Опубликовано: 3700

Телевизионные войны, или Почему казахстанский болельщик не видит свой футбол

Телевизионные войны, или Почему казахстанский болельщик не видит свой футбол Фото - Сергей РАЙЛЯН

С начала футбольного сезона минуло полтора месяца, а местного футбола на ТВ как не было, так и нет. Причина – владеющая правами на показ матчей Профессиональная футбольная лига (ПФЛК) и телевещатели по-прежнему не могут достичь компромисса в переговорах. И этот сериал может затянуться.

Серия первая. Финансовая

Вопросы о трансляциях на новый сезон обсуждаются, как правило, не во время чемпионата, а до его начала. Однако эта зима, по сути, была потеряна. Вещатели и лига, кивая друг на друга, утверждают, что именно противоположная сторона стала виновницей затянувшегося старта переговоров.

Первая встреча с участием всех заинтересованных сторон состоялась 29 января. Тогда-то телевещатели – “QAZSPORT” и “Хабар” – узнали сумму, в которую лига оценивает права на матчи чемпионата Казахстана: 5 миллионов тенге за каждую игру.

Плюс телеканалам оставались коммерческие права по рекламе. Учитывая готовность “QAZ­SPORT” показать в сезоне 60 матчей, только покупка ТВ-прав обошлась бы телеканалу в 300 миллионов тенге. С учетом же затрат на производство трансляций – до 3 миллионов тенге каждая – сумма наберется немаленькая. Достаточно сказать, что права на показ чемпионата Испании, в котором играют “Реал”, “Барселона”, “Атлетико” и другие известные на весь мир клубы, обошлись “QAZSPORT” в разы дешевле.

Тогда ПФЛК пошла на уступки, предложив снижать цену (минимальный порог – 1 миллион тенге) в зависимости от статуса матча.

При этом правообладатель хотел, чтобы телевещатель показывал футбол не только из Астаны, Алматы, Шымкента или Павлодара, но и охватывал бы другие регионы. Если клубы хотят помимо гарантированного бюджета зарабатывать что-то сверху, то им нужны спонсоры. А успешность переговоров с ними напрямую зависит от частоты мелькания футболистов их команды на большом экране. Отечественный спортивный телебизнес: всё не как у людей

Впрочем, телевещатели не собирались платить ни 5 миллионов, ни 5 тысяч, ни 5 тенге. Эти деньги даже не закладывали в бюджет.

Телеканалы не могут взять в толк, почему государственный вещатель должен платить деньги из бюджета клубам, которые тоже живут исключительно на госсредства?

Предложение телеканалов следующее: бесплатные ТВ-права в обмен на съемку матчей и их показ с предоставлением лиге определенного рекламного времени. На этом и разошлись.

Серия вторая. Рекламная

Поняв, что реализовать права за живые деньги не получится, ПФЛК направила письмо-предложение, которое касалось исключительно рекламы. Вернее, ее объема в трансляциях. Чемпионат к тому времени уже начался, письмо датировано 12 марта.

Лига обязана выполнять спонсорские соглашения с компаниями – партнерами Казахстанской федерации футбола (КФФ). Среди обязательств – 3 минуты рекламных роликов за матч, размещение полупрозрачного логотипа спонсоров в углу экрана во время всей трансляции, всплывающие анимированные баннеры и т. д. Все это без проблем выполняет ПФЛК-ТВ – интернет-проект лиги.

Для телевещателей такие условия неприемлемы: согласно прайсу одного из телеканалов, утвержденному министерством, рекламная расходная стоимость каждой трансляции в этом случае превысит 20 миллионов тенге.

Республиканская телерадиокорпорация “Казахстан” готова в обмен на ТВ-права обеспечить 1,5 минуты рекламного времени в каждом из матчей, а также взять на себя все расходы, связанные с производством трансляций. На этом дело вновь застопорилось. Последняя на данный момент встреча, состоявшаяся пару недель назад, не изменила ничего…

Футбол уходит в Интернет

Так что пока казахстанский футбол болельщики могут наблюдать только на экранах своих мониторов. Его показывает ПФЛК-ТВ.

Да, интернет-телевидение удобно не каждому болельщику. Зато оно охватывает абсолютно все регионы Казахстана и показывает 100 процентов матчей.

Смотреть ПФЛК-ТВ можно в любой точке земного шара, поскольку лига не ставит так называемые геоблоки.

Технический уровень интернет-канала постепенно растет, он уже вещает в Full-HD, увеличивается число камер на трансляциях. Поэтому ПФЛК считает, что если ее телевидение может покрывать все регионы и стадионы, то лига вправе требовать это и от телеканалов.

К слову, в 2015 году ПФЛК уже вела переговоры с негосударственным кабельным телеканалом, который был готов взять ее интернет-сигнал и размещать матчи в своем эфире. В лиге не исключают такого сценария в будущем. Было бы желание телеканалов показывать казахстанский футбол.

26 лет в трубу

Между тем состояние стадионов, да и всей футбольной инфраструктуры в республике, не выдерживает критики. Из 12 клубов премьер-лиги только пять начали сезон на своих основных аренах, еще три играют на запасных полях или резервных стадиончиках, а четыре оставшиеся команды вообще ездят на домашние матчи в чужие города. К примеру, “Актобе” принимал “Кайрат” и “Тобол” в Шымкенте.

Посещаемость домашних матчей клубов премьер-лиги в 2017 году

О комфортных условиях для зрителей на наших стадионах даже мечтать не приходится. Оттого и не идут они на трибуны. Средняя посещаемость матчей нынешнего чемпионата, по официальным данным, составляет всего 3 607 человек на игре.

Приведу такой пример. В 2011 году, когда талдыкорганский “Жетысу” спорил с карагандинским “Шахтером” за первое место, “Хабар” транслировал чуть ли не все решающие домашние матчи семиреченцев. На стадионе, и так-то не шибко вместительном, противоположная телекамерам трибуна была пустой. Повторюсь, “Жетысу” претендовал на чемпионство, и, между прочим, это был единственный сезон, когда команда из Талдыкоргана завершила чемпионат в призовой тройке.

А теперь подумайте: как спортивному продюсеру убедить руководство телеканала в том, что футбол, на который болельщик не ходит, на самом деле очень важен для показа?

Выбор телевещателей в пользу Астаны, Алматы, Шымкента и Павлодара продиктован многими факторами. Среди них наличие хорошей техники для съемок и интереса со стороны местных болельщиков: в десятке самых посещаемых матчей сезона-2018 восемь – из этих городов (два других прошли в Петропавловске, а летом наверняка добавится Актобе). В каких регионах и почему хуже всего посещают футбольные матчи

В прошлом году в 20 самых топовых трансляций на “QAZSPORT” не вошел ни один матч с участием казахстанских футбольных клубов. Причем не только поединки отечественного чемпионата, но и еврокубковые встречи “Астаны”.

Футбол красив в телевизоре, когда в него играют высококлассные мастера на удобных стадионах. Ни второго, ни третьего у нас пока нет. Так откуда сейчас взяться первому?

Когда произойдут перемены к лучшему? Надеемся, что скоро. Как рассказали “КАРАВАНУ” в лиге, за последнее время новые газоны были уложены на стадионах Актобе, Атырау, Костаная, Петропавловска и Кокшетау. Приведено в порядок запасное поле стадиона в Кызылорде, а основное оснастят современным искусственным газоном с системой подогрева. Такие же планы в Караганде, Экибастузе и Актау.

Самые посещаемы матчи премьер-лиги в 2018 году

Футбольные власти начинают с полей. Дальше обещают взяться за остальную инфраструктуру. На дворе 2018-й. Чем же тогда занимались люди, отвечавшие за футбол прежние 26 лет, если сегодня приходится начинать чуть ли не с нуля?

Серия третья. Надеемся, заключительная

Между тем переговоры между лигой и телеканалами продолжаются.

ПФЛК предлагает своим телевизионным партнерам не покупать ТВ-права на весь чемпионат, а приобретать их конкретно на каждый матч.

К примеру, “Хабар” уже показал два поединка между “Астаной” и “Кайратом” с постоянным присутствием логотипов спонсоров на экране. Дело сдвинулось с мертвой точки?

Пример России

В российском футболе ситуация во многом аналогична нашей. Клубы в большинстве своем живут на деньги региональных бюджетов либо финансируются из казны через крупные государственные корпорации – “Газпром”, “Российские железные дороги” и т. д.

Никакой конкуренции в борьбе за телеправа на показ матчей местной премьер-лиги нет. Чемпионат России показывает телеканал “Наш футбол”, владельцем которого является “Газпром-Медиа Холдинг”. Он и покрывает все финансовые затраты. Продайте на пропитание: спортивные клубы в Казахстане продают за бесценок

Пример Украины

В Украине профессиональные футбольные клубы находятся в частных руках. При этом, по мнению местных журналистов, “мотивация олигархов инвестировать в футбол разная, но в целом она сводится к вопросам статусного престижа, амбиций, общественного имиджа, иногда – к искренней любви к футболу”. Впрочем, подобная система не исключает проблем, с которыми сталкиваются и бюджетные клубы: число команд в украинской премьер-лиге снижается. Сейчас их 12, хотя еще четыре года назад в УПЛ играло 16 коллективов.

Телевизионные права лига получила от Федерации футбола Украины недавно. Поэтому сейчас клубы могут либо распоряжаться ими самостоятельно (согласно прежним договоренностям), индивидуально заключая контракты с разными телеканалами, либо передать свои права лиге.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть