Опубликовано: 11400

Руководство холдинга "Байтерек" рискует повторить судьбу своих предшественников

Руководство холдинга "Байтерек" рискует повторить судьбу своих предшественников Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

В прошлом году Счетный комитет насчитал нарушений в Национальном управляющем холдинге “Байтерек” на 33 миллиарда тенге. Выяснил также, что еще 114 миллиардов тенге использовались неэффективно. Тогда государственные аудиторы пообещали передать материалы проверок в правоохранительные органы.

Сегодня можем сказать, что “Байтерек” и его “дочки” рискуют попасть под раздачу и в этом году. Изменения есть, но “отлаженную” систему трудно исправить быстро.

В январе 2017 года в “Байтерек” пришел новый/старый человек – экс-вице-министр национальной экономики Айдар АРИФХАНОВ. В его коридорах он “старичок”, так как в свое время уже успел поруководить “дочкой” НУХ – АО “Жилстройсбербанк Казахстана”. В декабре он назначен председателем правления холдинга. Были определенные надежды, что новое руководство перестанет играть в игры своих предшественников и станет открытым для прессы. К сожалению, этого не случилось.

По следам Счетного комитета (СК) “КАРАВАН” отправил запрос в НУХ “Байтерек” с просьбой прокомментировать результаты проверки. Вопросов было ровно девять. Они касались только тех пунктов, на которые указали аудиторы.

Например, почему сумма прямых инвестиций составляет всего 2,5 процента от активов? Почему деньги холдинга лежат на депозитах? Кто отбирает проекты для финансирования? И другие. Обычные вопросы, так как “Байтерек” – это чисто государственное предприятие, оно полностью принадлежит правительству и получает деньги из бюджета и Национального фонда страны. Значит, должен быть таким же прозрачным, как и бюджет страны.

ВОПРОС. По данным СК, при объеме активов 3,9 триллиона тенге портфель прямых инвестиций составляет лишь 98,2 миллиарда тенге, или 2,5 процента от их общей суммы. При этом в его структуре представлены в основном убыточные и проблемные проекты, кредитование которых осуществлялось ранее.

В 2014–2016 годах активы НУХ увеличились в два раза, однако финансовые показатели ухудшились. Свободные 1,5 триллиона тенге размещены на депозитных счетах в БВУ. Кто принимал все эти решения?

Ответ. Активы холдинга сегодня составляют 4 триллиона 429 миллиардов тенге. Вместе с тем основная деятельность связана не только с инвестициями, но и в большей степени с кредитованием экономики. Общий объем кредитного и инвестиционного портфелей увеличился до 3 триллионов тенге, до 70 процентов от всех активов.

Комментарий. Мы согласны, что “Байтерек” должен кредитовать экономику. Но, по данным СК, которым мы не можем не верить, выходит, что холдинг кредитует больше не экономику, а ее финансовую систему. Причем напрямую, через депозиты.

Ничего не сказано о неудачных проектах, в которые ввязался “Байтерек”. Например, Инвестиционный фонд Казахстана еще в 2004 году дал почти 3 миллиарда тенге АО “Уркер Косметик”. Некогда знаменитая компания хотела вырасти качественно, расширить линейку товаров косметики и бытовой химии, нарастить производство, закупить новые оборудование и технологию. Взамен фонд получил 35 процентов акций компании. Предполагалось, что фонд выйдет из проекта в 2011 году. Не получилось. Эти акции до сих пор висят на балансе фонда. Они оцениваются уже в 1 миллиард тенге. И избавиться от них нереально. Что изменилось в НУХ "Байтерек" за год после скандального ареста Бишимбаева

ВОПРОС. “Байтерек” был освобожден от выплаты дивидендов на государственный пакет акций в 2013–2017 годах. Эти деньги должны были пойти на рефинансирование проектов холдинга. Но в 2014–2016 годах это условие было нарушено: 30 миллиардов тенге были положены на депозиты в коммерческих банках. Кто это сделал? Куда ушли проценты с этих депозитов?

Ответ. Холдинг освобожден от выплаты дивидендов до конца 2018 года. Денежную часть прибыли группа направила на выплату компенсаций по вкладам в жилищные строительные сбережения после девальвации тенге, на финансирование проектов в рамках ГПИИР, на финансирование малого и среднего бизнеса через коммерческие банки и на другие цели по стимулированию роста экономики.

Необходимо отметить, что значительная часть прибыли холдинга представляет собой неденежную прибыль. Она образовалась в результате признания дисконта при привлечении заемных средств из Нацфонда, переоценки справедливой стоимости договоров СВОП, корректировки курса тенге.

Комментарий. В прошлом году “КАРАВАН” уже писал, что, по данным отчетов самого НУХ “Байтерек”, на депозитах в банках хранилось 17 миллиардов тенге. В итоге холдинг получил процентный доход в 1,5 миллиарда тенге. По данным на сентябрь 2017 года, сумма депозитов выросла уже до 24,6 миллиарда тенге. Процентный доход тоже вырос до 19,6 миллиарда тенге за 9 месяцев.

Если бы не эти депозиты, то за январь – сентябрь холдинг мог бы получить убыток в 3,7 миллиарда. О какой эффективности можно говорить? Сходить в банк, чтобы положить деньги на счет, – много ума не надо. Уважаемый Айдар Абдразахович, выходит, вы не инвестор. Вы рантье. Буржуа. Вы живете с процентов. На капитал, сформированный из налогов.

Когда компания в отчете или на презентациях гордо говорит, что она в прошлом году заработала миллион, надо сразу отделять мух от котлет: это что – доход или заработок? Разница простая: доход – это все, что пришло в компанию. Заработок – то, что можно забрать без ущерба для работы предприятия. Это прибыль собственника. Это живые деньги, которые можно положить в карман, потратить или вложить в новое дело. Все остальное – только слова и пыль, которая застилает глаза.

Поэтому утверждения главы НУХ “Байтерек” Айдара Арифханова, что “значительная часть прибыли холдинга представляет собой неденежную прибыль”, ни о чем не говорят.

Мы, а точнее, бюджет страны может сейчас положить в карман эти деньги? Нет? Тогда извините. Ответ не принимается. Ниже будет пример, как неденежный доход превращается в убыток.

ВОПРОС. Почему холдинг не взыскивает задолженность? Какова общая сумма задолженности? Кто несет ответственность за эти выданные средства? Не могли бы озвучить фамилии владельцев этих компаний? Как получилось, что сумма проблемных активов составила 41,6 миллиарда тенге, из которых 11,6 миллиарда – невозвратные? Кто несет за это ответственность?

Ответ. Холдинг предпримет должные меры по взысканию задолженности. За 2017 год сумма возврата, полученная АО “Инвестиционный фонд Казахстана” в рамках исполнительного производства и банкротства, составляет 2,4 миллиарда тенге. В том числе 1,87 миллиарда имуществом и 547,6 миллиона – деньгами.

Комментарий. Только у Инвестфонда Казахстана проблемных активов набралось на 19,3 миллиарда тенге. Справедливости ради, надо сказать, что год назад их было на 23 миллиарда. Но фонд сумел почистить балласт почти на 4 миллиарда.

Реально проблемных в прошлом году было 13 активов. Это ТОО “Textiles.kz” (имущество на 7,36 миллиарда тенге), ТОО “Bogvia” (1,26 миллиарда), ТОО “Astana Contract Paragon” (1 миллиард), ТОО “ILNO Group” (908 миллионов), ТОО “Нимэкс” (743 миллиона), ТОО “Лад” (648 миллионов), сельскохозяйственный холдинг “Жанабас” (471 миллион), ТОО “Азия Керамик” (447 миллионов).

Имущество пяти компаний смогли-таки продать. Было выручено 7,5 миллиарда тенге. Выручено, но не получено.

Самый известный проданный актив – ТОО “Биохим”. Тот самый прорывной проект по производству биотоплива в Северном Казахстане. Купили его ТОО “Bioline KZ” и “КМГ – переработка и маркетинг”. Но купили в рассрочку до 2023 года. Вспомнить всё: на какие проекты Казахстан тратил миллиарды и что из этого вышло

В сумме сделки сначала стояли неплохие 7 миллиардов тенге. Потом цена начала падать. Фонд признал, что уже получил аванс в 2 миллиарда тенге. Потом дисконтировал платежи для покупателей.

Грубо говоря, сделал скидку для хороших людей. В результате убыток от продажи “Биохима” составил 609 миллионов тенге. А долг партнеров записан в дебиторскую задолженность. Всего 1,2 миллиарда тенге.

В итоге такой реструктуризации долгосрочная дебиторская задолженность фонда, куда включены и безнадежные долги, выросла с 7,5 миллиарда до 12 миллиардов тенге.

ВОПРОС. Почему в холдинге отсутствуют расчеты потребности в средствах, выделенных из Национального фонда на реализацию программы “Нұрлы жол” и Программы развития регионов до 2020 года? Почему не организован должный контроль использования средств Национального фонда, направляемых дочерним организациям?

Ответ. Использование холдингом средств Нацфонда контролируется советом по управлению Нацфондом. Все средства из Нацфонда привлечены согласно решению совета. Холдинг ежемесячно отчитывается перед Нацбанком по целевому и эффективному использованию средств, выделенных из Нацфонда.

Комментарий. Холдинг не ответил на первый вопрос о расчетах потребности в средствах. Между тем на сайте “Байтерека” уже месяца два (может, и больше) болтается презентация “Использование средств республиканского и местного бюджетов, Нацфонда в реализации программы жилищного строительства “Нұрлы жер”. Судя по ее данным, деньги уже освоены.

Те, которые выделены Казахстанской ипотечной компании и “Байтерек девелопменту” на строительство арендного и кредитного жилья. Всего 343 миллиарда тенге. Но есть поправка: все эти деньги будут (!) освоены до июня 2018 года. То есть они есть, но НУХ уже говорит, что они освоены. Презентация не обновляется. Это наводит на мысль, что и в Нацбанк уходят такие же честные презентации.

Выходит так, что и Счетный комитет врет, что контроля за деньгами нет?

ВОПРОС. На пополнение уставного капитала АО “Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана” в 2011–2012 годах было выделено 69,2 миллиарда тенге. Почему 21,7 миллиарда из этих денег – треть суммы – были размещены в ценные бумаги и межбанковские депозиты?

Ответ. В соответствии с решением совета директоров Жилстройсбербанка для снижения инфляционных воздействий. Временное размещение средств в банках на депозитах и текущих счетах для их целевого освоения является эффективным управлением активами государства. Получаемое вознаграждение увеличивает денежный актив государства.

Комментарий. Вообще-то размещение средств на депозитах никогда не было эффективным управлением активами. Эффективное управление – это использование средств по назначению. Иначе – нецелевое использование денег. Тем более рисковое. Банки имеют привычку разоряться.

Например, Дельта-банк. Группа “Байтерека” владела депозитом в этом банке. Потом Нацбанк приостановил лицензию банка. Группа признала обесценивание этого депозита на 100 процентов.

Аналогично с банком RBK. У “Байтерека” был счет на 4 миллиарда. Потом начались проблемы. Чтобы вытащить деньги, холдингу пришлось заключить договоры по реструктуризации долга и взять ценные бумаги. Сейчас их справедливая цена составляет всего 600 миллионов. Такое вложение – явно неэффективное управление активами.

ВОПРОС. Как вышло, что средства Нацфонда в размере 31,1 миллиарда тенге, выделенные АО “Байтерек девелопмент” на строительство объектов на территории ЭКСПО, в течение 10–23 месяцев бездейственно находились на его банковских счетах? Был ли причинен какой-либо ущерб по этой причине?

Ответ. Объекты, расположенные на территории ЭКСПО, введены в эксплуатацию своевременно. Всего выделено 76,1 миллиарда тенге, из которых на строительство жилья было направлено 34,9 миллиарда, ТРЦ – 36,72 миллиарда тенге. Ущерб “Байтерек девелопменту” и государству причинен не был. Средства освоены по целевому назначению и будут возвращены в предусмотренные сроки.

Комментарий. Если верить отчетности “Байтерек девелопмента”, то строительство торгово-развлекательного центра “Мега-Плаза” в Астане – самый эффективный проект компании. За 2017 год ТОО “Мега-Плаза” уже произвело три транша на 8 миллиардов тенге. Плюс начислило проценты по займу на 2,6 миллиарда и амортизацию дисконта на 283 тысячи тенге. Уже сейчас залог арендатора – само здание ТРЦ – превышает балансовую стоимость займа.

Но это и самый выгодный проект для ТОО “Мега-Плаза”. Где еще эта компания могла взять 15 миллиардов тенге под 18,5 процента на 15 лет? А так как деньги были получены из бюджета страны под символические 0,1 процента, то маржу подняли все. Управляющая компания – 0,05 процента, Банк развития Казахстана – 16 процентов с копейками, “Байтерек девелопмент” – 2 процента.

Но затем компания переквалифицировала долг в договор купли-продажи долей в ТРЦ. Теперь заем выдан до 2034 года под 10,21 процента. Уважаемый Айдар Абдразахович, проясните этот момент? Кто и как теперь будет рассчитываться с бюджетом? Что творилось в холдинге "Байтерек", на котором "погорел" первый министр-"болашаковец" Бишимбаев

Заключение

Согласно корпоративной политике НУХ, аудитом всех предприятий группы занимается одна структура – KPMG. Компания эта законопослушная и знает, что ее клиенты должны выставить на всеобщее обозрение свои аудированные отчеты за прошлый год хотя бы в начале апреля. Апрель уже заканчивается. Но отчетов “дочек” “Байтерека” нет. Я увидел один годовой консолидированный отчет от АО “Инвестиционный фонд Казахстана” и финансовую отчетность “Байтерек девелопмента”. От других компаний такой роскоши нет.

Хочу спросить у руководства НУХ “Байтерек”:

– Почему вы нарушаете закон, не открывая свою информацию? Или вам есть что скрывать? Открытость для бизнеса и инвесторов – это ваш лозунг. И вы, по идее, должны быть примером для остальных компаний страны.

В ответе на запрос говорится, что аудированная отчетность НУХ “Байтерек” появится лишь в мае. Будем ждать новостей.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Ильяс Сатыбалдиев 02.05.2018

Уважемый Адиль! Можно ли пообщаться с вами , у меня есть проблемы и вопросы именно по материалам аудита Счетного Комитета, и я готов предоставить Вам информацию по моему проекту, который фигурирует в этой статье.