Опубликовано: 9000

В Казахстане все чаще говорят о необходимости раздавать людям деньги: плюсы и минусы этого решения

В Казахстане все чаще говорят о необходимости раздавать людям деньги: плюсы и минусы этого решения Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Нестандартные времена требуют нестандартных решений.

Вот и в Казахстане всё чаще стали говорить о введении такого понятия, как “безусловный базовый доход”. Что это такое, кому и за чей счет будут платить – разбираемся вместе с экономистами.

Для начала небольшой экскурс в экономику. Безусловный базовый доход (ББД) – термин в мире достаточно известный. В разных странах проводились эксперименты, в ходе которых беднякам ежемесячно выплачивалась определенная сумма – где-то минимальная зарплата, где-то – чуть выше. Отчетов о тратах с людей не требовали, но настроения масс исправно замеряли.

В большинстве своем эксперименты показали положительные результаты: люди на халявные деньги не спивались, а шли учиться сами и учили детей. В итоге и те и другие устраивались на более высокооплачиваемую работу.

Чаще всего такие исследования финансировались международными благотворительными организациями, крупными меценатами или же за счет добровольных пожертвований.

В 2016 году Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил правительству просчитать эффект от введения базового безусловного дохода в Казахстане. Чиновники подбили деньги, решили, что это слишком дорого для бюджета страны, и больше к этому вопросу не возвращались. Вплоть до 2020 года. Но потом случились пандемия, карантин и беспрецедентные для страны выплаты просто за то, чтобы люди сидели по домам. И сейчас в казахстанском экспертном сообществе дискуссия о базовом доходе возобновилась с новой силой.

Плата за спокойствие

Мажилисмен Нуржан АЛЬТАЕВ считает, что карантинные 42 500 тенге стали неплохой репетицией безусловного базового дохода. По его мнению, если эти выплаты продолжить, то страна только выиграет, ведь замедлится или остановится вовсе рост социального неравенства.

Кроме того, бедность в масштабах страны – это болезни и преступность. И платить людям в итоге может оказаться выгоднее, чем тратить деньги на решение этих проблем.

– В условиях Казахстана на данный момент оптимальным кажется предоставление государством “гарантированного минимального дохода” (ГМД), который по критерию Всемирного банка платится гражданам с доходами ниже 60 процентов от медианного уровня доходов. За последние 10 лет доля такого населения в РК составляла в среднем 10 процентов (9,7 процента – в 2019 году). Это примерно 1,9 миллиона человек. Если посчитать, что каждому из них ежемесячно предоставлять ГМД в размере прожиточного минимума 32 668 тенге, то в год это обойдется бюджету всего в 745 миллиардов тенге. Или 1,1 процента к ВВП, – объясняет он свою позицию.

При этом, как уверяет Нуржан Альтаев, казахстанская экономика от такого решения только выиграет, ведь полученные деньги граждане будут тратить на приобретение в первую очередь произведенных в стране товаров.

Зарплата за вынужденное безделье

В то же время далеко не все считают введение безусловного базового дохода в Казахстане целесообразным. Вице-президент АО “Центр развития трудовых ресурсов” при министерстве труда и социальной защиты населения РК Олжас ТУЛЕУОВ предлагает для начала определиться в дефинициях: 42 500 тенге, которые раздавались в карантин, это “вертолетные деньги”. Их давали в том числе для того, чтобы поддержать покупательский спрос. А вот базовый доход – это совсем другое.

– Это вид помощи и поддержка государством людей, которые стали условно ненужными экономике в условиях естественного уровня занятости. То есть система максимально насыщена трудовыми ресурсами, и тем гражданам, которые представляют сверхпредложение на рынке труда в некризисную фазу экономического цикла, государство, в котором преобладает капиталоемкое производство, платит определенную сумму. В условиях Казахстана, где экономика является трудоемкой, а не капиталоемкой, избытка трудовых ресурсов не было фактически никогда. Следовательно, причин вводить в стране именно безусловный базовый доход именно сейчас, на данном этапе развития экономики нашей страны, я не вижу, – категорично заявляет он.

Кроме того, когда речь идет о выплатах за счет государства, тем более столь значительных, надо понимать, что это так или иначе ляжет на плечи всех налогоплательщиков.

И многие экономисты считают, что неслучайно дискуссии о безусловном базовом доходе возобновились практически параллельно с дискуссиями о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Вместе с тем, по подсчетам авторов экспериментов с базовыми выплатами в других странах, за счет уменьшения проверок и упрощения администрирования платить ББД проще, чем многочисленные пособия.

Какие времена, такие и меры

Тем не менее сейчас сделать такие выплаты постоянными хотя бы на период борьбы с COVID-19 Казахстану и другим развивающимся странам рекомендует Организация Объединенных Наций.

– Беспрецедентные времена требуют беспрецедентных социальных и экономических мер, – заявил администратор ПРООН Ахим Штайнер, комментируя доклад ООН, опубликованный на прошлой неделе.

По мнению авторов доклада, выплачивать гражданам надо либо сумму, позволяющую выйти за черту бедности, либо сумму, соответствующую среднему уровню жизни. Это соответственно 56,6 или 62,2 тысячи тенге в месяц.

Реализация подобного плана с финансовой точки зрения, по мнению ООН, вполне осуществима. Как отмечается в докладе, выплата временного базового дохода может быть осуществлена с использованием фондов, зарезервированных странами для обслуживания внешнего долга.

Принимаем, но…

Экономист и экс-советник Президента РК Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ в целом считает идею с базовыми выплатами вполне здравой, однако с оговорками.

– В марте – апреле была оценка – 4–4,5 миллиона человек потеряют работу из-за того, что их секторы не будут работать в карантин. И она оказалась правильной, потому что карантинные выплаты получили 4 миллиона человек в апреле и 3,8 миллиона человек в мае. Но, по моим оценкам, после карантина возобновила работу лишь половина предприятий. То есть около 2 миллионов казахстанцев остались без работы. Надо выправлять спрос – продолжать выплаты, пусть это будут все те же 42 500 тенге. И потом это можно трансформировать в безусловный базовый доход.

Но тут надо учитывать, что эта мера активно применяется в развитых странах, которые достигли пика своего развития, он выдается для того, чтобы человек, потеряв работу, не соглашался на первое же предложение, а искал то место, где его знания пригодятся.

В Казахстане же могут возникнуть иждивенческие настроения, – предостерегает Худайбергенов. Коварные выплаты: как не остаться без пенсии из-за 42 500 тенге

Согласен, что, прежде чем платить всем за сидение дома, надо тщательно взвесить все аргументы и предусмотреть возможные риски, и экономист Канат НУРОВ. В противном случае, как опасается эксперт, безусловный базовый доход может стать трамплином для инфляции.

– Если вчера мы еще думали, что после карантина всё вернется на круги своя очень быстро, то теперь видим, что восстановление займет и этот, и весь следующий год как минимум. Мы потеряем минимум 20% ВВП. И, естественно, возникает вопрос: как быть? Очень важно сделать всё для восстановления платежеспособного спроса – это и денежные вливания, и послабление налоговой политики. Но при этом нужно децентрализировать власть и либерализировать экономику для того, чтобы не разгонять инфляцию, – говорит он.

Казахстанские официальные власти инициативы о внедрении безусловного базового дохода пока никак не комментируют. Но, вполне возможно, что нечто компромиссное мы услышим из уст Президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА в ходе очередного Послания, ведь, как уже говорил глава государства, правительством сейчас ведется разработка нового экономического курса. И, вполне возможно, что-то, что еще пару лет назад казалось нереальной утопией, станет вполне обыденной реальностью.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи