Опубликовано: 1200

Трудодень и трудо-тень

Трудодень и трудо-тень

Трудовые книжки лилово-угрюмого цвета – наследство СССР – в следующем году в Казахстане упразднят, как ненужные бумажки. Здорово! А что вместо них? По словам министра труда и социальной защиты населения Тамары ДУЙСЕНОВОЙ, “планируется создать Единую электронную биржу труда”. Оп-па! Так портал centr@enbek.kz давно уже работает!

Звоню президенту Центра развития трудовых ресурсов АРГАНДЫКОВУ.

Каналы расширяем

– Даулет Рашидович, у вас будет конкурент?

– Да никакой новой биржи не будет! В рамках цифровизации Казахстана министерство просто планирует отказаться от бумажного формата. Речь идет о создании базы трудовых ресурсов на основе Единой информационной системы социально-трудовой сферы. Сегодня у человека может быть и 10, и 20 трудовых книжек. И написать в них можно, что угодно. А электронный формат позволит упорядочить все данные на каждого гражданина республики. Наша биржа – это не просто веб-сайт. В базе данных будут и трудовые договоры. А в них указаны ИИНы, пенсионные отчисления и другая необходимая информация о человеке.

– Тогда вы точно будете знать, какой процент населения реально в рынке?

– Он трансформируется. И мы вместе с центрами занятости тоже.

– Понимаю: вы сводите на одной площадке работодателей и соискателей.

– Это один из путей. Система сама начнет подбирать кадры для руководителей предприятий, которые оставили свои заявки. Они получают резюме от центров занятости. Не удовлетворив их, мы не сможем “закрыть” вакансии. Трудовая мозоль министра Дуйсеновой

– Но граждане могут и самостоятельно оставлять на портале свои резюме, а деловые люди искать и находить в нем нужные кадры?

– Конечно. Можно воспользоваться и услугами рекрутинговых агентств. Но это уже за отдельные деньги! Сейчас много каналов для трудоустройства. Выбор богатый. И мы эти каналы расширяем. Многие соискатели уже знают. В том числе и благодаря нашему порталу. Вплоть до того, что работодатель на сайте выкладывает дату и время собеседования. И центры занятости могут это продублировать – претенденту уже не обязательно туда ногами идти. В трех центрах эта схема работает.

Справка “КАРАВАНА”

За полтора месяца с начала работы Единой электронной биржи труда около 16 тысяч претендентов нашли работу. Со следующего года к единой системе, по словам министра Тамары Дуйсеновой, подключатся все 199 центров занятости страны. К 2025 году работа е-биржи позволит поднять число претендентов, нашедших работу, с 10 до 20 процентов – до 2,2 миллиона человек.

По словам г-на Аргандыкова, со следующего года центры занятости перейдут на коммерческую основу. И платить его работникам будут за эффективность труда, а не за то, что они там просто сидят и по клавиатуре стучат.

– Даулет Рашидович, а сколько человек благодаря вашему порталу сумели трудоустроиться?

– Кто-то оставляет отклик, кто-то ленится. Это проблема всех интернет-площадок. Люди редко ставят “галочку”-сигнал, что им помогли. И работодатели – тоже. Им некогда. Так что трудоустроили мы гораздо больше, чем значится…

Реал против виртуала

Не поленился, залез на запросы работодателей из малого и среднего бизнеса. Похоже, они как требовали, так и будут просить “бумагу” – трудовые книжки от претендентов на рабочие места. Потому что от победителей тендеров – поставщиков товаров и услуг – до сих пор требуют сканы трудовых книжек и дипломов. Вторая причина: не все эмэсбэшники в дружбе с Интернетом. Особенно в глубинке. По словам юриста одной компании (он попросил не называть его имя), “цифровизация рынка труда займет на самом деле лет 5–6, если не больше. Потому что это абсолютно непаханое поле. И у него очень длинная “тень” невыплаченных налогов. Подворовой обход, по итогам которого выяснилось, что безработных в Казахстане более двух с половиной миллионов, о чем-то говорит?”.

А эти люди на кого-то работали, у кого-то деньги получали и как-то выживали. Кто и как фиксировал? Полагаю, что местные власти все это видели и знали. Только глаза закрывали. Потому что понимали: если не дать “черному” работодателю шанс заработать “серому” работнику – жди проблем.

Окружные, поселковые и районные акимы всегда в курсе. И им тоже надо семьи кормить. Ну и не самых удачливых родственников тоже – чего скрывать? Какая электронная биржа, если человек не знает, как на ней зарегистрироваться и что это ему даст? Понятно, что рядовой сельский аким, которого обязали вносить в базу данных всех претендентов на рабочие места, сумеет найти “отмазку”. Но как долго его “трудодни” смогут находиться в “тени” – сегодня трудно сказать.

По словам моего информатора, число городских соискателей рабочего места в сотни раз превышает количество претендентов из глубинки:

– Это говорит только об одном: правительство утверждает, что вкладывает в агропром миллиарды. Но где там новые рабочие места? Якобы строят заводы по переработке сельхозпродукции чуть ли не десятками, а я их не вижу. Что скрывает статистика по безработице

“Дорожная карта бизнеса” провалилась. И куда девать людей? В городах им не устроиться. Нет профессиональных навыков. Поэтому я не удивляюсь, что у нас столько безработных, которые еще много лет будут работать в “тени”.

Да, я не могу понять, почему на законодательном уровне не ограничивают аппетиты частных центров занятости: мне кажется, что драть 25–75 тысяч тенге за трудоустройство с одного человека – это за рамками разумного. И через сколько месяцев человек отобьет эту “инвестицию”? Очень похоже на вымогательство, на которое государство закрывает глаза. Надеюсь, что только пока закрывает…

Вообще следующий год должен показать, насколько наш бизнес – не важно: малый, средний, большой – готов к изменениям на рынке труда. В среду на расширенном заседании президиума Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” высказали несколько опасений. Пока это только опасения. Если они оправдаются, то министерству труда придется готовиться к обороне. Или работодатели уйдут в “тень”.

Алматы