрузить еще дополнительно и этой маркировкой? Неужели непонятно, что бизнес и так еле выживает?

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи