Опубликовано: 180

Спасет ли мир красота – неизвестно, но кошельку поможет

Спасет ли мир красота – неизвестно, но кошельку поможет Фото - пресс-служба КНПК

Народный проект “Шапагат” существует уже три года и запомнился как надежный поставщик еды и одежды для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Но этой весной организаторы решили немного поменять формат помощи и сделать так, чтобы за бесплатным провиантом с каждым разом приходило все меньше людей.

В юрте проекта “Шапагат” веселое оживление: несколько девушек, болтая обо всем на свете, рисуют себе новые лица. Можно предположить, что они готовятся к какой-то вечеринке или просто решили устроить себе праздник… Но реальность не так безоблачна.

Все девушки – молодые мамы, которым очень нужны деньги: на оплату съемной квартиры, покупку одежды для детей, и именно сейчас они сделали небольшой шаг к собственному материальному благополучию.

– Мы в этом году решили пересмотреть формат нашего проекта и постепенно часть денег, которые тратили на покупку продуктов, перенаправить на образовательные курсы, чтобы женщины могли сами обеспечивать себя и своих детей. Недавно давала интервью, журналист спросил: “Вы, наверное, хотели бы расширить “Шапагат”?” Но нет, на самом деле я мечтаю, чтобы он вообще закрылся – чтобы не надо было никому помогать, – говорит руководитель проекта Назгуль МАКЖАН.

Совсем недавно закончились курсы швейного дела – некоторые выпускницы уже начали работать по новой специальности. Одна из них – Дана.

Когда-то она, мать шестерых детей, пришла в “Шапагат” за помощью, сейчас принимает заказы на пошив бортиков для детских кроваток.

– Мне очень понравилось шить, оказывается, это мое. Отправила один заказ в Тараз, есть и другие, но я пока не могу шить без предоплаты – ткань купить не на что, поэтому жду, пока перекинут деньги, – рассказывает новоиспеченная предпринимательница.

Идею со швейными курсами подхватил столичный акимат. Но если шапагатовцы делают упор на одиноких мамочек, акимат – на многодетных. Впрочем, на этом “поле” всем хватает места: зачастую женщины абсолютно разных статусов мечтают изменить свою жизнь, но у многих на платные курсы просто нет денег.

КРАСОТА С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ

– Сейчас у нас уже занимается новая группа на курсах швейного мастерства, есть группа, которая учится в салоне штор, причем его владелица сразу сказала, что двух выпускниц она возьмет на работу. Плюс в июле мы планируем открыть свой швейный цех, в котором будут работать только наши мамочки. Ведем переговоры по первым заказам, – рассказывает Назгуль.

И вот новый эксперимент – курсы мейкапа.

– Индустрия красоты всегда будет востребована, так что, думаю, девочкам этот навык пригодится, – говорит руководительница “Шапагата”.

Разговаривая со мной, Назгуль держит на руках щекастого карапуза – Манат не с кем оставить своих троих детей, поэтому она их взяла на обучение с собой, ну а Макжан решила дать молодой маме возможность поучиться не отвлекаясь. Крик души “малодетной” мамы: “Дайте возможность жить, а не выживать!”

– Я до декрета работала в отеле, но сейчас, когда у меня трое ребятишек, работу найти непросто: дети иногда болеют, а это кому понравится? Да и с кем я их оставлю? Про садик узнавала, для всех в 80 тысяч тенге ежемесячно будет обходиться, а мне только 85 тысяч зарплаты предлагали, – рассказывает о себе Манат.

Она очень надеется, что, окончив курсы визажа, сможет начать зарабатывать не выходя из дома.

А вот Сулушаш даже не сомневается в жизнеспособности этой идеи. Уже почти 10 лет женщина занимается маникюром и педикюром. Сейчас, пока на руках маленький ребенок, на дому.

– Я мать-одиночка, стою в очереди акимата на жилье как неполная семья, но сейчас из-за многодетных наша очередь стала еще дальше. Обидно, конечно: у них хотя бы мужчина есть, который может хоть как-то заработать на кусок хлеба, а у меня – никого. Так что приходится самой крутиться. По ногтям я уже все могу сделать, а сейчас еще и красить научусь, – рассказывает Сулушаш.

В будущем она мечтает открыть пусть небольшой, но собственный салон красоты.

В акимате есть программа беспроцентного кредитования подобных бизнес-инициатив, главное – предоставить четкий бизнес-план и работать в соответствии с ним.

– Я сама прошла курсы “Макияж для себя”, когда была в декрете. Потом родственницы, знакомые, глядя на мой макияж, стали просить накрасить их собственной косметикой. 1 000 тенге так заработаю, 2 000… Потом шла и на эти деньги что-нибудь покупала: кисть или пудру. Так, постепенно, всё и собрала, – вспомнила о том, как сама пришла в мир красоты, мастер Ажар САЙЫН.

Сейчас она уже не должна так экономить, чтобы купить обновку в косметичку – бывает, что поступает заказ сделать красивыми всех женщин для крупного торжества или свадьбы. А это достаточно солидная сумма сразу.

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НУЖНЕЕ

Спрашиваю у Назгуль Макжан, много ли желающих пройти бесплатное обучение и планируются ли какие-то курсы для мужчин.

– Мы решили сделать упор на одиноких мамочек, потому что мужчинам все же проще найти работу, чем женщинам, особенно с маленькими детьми на руках. Еще одна категория населения, которая у нас в государстве пока еще слабо поддерживается, – это взрослые граждане с ограниченными возможностями. Сейчас думаем о помощи им, – рассказывает она.

В целом же, как призналась женщина, цель на ближайшие годы – вывести хотя бы часть проекта “Шапагат” на самоокупаемость, чтобы за счет освободившихся денег больше помогать тем, кто нуждается в дорогостоящем лечении или по объективным причинам просто не может работать.

НУР‑СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи