Почему Казахстан называют музеем под открытым небом - Караван
  • $ 477.13
  • 525.85
+9 °C
Алматы
2024 Год
13 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему Казахстан называют музеем под открытым небом

Почему Казахстан называют музеем под открытым небом

Потенциал памятников культуры и истории колоссален Почему Казахстан называют музеем под открытым небом? Как объекты попадают в святая святых – Список всемирного наследия ЮНЕСКО? Отчего человечеству небезразличны историко-культурные памятники на территории нашей страны и как всё это может повлиять на рост въездного туризма?

  • 31 Августа 2020
  • 2578
Фото - Caravan.kz

Рассказывает Дмитрий ВОЯКИН, директор Международного института Центрально-Азиатских исследований.

Критерии отбора

– Каков самый важный критерий отбора в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО?

– Памятник прежде всего должен обладать так называемой выдающейся универсальной ценностью. Если таковая имеется, то, соответственно, в дальнейшем, пройдя многочисленные процедуры, объект будет рассмотрен и включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, – рассказывает Дмитрий Воякин. – Существуют 10 критериев, используя которые, эксперты определяют, относится ли памятник к объектам культурного, природного наследия или смешанного значения. Если ему присущ один или более критерий, он может соответствовать искомой величине.

Сбор документации для подготовки номинационного досье. Жетыасарский оазисСбор документации для подготовки номинационного досье. Жетыасарский оазис

 

Например, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави являет собой шедевр творческого гения человечества: уникальное свидетельство культурной традиции и ушедшей в прошлое цивилизации, а также это выдающийся образец архитектурного ансамбля, иллюстрирующего важный этап в истории человечества. Таким образом, мной были перечислены 3 критерия, определяющие выдающуюся универсальную ценность мавзолея.

Также помимо критериев есть еще ряд условий, среди которых основными являются: целостность – объект должен быть неразрушенным, существовать на протяжении длительного времени, представлять собой неделимый памятник той или иной культуры. Если он изуродован некачественной, ненаучной реставрацией или разрушен в ходе хозяйственного освоения территории – будь это современная автострада или газопровод, его целостность международным сообществом может быть не признана.

Аутентичность или подлинность, наряду с целостностью, – один из важных факторов, который выражается в том, что объект культурного наследия обладает разнообразием признаков, достоверно и правдиво являющих культурную ценность. То есть, проще говоря, дошел ли он до нас в том виде, в котором просуществовал определенное количество времени, – исчисляется оно тысячелетиями или десятилетиями, разницы нет. Имеет ли объект ту самую оригинальную форму и замысел, строительные материалы, цвет, функции и тому подобное. Наконец, очень важным условием является наличие четкого, детально расписанного, понятного управления в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и самый высокий уровень охраны. При отсутствии одного из перечисленных условий с большой долей вероятности можно спрогнозировать, что Комитет всемирного наследия не проголосует за принятие памятника в Список ЮНЕСКО. Памятник ЮНЕСКО наконец-то очистили от мусора

Выбор очевиден

– Какие преимущества получают объекты, попавшие в заветный список?

– Их весьма много. Начну с короткого описания существующей в Республике Казахстан системы управления объектами историко-культурного наследия. На основании Конституции, Земельного кодекса, профильного закона и подзаконных актов, которые напрямую или косвенно связаны с этим процессом, можно вывести структуру, которую использует государство для определения статуса памятника.

Существует иерархическая цепочка: самый низкий уровень – памятники местного значения. С целью получения даже этого минимального статуса объект должен пройти определенные процедуры. Всеми процессами здесь ведают местные исполнительные органы – акиматы. Хочу заметить, что, безусловно, тот или иной объект, как и каждый человек, особенный по-своему и не может быть сравним с другим. Он сам по себе содержит уникальную, присущую только ему одному информацию. Но всё же определение “самый из самых” имеет место.

Далее, следуя иерархической цепочке, идут памятники республиканского значения, их немногим более 200. Всеми вопросами, связанными с ними, занимаются уполномоченный орган – министерство культуры и спорта РК. В этот список пройти значительно сложнее, и они известны большому количеству людей. Среди них, например, городища Отырар, Сыгнак, Боралдайский некрополь, Иссык (Золотой человек), Туркестан, Дворец Республики в Алматы, “Медеу”, Вознесенский собор.

Следующий уровень – объекты всемирного наследия. Тут имеется 2 этапа или подуровня: Предварительный список, состоящий из потенциальных объектов на включение в основной Список памятников ЮНЕСКО, и, собственно, сам Список ЮНЕСКО. Памятник может быть включен в Список на основании положительного рассмотрения самого объекта и подготовленного документа, номинационного досье. Процедура создания номинационного досье – это комплексный процесс, осуществляемый с привлечением большой группы экспертов. Как только памятник достигает “вершины”, то есть становится частью Списка всемирного наследия – об этом узнает буквально весь мир.

Если турист посещает страну, то, как правило, возникает вопрос, что же посмотреть, отметить в маршруте, чтобы качественно провести свое время и получить максимально полные знания о регионе. Почти всегда выбор падает именно на объекты, включенные в Список всемирного наследия. Как результат, мы, как страна, получаем колоссальное преимущество – популяризацию своей культуры, распространение знаний об истории региона. Ну а когда увеличивается туристический поток – стране от этого только польза.

Второе преимущество, и это мое субъективное мнение, заключается в процессе установления горизонтальной и вертикальной связи различных вовлеченных сторон, будь то экспертное сообщество, общественные объединения, структуры власти и т. д. Улучшается управление, упрощается система связи, меняется законодательство. Власть и различные заинтересованные группы начинают слышать друг друга и укреплять взаимодействие.

Третье преимущество – это, безусловно, финансовое привлечение определенных ресурсов. Есть различные фонды, которые нацелены на сохранение различных областей культуры. Как мы видим из практики, средства выделяются на объекты, которые нужно сохранить для всего человечества, чья уникальность бесспорна. Плюс ко всему объект, приобретая этот весомый статус, получает дополнительную защиту на национальном уровне. Страна обязуется его бережно сохранять и защищать. В данном случае речь может идти и о международном имидже, которым дорожит каждое государство. А для ученых это, безусловно, большая радость, когда объект включен в Список – значит, будет пристальное внимание и к их работам.

Все государства мира без исключения стремятся к тому, чтобы включить в престижный Список ЮНЕСКО очередной объект, тратят на это время и деньги. Ко всему перечисленному выше это еще и почетно – показывает культурное разнообразие и богатство страны, народа. Эта та ступенька, которая позволяет, поднявшись на нее во весь рост, заявить: “Как чудесна моя Родина!". И везде заявляю, что Казахстан – уникальная страна, это – музей под открытым небом. Но экспонатов, которые были бы признаны всем человечеством, не так много, а тех, которые обладают этой потенциальной ценностью, напротив, огромное количество. В этой связи наша общая задача – сделать так, чтобы памятники истории и культуры, природы до их признания не потеряли потенциал. Строить на их территории что-либо недопустимо. Испорченный, изуродованный объект восстановить попросту невозможно…

Делегация Республики Казахстан на сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Доха, КатарДелегация Республики Казахстан на сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Доха, Катар

 

 

Ждут своего часа

– Есть ли список потенциально новых объектов на включение в Список от Казахстана?

– Для ответа на этот вопрос достаточно зайти на сайт Центра всемирного наследия ЮНЕСКО в раздел Предварительного списка. Процесс его обновления является одной из обязательных функций каждой страны, которая присоединилась к Конвенции 1972 года. От Казахстана на сегодняшний день представлены на включение 13 объектов: среди них памятники природного, культурного наследия. Но есть третий тип – смешанное культурно-природное наследие. К сожалению, сейчас на территории постсоветского пространства нет таких, которые были бы включены в Список ЮНЕСКО. Казахстан теоретически мог бы стать первой страной в этом направлении, благо потенциал есть. Тот же Устюрт, заповедник Алтын-Емель, Бурабай.

Среди номинантов, которые Казахстан планирует продвигать на включение в Список всемирного наследия, есть и сложнейшая серийная транснациональная номинация, реализуемая совместно с Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном: “Шелковый путь: Фергана – Сырдарьинский коридор”. Он начинается у истоков Сырдарьи, Карадарьи и пролегает до Аральского моря. Но, насколько мне известно, изначально планировалось включение 16 объектов, из которых 8 расположены на территории Кызылординской области и 8 – на территории Туркестанской области, сейчас количество и состав их скорректированы. Среди памятников данной номинации есть известные на весь мир объекты: Сыгнак, Отырар, Сауран, городища Жетыасарского оазиса и многие другие. Эта номинация на сегодняшний день наиболее перспективна с точки зрения готовности и возможности ее включения в ближайшее время.

 Профессор Джей ЧОЙ и эксперт Д. В. СОРОКИН в процессе проверки документации номинационного досье одного из компонентов Шелкового пути, городища Костобе Профессор Джей ЧОЙ и эксперт Д. В. СОРОКИН в процессе проверки документации номинационного досье одного из компонентов Шелкового пути, городища Костобе

 

 

Положительная динамика

– Что можно сказать о развитии туризма на этих объектах и прилегающей территории?

– Я знаю, что есть определенные планы по развитию турсектора на базе включенных в Список объектов всемирного наследия. Проводится активная работа по облегчению получения туристической визы, которая бы охватывала так называемые города Шелкового пути. Здесь, безусловно, важным аспектом является сопричастность территории Узбекистана, где туризм весьма сильно развит. Там он всецело основан на объектах, включенных в Список всемирного наследия и известных всему миру. Среди них такие городские агломерации, как Бухара, Самарканд, Шахрисабз. Ближайшее территориальное расположение казахстанских объектов, которые тоже включены в Список ЮНЕСКО, с высокой долей вероятности могли бы привлечь или переключить серьезный туристический ресурс, которым уже обладает Узбекистан, на нашу территорию.

С точки зрения оценки заинтересованности частного туристического сектора, могу заметить, что я сам недавно принимал участие в разработке ряда программ развития тематических сегментов по заказу самих турагентств. Они тоже чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы развивать ключевые направления культурного туризма.

– Еще свеж в памяти скандал с городищем Талгар, из-за разрушения которого под ударом оказалась вся серийная номинация “Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань – Тянь-Шаньского коридора". Какова ситуация сегодня?

– Эти объекты, обладая мощнейшим потенциалом, были безоговорочно приняты международным сообществом в Список всемирного наследия, но после появилась серьезная брешь в их управлении. Несмотря на то что административные структуры подписали все необходимые документы, на практике многие шаги осуществлены так и не были. В частности, охрана и безопасность памятников оказались под угрозой. Один из самых ярких средневековых городов, располагавшихся на Великом Шелковом пути, находящийся в 25 км от Алматы, – Талгар (Талхиз) был разрушен современной автодорогой. Строительство было приостановлено, разрушенная часть восстановлена, но мост через реку Талгар, который подходит вплотную к городищу, до сих пор не разобран, несмотря на неоднократные решения Комитета всемирного наследия.

Что могу заметить по этому поводу? Был взят жесткий контроль над самими городищем Талгар. И как уже неоднократно обсуждалось и было рекомендовано многим учеными, в частности профессором Карлом Байпаковым, еще в начале 2000 годов, Иссыкский музей-заповедник должен был наряду с Иссыкским некрополем входить и городище Талгар. Изначально музей-заповедник был создан только для Иссыкского некрополя. К мнению ученых не прислушались. Но с недавнего времени, что является замечательной новостью, и Талгар был включен в этот музей-заповедник. Я считаю, это абсолютно правильное решение, которое приведет к тому, что любой процесс, связанный с выдающимися объектами историко-культурного наследия, будет контролироваться на должном уровне.

Остальные городища – Каялык, Карамерген – проблем такого рода не имели. Насколько мне известно, они остаются под охраной государства при бережном их сохранении и управлении. Еще 5 объектов, которые были включены наряду с вышеописанными в Список ЮНЕСКО в рамках номинации Шелкового пути, расположены на территории Жамбылской области. Министерство культуры и спорта РК, местные исполнительные органы, а также музей-заповедник "Коне-Тараз", осуществляют управление, охрану и контроль над ними. Полагаю, можно констатировать положительную динамику в области управления и охраны компонентов данной серийной транснациональной номинации.

АЛМАТЫ