Опубликовано: 1200

Требуются дворники и охранники: что ждет казахстанский рынок труда в ближайшее время

Требуются дворники и охранники: что ждет казахстанский рынок труда в ближайшее время Фото - Тахир САСЫКОВ

Что ждет казахстанский рынок труда в ближайшее время, на какие секторы стоит переориентироваться экономике, чтобы создать больше рабочих мест, и почему эксперты проявляют сдержанный оптимизм?

Без взрывного роста

Обо всем этом говорили участники встречи на тему: “Рынок труда: вызовы в новой реальности”, организованной “Bolashaq Friday Talks”. Президент АО “Центр развития трудовых ресурсов” при минтруда Даулет АРГАНДЫКОВ отметил, что взрывного роста безработицы в период пандемии не было.

– Для Казахстана это не первый кризис, который имеет низкую эластичность влияния благодаря включению административного ресурса. Как реагирует в таких случаях рынок труда? В первую очередь происходит сжатие рабочего времени, снижение зарплат.

Уровень безработицы по итогам 2-го квартала этого года составил 5 процентов. Цифра будет близка к реальности, если мы добавим тех, кто находится в неактивной занятости, – это порядка 450 тысяч человек. То есть реальный уровень безработицы – на уровне 9,5 процента, – сказал Аргандыков.

По его данным, разница между выбытием и прибытием рабочей силы на крупных и средних предприятиях по итогам 2-го квартала составила 23 тысячи человек. Мониторинг электронной биржи труда, проведенный ЦРТР, показал: во 2-м квартале в базе было размещено 163 тысячи вакансий в части квалифицированного труда (на 39 тысяч вакансий больше, чем в 1-м квартале). Наименьшее число вакансий наблюдалось в апреле, что объясняется введением в стране ЧП. В мае количество вакансий по сравнению с апрелем выросло в 2,8 раза. Больше всего от пандемии пострадали сферы услуг, торговли, транспорта, туризма, меньше – госуправление.

Не нефтянкой единой

Первый заместитель акима Западно-Казахстанской области Мухтар МАНКЕЕВ рассказал, как кризис, вызванный COVID-19, повлиял на переориентацию местного рынка труда.

– В нефтегазовом секторе Западного региона, как и в целом в мире, у больших подрядчиков произошло высвобождение рабочих мест: где-то приостанавливали работу, где-то – сокращали зарплаты. Но сейчас мы видим, как крупные зерновики начали набирать высококвалифицированных специалистов из нефтянки.

Все знают Западный Казахстан как нефтяной регион, но у нас развит и агроиндустриальный потенциал. В радиусе 600 километров от административного центра – Уральска – находится российский рынок сбыта в 18 миллионов человек, большую часть своей продукции МСБ реализует в Восточную Европу. Западноказахстанская мука, пшеница уходят в Туркменистан, самая известная в Афганистане мука – тоже от уральских производителей, в Узбекистан поставляем картофель, мясо. ЗКО находится на 2-м месте в республике по количеству КРС. Атырауская, Мангистауская, частично Кызылординская и Туркестанская области закупают для потребления именно наш скот, – рассказал чиновник.

В августе в ЗКО открылось несколько промышленных теплиц, где выращивают томаты, огурцы и салат, на работу в них привлекаются инженеры из стагнирующих в период кризиса отраслей.

– Аграрный сектор и обрабатывающая промышленность в текущих условиях должны стать вектором развития, экспортоориентированными отраслями, меры поддержки правительства должны быть направлены на стимулирование этих секторов, – уверен замакима ЗКО.

Получайте новые навыки

Представитель строительной компании Бауыржан ИСАБАЕВ рассказал, что в отрасли по-прежнему не хватает специалистов. Почему триллион тенге на ликвидацию безработицы не решит проблемы

– В контексте роста строительства и ремонта социальных объектов – госпиталей, детсадов, школ – это чувствуется особенно. В регионах мы привлекали специалистов из Нур-Султана и Алматы. Ведем такую политику, чтобы строители были универсальными. 

В самой компании сократили зарплаты, также произошел отток топ-менеджмента. Сейчас мы реализуем меньше проектов по долевому строительству, поскольку доходная часть у населения упала. По промышленно-гражданскому строительству загружены в полном объеме, – рассказал Исабаев.

Между тем, по оценкам Центра развития трудовых ресурсов, показатели безработицы в ближайшее время сохранятся на уровне 10–12 процентов.

– Сейчас задача номер один – генерация рабочих мест, повышение эффективности трудоустройства, развитие соответствующих цифровых площадок. Мы разработали банк компетенций, который показывает тренды на рынке труда. На них и нужно ориентировать систему образования, соединяя ее с экономикой, – отметил Даулет Аргандыков.

По прогнозам Центра развития трудовых ресурсов, в ближайшие 5 лет вырастет спрос на охранников, инкассаторов, бухгалтеров, учителей средней и начальной школы, водителей авто, продавцов магазинов, на средний медперсонал по уходу, агентов по операциям с недвижимостью, неквалифицированных рабочих в производстве сельхозпродукции, на трактористов, дворников, поваров и парикмахеров.

А на этой неделе минтруда сообщило, что участниками госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства “Еңбек” стали 430 тысяч человек, более 145 тысяч из них – молодежь. Трудоустроено 279,8 тысячи казахстанцев, на постоянные рабочие места – 146,7 тысячи.

Предоставлено 6 984 льготных кредита на сумму 30,4 миллиарда тенге, большая часть – сельским предпринимателям. Получатели микрокредитов создали 7 382 рабочих места.

Краткосрочное обучение основам предпринимательства проходят 28,4 тысячи граждан.

Для повышения мобильности трудовых ресурсов на 1 сентября из трудоизбыточных южных регионов переселено 4 386 человек. На краткосрочные курсы обучения направлены 13,6 тысячи человек, из которых 1,4 тысячи завершили обучение и 484 – трудоустроены.

Нур-Султан

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи