Опубликовано: 1200

Кризис в металлургии: в мае часть предприятий может полностью остановиться

Кризис в металлургии: в мае часть предприятий может полностью остановиться

Металлурги Казахстана готовятся войти в кризис. Уже в мае часть предприятий отрасли может сократить производство наполовину. А часть, возможно, полностью остановится.

Сейчас между заводами-фабриками и правительством Казахстана идут переговоры, как смягчить последствия.

Об этом в интервью “КАРАВАНУ” рассказал Николай РАДОСТОВЕЦ, исполнительный директор ОЮЛ “Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий”.

– Во время карантина как-то не было новостей от металлургических заводов страны. Как сейчас себя чувствует ГМК?

– В условиях ЧП горно-металлургический комплекс работает устойчиво. До последнего времени мы были загружены. Поэтому за первый квартал у нас даже был прирост. Объем производства в горно-металлургической промышленности в период январь – март 2020 года составил в натуральном выражении 364 536 тысяч тонн, что больше на 6,4 процента, чем за аналогичный период.

Но ситуация на рынке ухудшается. У ГМК есть специфика – он медленно входит в кризис и медленно выходит из него. Мы видим, что машиностроение в мире сильно пострадало. Европейские заводы сократили, а в ряде случаев вообще прекратили производство машин. Аналогичная ситуация – в Америке. Потребность в металле сократилась. Многие отказались от производства самолетов, поэтому упала потребность в титане и алюминии. Цены с начала года снизились на 20–25 процентов. И падение идет дальше. Уже в мае у нас будет снижение производства по ряду позиций.

– Правительство предлагает вам помощь?

– На неделе премьер-министр провел совещание по ГМК. Там не было вопроса предоставления налоговых льгот. Мы говорили о том, как обеспечить процедуры взаимодействия акиматов и министерств с предприятиями. Может быть, перенести ряд обязательств на более позднее время. Мы ждем, что может быть принято правительственное решение в этой части. Тем более чтобы сохранить рабочие места во время этой эпопеи, нам надо иметь представление, как вести себя, если цена на металл упадет еще на 20–30 процентов. Или на все 50. Или упадет спрос. Понять, производить металл или нет, если цена его окажется ниже себестоимости.

Справка “КАРАВАНА”

В настоящее время в Казахстане действует более 2 тысяч предприятий ГМК, из которых 85 – крупных, 79 – средних и 1 900 – малых.

– Что это даст вам?

– У нас все-таки непрерывное производство. Многие предприятия работают 24 часа в сутки. Нам нужно знать, что нас поддержат, когда сократятся продажи. Останавливаться экономически и социально неоправданно. Тем более часть из таких заводов является градообразующей.

Справка “КАРАВАНА”

Предприятия ГМК являются градообразующими для 20 городов Казахстана. В их числе – Павлодар, Караганда, Усть-Каменогорск, Житикара, Темиртау, Экибастуз, Балхаш, Риддер, Хромтау, Рудный, Каратау.

– Какие другие меры поддержки выдвигает ассоциация?

– Сейчас мы платим авансовые платежи: ничего не продав, платим налоги в бюджет. Фактически кредитуем его. Может быть, нам эти платежи уменьшить, хотя бы по факту. Ведь мы вымываем свои оборотные средства. Или сделать меньше сам авансовый платеж.

Обсуждаем вопрос возврата НДС. Правительство многим компаниям не возвращает НДС в полном объеме. Из-за этого приходится брать кредиты для пополнения оборотных средств.

Справка “КАРАВАНА”

Доля горно-металлургического комплекса (ГМК) Казахстана в общей структуре промышленного производства страны составляет 18 процентов. В сфере ГМК работает около 200 тысяч человек.

– Что будет происходить с отраслью, если цены будут падать и дальше?

– Для нас сейчас критичным является не только падение цены, но и сокращение потребления металла. Уже сейчас есть предложения от трейдеров по снижению объемов.

Мы разрабатываем вариант ухудшения ситуации – план “Б”. Он включает в себя целый ряд послаблений по фонду социального страхования. В этом направлении важным вопросом является возможность организации ПЦР- и экспресс-диагностики и других санитарно-эпидемиологических мероприятий в компаниях ГМК, направленных на предотвращение распространения COVID-19, за счет средств Государственного фонда социального страхования.

В связи с ограничением передвижения населения в период ЧП, затрудненностью доступа жителей некоторых населенных пунктов, в том числе вахтовых поселков, к услугам первичных медицинских организаций в ряде крупных компаний нет возможности направления работников в медицинские учреждения для прохождения ПЦР- и экспресс-тестов на COVID-19 по месту жительства. В таких обстоятельствах руководители будут вынуждены разворачивать лаборатории на территории предприятия.

Их развертывание и оснащение создают финансовую нагрузку на компании, что в дополнение к имеющимся проблемам способствует перебоям в работе. Стоит отметить, что руководители компаний ГМК, обеспечивая прохождение работниками диагностики и проведение других санитарно-эпидемиологических мероприятий, выполняют социальные обязательства на снижение заболеваемости в стране.

Поэтому мы хотели бы провести переговоры с ГФСС, чтобы часть этих расходов мы могли компенсировать. Ведь эти расходы не связаны с производством.

Это не только наше предложение. По таким схемам работают предприятия в других странах.

Мы ведем переговоры с профсоюзами о том, как нам работать в случае ухудшения ситуации. В каких случаях лучше не увольнять людей, а сокращать зарплату? Может быть, сократить рабочий день. Мы в любом случае заинтересованы, чтобы люди работали. Хотя бы частично.

Переговоры идут не только в самих коллективах, но и на уровне отрасли, на уровне республики. Потому что мы понимаем: без поддержки людей любое начинание может вызвать возмущение, если им не объясняют, что происходит на самом деле.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи