Опубликовано: 1800

Отечественный спортивный телебизнес: всё не как у людей

Отечественный спортивный телебизнес: всё не как у людей Фото - Фото с сайта markeemagazine.com

Во всем цивилизованном мире профессиональный спорт существует и развивается на заработанные им же самим деньги. Это реклама, спонсоры, отчисления от телевидения. В Казахстане эта схема не работает. Даже наши ведущие спортсмены, чьи имена знает весь мир, крайне редко фигурируют в качестве лиц каких-либо брендов. С доходами от ТВ вообще беда. О том, что на телевидении можно заработать и как это сделать, в стране мало кто знает.

На втором плане

– В сфере спортивных трансляций у нас действительно все поставлено с ног на голову, – прокомментировала для “КАРАВАНА” сложившуюся ситуацию эксперт в области спортивного телевидения Инна ТРИБЕЛЬГОРН. – Классически вся система функционирует следующим образом. Клуб или федерация владеют телевизионными правами на трансляцию. Эти права они продают заинтересованным телеканалам. Те, в свою очередь, нанимают для съемок телевизионные компании. Доход идет от рекламы, размещаемой на стадионах, продажи различной сувенирной продукции и т. д. В Казахстане же все по-другому.

Во-первых, федерации не знают, как распорядиться имеющимися у них телеправами. Им проще отдать их бесплатно какому-либо каналу и таким образом избавиться от лишней головной боли. А как при этом снимут соревнования и какого качества будет трансляция, их уже не волнует. Главное, что все делается бесплатно. “Бесплатно” – это какое-то волшебное, прямо магическое слово. При этом в республике даже специализированные телеканалы не имеют техники, которая стопроцентно принадлежит им. Поэтому если появляются более приоритетные, не имеющие к спорту события, то все лучшие технические силы направляются туда. Не скажу, что спорт у нас снимают по остаточному принципу, но то, что его частенько отодвигают на второй план, – это факт.

Тормоз развитию

– Федерации – это все-таки общественные организации. А как на сотрудничество с телевидением смотрят профессиональные клубы, которым лишний тенге не помешает?

– А никак. Последний мой опыт – сотрудничество с одним из таких клубов. Он финансируется акиматом, получая какие-то средства из госбюджета, и больше ему ничего не надо. Мы весь последний сезон носились с этим клубом как с писаной торбой, снимали его матчи, транслировали их в Интернете и на ТВ, пытались раскачать его, убедить сменить арену на более современную, наконец, заняться продвижением себя, как клуба. Все бесполезно.

Самое интересное, что у команды есть свои фанаты, которые последовали за ней из центра города на его окраину, заплатили за билеты, пусть символические, но все-таки деньги. На последние игры пришли две тысячи зрителей. И это с учетом того, что команда далеко не самая лучшая даже в национальном чемпионате и рекламы в городе не было никакой. Казалось бы, вот он – интерес. Работай с болельщиком, зови его на стадион, рекламируй себя через телевидение, но… Клуб имеет свои три копейки из бюджета и счастлив. Получает дотации, и стимула заработать сверх этого у него нет никакого. Это я вам привела только один частный случай. Таких в нашем спорте наберется не один десяток.

Я сама долго проработала на госканале и прекрасно понимаю ментальность нашего человека. Когда ты сидишь на гарантированной зарплате вне зависимости от качества работы, то через какое-то время начинаешь лениться. На мой взгляд, пока наш спорт будет финансироваться государством, никакого развития ждать не приходится. Он так и останется в своем болоте.

Таинственное исчезновение

– Получается, что работать на рынке спортивного телевидения можно только себе в убыток?

– Нет, это не работа “в минус”. Но и назвать ее супердоходным бизнесом, к сожалению, нельзя. Заработать можно только на международных стартах, когда они проходят в Казахстане, а местный спорт снимается по принципу “и так сойдет”.

Конкуренция тоже невелика. Сейчас активно продвигается ММА, но его организаторы странно себя ведут. Сначала заявляют о том, что трансляция пойдет на авторитетный российский телеканал “Матч! Боец”, высылают достаточно серьезный технический райдер с требованиями по съемкам. И после этого начинают опрашивать всех подряд, пытаясь найти того, кто снимет дешевле. В итоге останавливаются на варианте, который порой стыдно даже в Интернет выложить, а обязательный для съемок райдер куда-то таинственно исчезает. Люди понимают, что “Запорожец” не может стоить, как “Мерседес”. Однако то, что телевизионная техника бывает разного класса, понять не хотят. Такие ситуации возникают, когда международная организация не контролирует местные федерации.

Телевидение – это технология

– Какой международный спортивный орган самый строгий в этом плане?

– Европейский футбольный. УЕФА. Никто так не контролирует, как они. В списке их требований, не только технических, прописано всё до мелочей. К примеру, если на этом месте должна стоять камера на специальном крутящемся штативе, то, значит, она действительно должна там стоять. Если ее нет, то тебя оштрафуют на такую сумму, что легче найти камеру в той же России и арендовать ее на время трансляции. Если что-то сделано не по регламенту, то ты будешь это переделывать, пока оно не станет соответствовать требованиям. Поэтому на матчах Лиги чемпионов зритель видит одинаково качественную картинку, что из Лондона, что из Астаны. Телевидение – это прежде всего технология, а уже потом креатив режиссера.

Нарисованный “Медеу”

– Насколько наши арены, в первую очередь те, что были построены еще в прошлом веке, подходят для организации телетрансляций?

– Снимать на самом деле можно почти везде. Если спортивный объект выглядит непривлекательно, то его надо украшать графикой. Как это было сделано, к примеру, на Универсиаде с “Медеу”. Поверьте, наш каток не так хорош, как его видели телезрители. Во время трансляции графикой было добавлено всё, включая три гигантских LED-дисплея, которых на самом деле не было.

Вообще, наши федерации начинают шевелиться только при международных стартах. Тогда по соглашению с мировыми спортивными органами они под угрозой серьезных штрафов просто обязаны организовать съемки строго по техническому райдеру. Да и ударить в грязь лицом перед всем миром никто не хочет. Международный имидж у нас превыше всего.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров