Опубликовано: 17100

Табачные грабли: тяжелые последствия борьбы с курением в Казахстане

Табачные грабли: тяжелые последствия борьбы с курением в Казахстане

Борьба с курением в Казахстане может привести к росту коррупции, появлению каналов сбыта нелегальной табачной продукции, увеличению числа несовершеннолетних курильщиков, снижению бюджетных поступлений от акцизов, криминализации этого сектора экономики, закрытию многих торговых точек, а с ними и тысяч рабочих мест.

И это только часть последствий, которые прогнозируют эксперты после вступления в силу нового “Кодекса о здоровье населения и системе здравоохранения”.

Пока документ на стадии проекта. Он охватывает самые разные направления, и каждая его статья обсуждается открыто на общественных слушаниях, проводимых по инициативе Национальной палаты предпринимателей РК “Атамекен”.

На этой неделе дискуссия развернулась вокруг ограничения торговли сигаретами.

По замыслу разработчиков продажу курева нужно запретить в торговых точках, расположенных менее чем в 100 метрах от образовательных учреждений, а также в киосках.

Для пущей эффективности они предлагают запретить выкладывать табачную продукцию на прилавки, то есть если и продавать ее, то из закрытых шкафчиков, в которых даже названия сигарет не видно. Предприниматели, НПО встретили эти министерские инициативы с недоумением.

Экс-мажилисвумен и председатель правления ОЮЛ “Ассоциация экологических организаций Казахстана” Айгуль СОЛОВЬЕВА напомнила, что меры курительной профилактики в парламенте рассматривали еще в ее бытность депутатом. И тогда у ее коллег было много претензий к документу, рожденному минздравом, – в нем было слишком много невнятных норм, которые бы принесли обществу не столько пользу, сколько вред. Сейчас министерство наступает на те же грабли.

– Там опять решили ввести 100-метровое ограничение вокруг образовательных учреждений. Но как измерять эти 100 метров? Циркулем из кабинета директора?

Откуда отсчитывать эти 100 метров – от забора, от угла здания, от центрального входа? Это же можно интерпретировать по-разному, а законодательство требует ясных и четких формулировок.

Опять-таки, что понимать под образовательным учреждением? Только школы или туда же отнесут мини-центры и разные курсы – языковые, водительские, бухгалтерские и т. д.? Этого не прописано. А небольшой магазин, расположенный в жилом доме, может соседствовать с любыми курсами. И что, тогда гастроном могут каждый день штрафовать, потому что он находится ближе чем в 100 метрах от образовательного центра? Это коррупционная норма, на мой взгляд, поэтому мы попросили ее убрать, – говорит Айгуль Соловьева. Сергей Туник о бесполезности борьбы с курением в Казахстане

Не меньше вопросов к разработчикам возникает в связи с нормой, запрещаю­щей торговать табачными изделиями в газетных киосках. Почему в дворовых магазинах можно, а в киосках – нельзя?

В 2018 году в сетях газетных киосков реализовано табачной продукции всего 0,16 процента от общего объема продажи в Казахстане. Очевидно, что запрет торговли сигаретами в нестационарных точках практически не повлияет на объе­мы продаж и от введения такой меры курящих точно не станет меньше. Зато такое новшество минздрава приведет к убыточности и последующему закрытию газетных киосков, которые, к слову, не просто торгуют печатной продукцией, они являются серьезным инструментом выполнения информационной политики государства.

Это не фейковые новости в социальных сетях, а один из главнейших каналов информирования большой части взрослого населения, не разучившейся по утрам читать газеты и доверяющей им.

С введением запрета на торговлю и закрытием киосков эта важная функция обнулится.

Еще одна норма в проекте кодекса, которую эксперты мягко называют странной, касается запрета размещать табачную продукцию на прилавках.

– Стоит на остановке газетный киоск, на окнах рядом с газетами выставлены сигареты. Это называется выкладкой. Так вот, в минздраве говорят, чтобы таких выкладок не было, потому что это реклама. Но это же смехотворно! Заядлый курильщик не смотрит на рекламу, он приходит за товаром, который давно знает, – говорит Айгуль Соловьева.

В “Центре развития и защиты конкурентной политики”, который занимается аналитическими и научно-прикладными исследованиями в области конкурентной политики и проведением экономической экспертизы, тоже изучили проект Кодекса о здоровье в части законодательного запрета выкладки и демонстрации табачных изделий в розничной сети. Выводы неутешительны. Во-первых, принятие запрета нарушит права предпринимателей.

“Прежде чем ввести запрет на выкладку и демонстрацию табачных изделий, авторы предложения должны доказать, что эта мера связана с охраной здоровья, что она достаточна для защиты здоровья населения и будет способствовать сокращению вреда от потребления табачных изделий. При отсутствии доказательств эффективности такой нормы предлагаемое ограничение законной предпринимательской деятельности будет основываться исключительно на субъективном мнении автора предложения. Следовательно, ограничение предпринимателя в правах при отсутствии вреда обществу, населению, окружающей среде от его деятельности незаконно, – говорится в экспертном заключении, подписанном президентом Центра развития и защиты конкурентной политики А. АЙТЖАНОВЫМ.

В документе он ссылается на иностранный опыт: “Уровень банкротства в секторе канадских независимых розничных торговцев после введения запрета выкладки табачных изделий в розничной сети находится на рекордном уровне. Так, в 2008 году, когда запрет на демонстрацию табачной продукции в витринах вступил в силу во всех, кроме одной, провинциях Канады, 2 300 небольших торговых точек были вынуждены закрыться, что составило почти 15 процентов от общенационального показателя, или почти один из каждых семи магазинов. Таким образом, запрет на выкладку и демонстрацию табачных изделий в торговом объекте может нанести невосполнимый урон малому бизнесу в сфере торговли”.

По мнению Айтжанова, запрет на выкладку может привести к монополизации рынка табачных изделий и нанести ущерб правам и интересам курильщиков, лишив их возможности получать необходимую информацию о потребительских свойствах сигарет и ценах на продукцию различных производителей и торговых марок, а также к развитию незаконной торговли и условий для криминализации табачного бизнеса, создать благоприятные условия для увеличения продаж контрафактной табачной продукции, тем самым снижая общий внутренний оборот торговли и объемы налоговых поступлений от реализации.

“Например, в 2018 году в Актау сотрудники Службы экономических расследований обнаружили девять контейнеров с сигаретами различных марок на 150,5 миллиона тенге. Их пытались завезти через морпорт под видом сухих строительных материалов и планировали реализовать на территории России. Аналогичный факт выявили на территории Западно-Казахстанской области. На складах Уральска и в автотранспортных средствах на трассе Уральск – Саратов обнаружили и изъяли 14,1 миллиона пачек сигарет, стоимостью 4,8 миллиарда тенге, которые также контрабандным путем через таможенный пост “Морпорт” были ввезены из ОАЭ. Если контрафактная продукция составляет хотя бы процент от общего рынка, то это уже 220 миллионов сигарет, то есть 11 миллионов пачек. Если их умножить по минимальной розничной цене, то мы получим минимум 3,3 миллиарда тенге оборота нелегального рынка. Таким образом, государство теряет минимум 1,7 миллиарда тенге”, – делится расчетами эксперт. Эксперты: необходимо учитывать интересы курильщиков в вопросах регулирования курения

Он ссылается на международный опыт: в странах, которые ввели запрет на выставление табачной продукции в витринах точек розничной продажи, был зафиксирован заметный рост незаконной торговли.

Например, в Ирландии ежемесячное увеличение первоначальной доли незаконной продукции в обороте после введения запрета составило около 12 процентов, причем более половины – контрафактная продукция.

“В Канаде ускоренный рост в незаконной торговле был зарегистрирован в 2008 году, когда запреты на выкладку табачных изделий впервые были введены в провинции Онтарио (до 48,6 – с 31,6 процента в 2007 г.) и Квебеке (до 40,1 – с 30,5 процента в 2007 г.). Незаконная продажа табачных изделий стоила легальной торговле более 2,5 миллиарда канадских долларов продаж в год и 260 миллионов канадских долларов прибыли в прошлом году. Отрасль розничной торговли сильно зависит от продажи табачных изделий. К примеру, в соседней России после введения запрета на открытую выкладку сигарет в 2014 году, по данным авторитетного международного агентства “АС Nielsen”, нелегальные продажи табачных изделий выросли с 19,3 процента в 2013 году до 28,3 процента в 2016 году”, – говорится в заключении.

По прогнозам эксперта, в случае введения запрета на выкладку табачных изделий в Казахстане негативных последствий не миновать: “Введение данных норм наносит ущерб малому бизнесу путем снижения эффективности деятельности субъектов, увеличения объемов незаконной продукции, а также ограничения конкуренции на рынке, что, вероятно, простимулирует рост структурной безработицы и вызовет социальное напряжение среди населения”, – сказано в заключении.

Но самое интересное: запрет на выкладку сигарет не только не гарантирует отказ от курения, но, наоборот, провоцирует интерес к нему.

По данным ВОЗ, в Таиланде за 5 лет запрета доля курильщиков от 15 лет и старше выросла с 19,5 процента до 23,7 процента. В Исландии, которая первой спрятала сигареты в шкафы, за первый год запрета доля несовершеннолетних курильщиков выросла с 14 процентов до 17 процентов. А все потому, что запретный плод всегда сладок.

Несмотря на богатый международный опыт, Казахстан идет привычным путем, наступая на одни и те же грабли. В проект кодекса попали нормы, которые показали свою неэффективность во многих странах мира.

Между тем разработка каждого такого документа обходится государству в сумму, которая может исчисляться сотнями миллионов тенге. Нужны ли стране такие затраты, если толку от них не будет? Чьи интересы лоббирует коалиция "За Казахстан, свободный от табачного дыма"?

– Нам говорят, что в Казахстане стали больше курить. Но тогда нужно не запрещать, а принимать меры превентивного характера. Они предполагают загнать миллиарды в антитабачный фонд, чтобы те вели антитабачную работу. Но что мешает в школах разъяснять, что курение вредно? – недоумевает Айгуль Соловьева. – Поэтому у нас стойкое неприятие этих норм. У нас ведь от смога больше людей заболевает, а этим особо никто не занимается.

Вместо того чтобы решать проблемы выхлопов из-за некачественного бензина, из-за плохого угля, начали с запрета курения. Потому что это коррупционная норма, и она, видимо, кому-то интересна.

Чтобы было всё неясно и чтобы просто кошмарить бизнес.

Участники дискуссии надеются, что их аргументы будут услышаны и мин­здраву не придется вносить поправки в кодекс сразу после того, как он будет принят. Слишком много сил, времени и денег затрачено на его обсуждение.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи