Российские металлургические комбинаты и РЖД попали под санкции: как Казахстан ищет новые рынки сбыта - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+24 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Российские металлургические комбинаты и РЖД попали под санкции: как Казахстан ищет новые рынки сбыта

Российские металлургические комбинаты и РЖД попали под санкции: как Казахстан ищет новые рынки сбыта

Ряд металлургических комбинатов, а также “Российские железные дороги” имеют санкционные ограничения. Что затрудняет работу казахстанских производителей руды и заставляет отечественные компании искать новые рынки сбыта.

  • 16 Мая 2022
  • 1023
Фото - Caravan.kz

Об этом “КАРАВАНУ” сообщил исполнительный директор горнорудной и горно-металлургической ассоциации РК Николай РАДОСТОВЕЦ.

– У российских компаний ограничены возможности экспорта, поэтому мы ищем альтернативные транспортные коридоры. Мы думали, что Россия всегда будет нашим транспортным коридором. Но ситуация осложнилась. Здесь экономика, не политика. Люди создали продукцию, ее надо продать. Это нормально.

Трудно, прежде всего, производителям черных металлов. Правительство создало штаб оперативного реагирования и пытается помочь горнорудным и металлургическим компаниям Казахстана. По словам Николая Радостовца, сегодня ассоциация тесно работает с чиновниками по расширению транспортных коридоров через Китай, Азербайджан и Туркменистан. К работе подключены министерства иностранных дел, экономики, индустрии и торговли.

Однако здесь есть серьезное ограничение: перевозка сырья первого-второго передела на значительное расстояние становится дорогой. Компании считают, что для экспорта таких грузов надо снижать железнодорожные тарифы, создавать транспортные коридоры на межгосударственном уровне с гарантированными объемами. Нужны и другие решения.

– Мы говорим о том, что бизнесу нужна определенность. Конечно, чтобы развивать более высокие переделы, – заявляет Николай Владимирович. – Но для этого должны быть стимулы по налогам и, второе, обеспеченность, прежде всего, электроэнергией и газом. Тогда мы сможем построить новые мощности и создать более высокие переделы.

– Мы видим, как газ уходит из Казахстана, – продолжает глава ассоциации. – И как другие страны используют этот газ для развития реального сектора своей экономики. Это основа. Европа очень жестко реагирует на ограничения по газу. Что понятно, потому что он лежит в основе высокоразвитой промышленности Франции и Германии. ГМК Казахстана имеет неопределенность в энергетических вопросах. Министерства, национальные компании не дают гарантии обеспечения новых производств газом и электроэнергией на 5–10 лет. Без этого нельзя строить фондоемкие производства.

Перед Казахстаном, уверен Николай Радостовец, открывается окно возможностей для развития машиностроения, которое могло бы стать потребителем отечественного металла. Прежде всего, считает он, надо поощрять возможное перемещение в страну производств. Известно, что к нам переносит часть своего производства Ирбитский мотоциклетный завод, который выпускает мотоциклы “Урал”. Предприятие создается не с нуля и приносит в страну технологические линии, специалистов, управленческий аппарат и, самое главное, технологии. Даже если в Казахстане в итоге освоятся не 20–30, а лишь 2–3 завода, страна всё равно будет в плюсе.  Кризис в металлургии: в мае часть предприятий может полностью остановиться

Но есть начинания и местных горно-металлургических компаний. Речь идет о строительстве новых внутриотраслевых и межотраслевых производств. Есть инициативы “Казахмыса”, “Казцинка” и других компаний по строительству производств по литью, коксохомии и др. Министерству индустрии надо озаботиться созданием комфортных условий для таких предприятий. Девиз “Не только покупаем, но и создаем казахстанские запчасти, технологическую оснастку для развития металлургии” стал рабочим для многих руководителей компаний, считает Николай Радостовец. Сюда пошли инвестиции. В октябре металлурги планируют показать общественности результаты своей работы, проведут большой форум и выставку.

– Я думаю, это очень перспективно еще и потому, что многие иностранные компании, связанные с ГМК, могут открыть свои представительства, дилерские центры, сборку и производство в Казахстане, – заключает Николай Радостовец. – В конечном счете это было бы очень выгодно стране. Бюджет ничего не теряет. Но каждый завод – это новые рабочие места, значит, и казахстанское содержание.