Опубликовано: 4500

Почему казахстанские модные дизайнеры шьют вещи из киргизских тканей

Почему казахстанские модные дизайнеры шьют вещи из киргизских тканей

Если вы сомневаетесь в своем вкусе, знайте: он у вас есть

Зачем британское консульство берет на себя функции отечественных чиновников? За кулисами модного показа мы поговорили с кутюрье о самом важном. Это не спор о том, кому из инстаграмщиц дать поносить шмотки.

Недешевый хайп

“Fashion night Astana” проходит в столице второй раз. Прошлый показ еще долго обсуждала даже далекая от фешна публика. Именно здесь в провокационном прозрачном платье на голое тело прошлась модель Данагуль ТАСОВА. В этот раз такие платья тоже были, но теперь модели надели их на целомудренное спортивное белье и телесные боди.

Организаторы в этот раз решили отойти от хайпа, но все же заурядным показ назвать нельзя. Дело тут не только в концепции мероприятия, когда платья можно не только разглядывать, но и купить.

На моей памяти это первый столичный модный показ, где о вещах говорили не только: “Ах, какая прелесть!” и “В жизни бы такое не надела!”, но и “Это не просто тряпки!”.

– Я много лет занимаюсь организацией модных шоу и других мероприятий. За все это время по пальцам можно пересчитать те из них, где нам хоть чем-то помогли государство или акимат. Почему? Мы ведь тоже часть экономики и промышленности. Очень обидно, когда мы просим поддержки, а помогает британское консульство! И не только помогает с организацией показа, но и везет наших дизайнеров в Лондон на стажировку. Там понимают: дизайнеры – это часть креативной отрасли экономики, – говорит одна из организаторов “Fashion night Astana” Айман АЛЬЗАКОВА.

На воздушных замках можно нынче неплохо заработать

Так как в казахстанском словаре экономических терминов понятия “креативная отрасль экономики” нет, надо пояснить, что это такое. В нее входят дизайнеры всех мастей, художники, музыканты и все те, кто способен из ничего создать продукт, пользующийся спросом. Во многих странах сообразили, что это может быть даже выгоднее нефти. В той же Великобритании креатив дает 3 процента ВВП страны.

По данным организаторов “Fashion night Astana”, мировой вклад креативных отраслей вырос с 4,5 процента глобального ВВП в 2002 году до 15,6 – в 2018 году.

Сегодня доля России на этом рынке – почти невидимые 0,3 процента, Швеции – вдвое больше, а лидерами являются Европа и Китай, которые генерируют 33 процента творческого контента, и США с их 8 процентами. Рынок креативных товаров развивается лучше, чем многие другие отрасли: только с 2004​ по 2017 год он вырос на 86,3 процента. Снимай Шанель, иди домой: почему министры и депутаты не спешат переодеваться в казахстанскую одежду

В Казахстане мода тоже развивается: за последние пять лет количество отечественных дизайнеров выросло в 3,5 раза. И никто из них не бедствует.

– На протяжении 20 лет у нас дизайнеры поднимались сами. Многие сделали себе имя на голом энтузиазме. Но сейчас настал момент, когда государство должно обратить внимание и помочь им. Наших брендов, которые продавались бы в каждом регионе и торговом центре, нет. По нескольким причинам. С одной стороны, у нас нет дизайнеров, которые бы разом шили по тысяче одинаковых моделей, с другой – им и негде это делать! Все предприятия легкой промышленности плотно сидят на госзаказах: шьют форму для военных, полицейских, врачей и так далее, – объясняет еще один из организаторов “Fashion night Astana” Сауле САМИДИН.

Чего не хватает нашим Юдашкиным?

Денег на постройку фабрик у отечественных кутюрье нет. С этого года, по словам Сауле Самидин, правительство запустило программу поддержки легпрома. В ней предусмотрены льготные кредиты через фонд “Даму” и налоговые преференции в СЭЗ “Туркестан”. Но этого мало: страна безнадежно отстала не только от Европы, но даже от соседей.

В этом смысле показателен пример Турции, которая оплачивает своим брендам аренду торговых площадей за рубежом.

В итоге именно турецкие марки занимают самые большие бутики в крупных торговых центрах Казахстана, а отечественные марки вынуждены открывать магазины в менее раскрученных моллах.

– Буквально вчера владелец сети “Мега” Нурлан Смагулов сделал нескольким отечественным маркам одежды послабления по условиям аренды в своих торговых сетях и снизил стоимость продвижения для казахстанских брендов. Хочется, конечно, чтобы и другие брали с него пример. Но, может, и государство подключится? – рассуждает Сауле Самидин.

По тому же пути планируют идти и россияне. Наш северный сосед разрабатывает программы поддержки собственных брендов в рамках антисанкционного движения. И плоды этой работы уже видны даже из Казахстана.

Поддерживают своих портных и в соседнем Кыргызстане. Здесь легкая промышленность уже дает 30 процентов ВВП. Причем часть этих денег – прямой убыток для Казахстана.

– Завезти ткань в Казахстан стоит 30 процентов, а Кыргызстан снизил эту пошлину до 3. Как в таких условиях говорить о равной конкуренции? Наши дизайнеры просто вынуждены покупать ткань в Бишкеке и поддерживать их экономику. И посмотрите, как развилась легкая промышленность в Кыргызстане! К ним уже идут отшиваться международные бренды, – говорит Айман Альзакова.

Когда обратят на модную индустрию внимание чиновники – доподлинно неизвестно. Но, как уверен основатель “Kazakhstan Fashion Week” и эксперт в сфере моды Саят ДОСЫБАЕВ, через фешн можно и нужно.

– Чем больше будет неординарных образов на улицах наших городов, тем толерантнее и уважительнее будет наше общество в целом. Это ведь все формирование культуры, – говорит он.

Столичные модницы после показа скупили добрую половину представленных на подиуме вещей. Притом что ценники начинались от 100 тысяч тенге за простенький топ. Особой популярностью пользовались шелковые накидки, окантованные лентой с орнаментом. Как призналась одна из покупательниц, она собирается скоро в отпуск за рубеж, будет там таким образом продвигать казахстанскую культуру.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи