Опубликовано: 2500

Почему снятие пенсионных накоплений не решит квартирный вопрос для большинства казахстанцев

Почему снятие пенсионных накоплений не решит квартирный вопрос для большинства казахстанцев Фото - Тахир САСЫКОВ

Потерявшие в карантин доходы миллионы казахстанцев по факту не были в накопительной системе. Она действует в параллельном измерении, несмотря на формально заявленные 11,6 миллиона вкладчиков.

Возможность досрочного изъятия своих денег из ЕНПФ стало главной социально-экономической темой с начала этого года, получив неоднозначные оценки и прогнозы. Казахстанцы спешно конвертируют пенсионные накопления в квадратные метры, однако в текущих условиях квартирный вопрос для большинства наших граждан не решится. В чем корень зла и как решать проблему? Своим мнением с “КАРАВАНОМ” поделился председатель Народной партии Казахстана, депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ.

Преодоление отчужденности

– Как вы оцениваете очередную пенсионную инициативу – в ней больше плюсов или минусов?

– Изъятие пенсионных накоплений идет с рекордной скоростью. За считаные дни граждане мобилизовали на своих счетах десятки миллиардов тенге. И этот факт сам по себе говорит, с одной стороны, о востребованности изменений. С другой стороны, он показывает истинный уровень доверия существующей пенсионной системе.

В свое время мы выдвигали идею интегрированной системы социального обеспечения. Основой могла стать сингапурская модель, в которой объединены системы жилищных и образовательных сбережений, медицинского страхования и пенсионных накоплений. Но при этом всё не сваливается в один котел, а подлежит финансовому планированию, чтобы был единый подход к социальным гарантиям достойной жизни.

Казахстан же пошел по упрощенному пути – через изъятие средств для приобретения жилья и оплаты лечения. Мы это поддержали, поскольку так будет хоть какой-то осязаемый результат. Начала преодолеваться отчужденность вкладчиков от собственных накоплений.

Недоступное жилье и медицина

– Много претензий сейчас возникает по качеству реализации пенсионной реформы. Почему у нас всегда сбои на этом этапе?

– Прежде всего, правительство упрекают в недостаточно быстром принятии подзаконных актов, регулирующих процедуры изъятия средств. Однако, на наш взгляд, настоящая проблема в другом. От увеличения скорости изъятия средств вопросы доступности жилья и медицинских услуг не решатся. Напротив, это только ведет к росту цен.

Важнее не скорость, а качество. Что произойдет после того, как все, у кого есть возможность, конвертируют пенсионные накопления в квадратные метры? Выяснится, что для большей части населения ничего не изменилось. И не изменится в обозримой перспективе, поскольку их пенсионные счета пополняются очень медленно.

На наш взгляд, эффективнее могло бы стать консолидированное решение. То есть финансировать не индивидуальные сделки, а жилищное строительство в целом.

Поддерживать не банки и риелторов, а индустрию и покупателей. Например, в Сингапуре Центральный резервный фонд, куда поступают пенсионные взносы, прокредитовал через правительство Совет по развитию жилищного строительства. Эта организация построила 80 процентов квартир, в которых сейчас живут сингапурцы.

Это и есть системный подход. Он, помимо обеспечения общества жильем, позволяет разумно регулировать ценообразование. У нас же сложилась парадоксальная картина. Государство вкачивает огромные средства в жилищную сферу через различные инструменты, выступая, по сути, главным инвестором. Но при этом никак не может влиять на цены, которые якобы всецело зависят от рынка. Снятие пенсионных накоплений на жилье: обнаружена новая сложность

Мы твердо убеждены, что в Казахстане системным решением жилищной проблемы может стать только индивидуальное строительство через программу гарантированного предоставления всем бесплатных участков с инфраструктурой.

– А они есть, эти самые участки с инфраструктурой?

– Земли достаточно, но без инфраструктуры. Решить этот вопрос можно через ГЧП: заставить монополистов провести региональные сети, в том числе используя современные технологии – солнечные панели, ветровые электростанции, тепловые насосы. Тем более что в стране давно заявлен курс на построение “зеленой” экономики. Люди буду строиться хозспособом, и это принесет мультипликативный эффект, ведь в стране производятся цемент, кирпич, металл. У наших проблемных заводов по производству солнечных панелей появятся заказы. У монополистов добавится абонентская база на 1,5 миллиона граждан – столько казахстанцев, по официальным данным, подали заявки на получение положенных по закону 10 соток.

У нас же по-прежнему поддерживают строительный и банковский сектор: крупные стройкомпании за баснословные деньги продают квартиры гражданам через ипотеку. А многочисленные госпрограммы типа “Доступного жилья” не сделали доступными квадратные метры для большинства людей.

В параллельном измерении

– Сейчас вкладчики могут не только изымать пенсионные средства, но и передавать их в управление. На ваш взгляд, это улучшит ситуацию с доходностью пенсионных накоплений?

– Главной уязвимостью накопительной системы была и остается не столько низкая доходность, сколько слабая национальная валюта. Поэтому мы всегда настаивали на создании механизмов защиты накоплений от девальвации тенге, включая привязку к твердым валютам.

В случае передачи пенсионных накоплений в управление частным компаниям какие-то из них, возможно, и сумеют показать лучшую доходность, чем ЕНПФ. Но средства вкладчиков все равно в конечном итоге будут номинированы в тенге. Поэтому принципиально ничего не меняется.

Главное – остается неснятым фундаментальный вопрос перспективы накопительной пенсионной системы. У большей части населения не накоплено денег даже по минимуму. Люди не откладывают себе на старость.

В прошлом году в связи с кризисом у миллионов казахстанцев просели доходы. Государство оказало им поддержку через выплату 42 500 тенге. Но что мы видим по статистике поступлений обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ? За 2020 год они выросли на 10 процентов до 1 триллиона 84 миллиардов тенге. И среднемесячные суммы поступлений оставались стабильными, не было провалов даже в период жестких карантинных мер и остановки бизнеса.

Это означает простую вещь: потерявшие доходы миллионы граждан не были по факту в накопительной системе. Она действует в параллельном измерении, несмотря на формально заявленные 11,6 миллиона вкладчиков.

В нынешнем году экономическая ситуация пока складывается не лучше, и непонятно, когда восстановится реальная занятость. Но зато становится очевидным курс на постепенное смещение рынка труда в “тень”. Будут процветать всевозможные схемы вывода людей за штат и минимизации обязательств перед работниками. Таким образом, объективных предпосылок к тому, что граждане будут вовлечены в пенсионную систему, окажется еще меньше.

Это основополагающая проблема, которую не может заслонить общий рост вкладчиков, накоплений и даже доходности. Всё идет к тому, что рано или поздно встанет вопрос о возврате к солидарной системе в той или иной форме. И альтернативой может быть только работа по принципиальному повышению уровня доходов работающих казахстанцев.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи