Опубликовано: 9100

Что изменилось в НУХ "Байтерек" за год после скандального ареста Бишимбаева

Что изменилось в НУХ "Байтерек" за год после скандального ареста Бишимбаева

Прошел год, как был арестован бывший министр экономики, а до этого глава Национального управляющего холдинга “Байтерек” Куандык БИШИМБАЕВ.

На прошедшей неделе он наконец заговорил и извинился перед главой государства. Но не за преступления, которые ему инкриминируют, а за то, что не оправдал надежд, и за неправильный подбор кадров.

Пока для анализа доступна информация только за три квартала 2017 года. По многим “дочкам” холдинга нет и такой отчетности. Тем не менее и эти данные позволят увидеть изменения без Бишимбаева.

Как видно из названия, “Байтерек” – чисто управляющая компания. Рулит она 11 “дочками”. Формально они разбиты на три группы:

1. Институты развития крупного бизнеса: АО “Банк развития Казахстана”, АО “КазынаКапиталМенеджмент”, АО “Инвестиционный фонд Казахстана”, АО “СК “КазЭкспортГарант” и ТОО “Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства”.

2. Институты для МСБ: АО “Национальное агентство по технологическому развитию”, АО “Фонд развития предпринимательства “Даму”.

3. Институты поддержки жилищного строительства: АО “Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана”, АО “Казахстанская ипотечная компания”, АО “Байтерек девелопмент”, АО “Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов”.

Результаты работы холдинга зависят от того, как хорошо поработают все “дочки”.

Поэтому показать их, с одной стороны, просто: он оперирует только деньгами и ценными бумагами, которые легко подсчитать. С другой – сложно: у каждой дочерней компании свои задачи. Большей частью социальные. Поэтому однозначно сказать, плохо она работает или хорошо, сразу нельзя.

Итак, активы НУХ “Байтерек” на 30 сентября “весили” 1 триллион 244 миллиарда тенге. Это почти 3 процента экономики страны. Сумма внушительная. Ему, конечно, далеко до фонда “Самрук-Казына”. Тот контролирует больше половины экономики страны. Но в фонд входят крупные предприятия типа “Казмунайгаза” и “Казатомпрома”.

В целом в прошлом году НУХ поработал лучше, чем в предыдущем. Он получил больший доход: за 9 месяцев 2016 года – 9 миллиардов тенге, в прошлом – уже 15,8 миллиарда. Во многом благодаря этому акции “Байтерека” тоже подросли. И его акционерный капитал подрос на 14 миллиардов – до 816 миллиардов тенге. Что творилось в холдинге "Байтерек", на котором "погорел" первый министр-"болашаковец" Бишимбаев

От работы своих “дочек” холдинг тоже стал получать деньги. Ему перечислили 14,8 миллиарда тенге дивидендов. Для сравнения: в позапрошлом году дивиденды были ровно в 2 раза меньше.

Цифры внушительные. Но не очень красивые. Все познается в сравнении. Уровень доходности денег, вложенных в холдинг “Байтерек”, составил 1,27 процента. Это мизер! Даже если учесть, что прибыльность надо бы рассчитывать на размер акционерного капитала, тогда доходность составляет меньше 2 процентов. Или 19 тенге на акцию номиналом в 1 тысячу тенге. Для сравнения: на бирже KASE доходность облигаций – самых нерисковых бумаг – редко падает ниже 10 процентов. И публичные компании бьются, чтобы поднять прибыли заемщиков, чтобы привлечь лишнюю копейку с рынка. С “дочками” НУХа такой номер не прокатывает: зачем биться, если контора шарит?

Тем более в прошлом году из бюджета страны еще пришли деньги. В марте холдинг получил кредит по “Дорожной карте бизнеса-2020” – 17,5 миллиарда тенге под 0,1 процента на 10 лет. Деньги ушли в БРК.

В апреле на проекты ГПИИР через холдинг прогнали еще 80 миллиардов тенге для Банка развития. Тоже под 0,1 процента, но уже на 20 лет. И сразу еще один – 18,6 миллиарда тенге на 20 лет, но уже под 0,05 процента. Эти деньги нужны для финансирования лизинга по обновлению парка пассажирских вагонов.

Какие же “дочки” успешно поработали в прошлом году? Их всего 8 из 11. Самая эффективная – это Жилстройсбербанк. Он отдал наверх сразу 6,8 миллиарда тенге. Затем “Байтерек девелопмент” – 3 миллиарда (в 1,5 раза больше, чем в позапрошлом году). Почти 2 миллиарда выплатил Банк развития Казахстана, 1,7 миллиарда – фонд “Даму”, 927 миллионов – Казахстанская ипотечная компания, 215 миллионов – Инвестиционный фонд Казахстана. И совсем немного – Национальное агентство по технологическому развитию – 81 миллион и “КазЭкспортГарант” – 33 миллиона.

Тут тоже надо сравнивать с тем, что эти компании имеют: активы Жилстройсбербанка – 713 миллиардов тенге. Отсюда доходность – 12,7 процента годовых. Это, кстати, самая эффективная структура холдинга.

Эффективность Казахстанской ипотечной компании – 0,5 процента, “Даму” – 0,7 процента. И наш “рекорд” – 0,06 процента – показал Банк развития. Это 6 тенге на вложенную тысячу. Притом что Жилстройсбербанк – самая небольшая по размеру активов “дочка” “Байтерека”, а БРК просто гигант. Оказывается, не в размере дело.

Три предприятия – “КазынаКапиталМенеджмент”, Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства и Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов – денег ни в прошлом, ни в позапрошлом году не платили.

Итак, пользы для экономики и бюджета от предприятий холдинга “Байтерек” почти нет. За редким исключением. Деньги бюджета уходят в песок. Будут ли они хотя бы возвращены в казну? Сам “Байтерек” в своих документах признает, что передача денег его “дочкам” под мизерные проценты – это убыток. Только за январь – сентябрь он потерял на таких “подарках” почти 70 миллиардов тенге.

Это признает и Счетный комитет. В прошлом году он провел аудит использования денег бюджета и Национального фонда, выделенных холдингу. И пришел в ужас.

В портфеле прямых инвестиций холдинга представлены в основном убыточные и проблемные проекты. С банкротами – должниками фонда никто не работает. Деньги, выделенные по программе, задерживаются, и их крутят в банках. В итоге кражи, махинации, нарушения…

В общем, ничего за этот год не изменилось. По сути, “Байтерек” – это благотворительная организация, которая раздает бюджетные деньги. А как иначе можно назвать контору, которая выдает не свои деньги под смешные проценты, в разы ниже, чем даже инфляция, и еще учитывает убыток от таких кредитов? Но благотворительность адресная. Для отдельных предприятий, которые смогли войти в закрытый клуб. Поэтому извинения Куандыка Бишимбаева за кадровые ошибки смотрятся нелепо. Вся система манны “Байтерека” построена так, что она не зависит, работает ли там наш герой или нет.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи