Опубликовано: 480

Первая в мире финансовая пирамида: почему она стала такой популярной

Первая в мире финансовая пирамида: почему она стала такой популярной

В конце XIX века перед глобальным бизнесом встала проблема: поток писем рос, и этот процесс вел к увеличению расходов на почтовые отправления. Ладно, если адресат и отправитель находились в одной стране. А если в разных? Как человек мог понять, что его письмо дошло? А если это деловая корреспонденция?

Так возникла идея общемировой почтовой марки, которую можно было бы просто положить в конверт, чтобы получатель письма мог наклеить ее на свой конверт и отправить ответ корреспонденту. Но предложение не поддержали: сразу возникали вопросы о том, кто будет выпускать эти марки, кто распространять и, самое главное, кто получать прибыль.

Остановились на системе международных ответных купонов. Такой купон корреспондент вкладывал в письмо. Адресат менял его на почтовую марку и наклеивал на конверт с ответным письмом.

Идея так понравилась бизнесу, что стало хорошим тоном в письма, особенно рекламные, вкладывать купон, чтобы получатель не тратился на ответное послание. Минимальная цена купона была 28 сантимов. Или эквивалент в валюте страны, где он продавался.

До Первой мировой войны система работала бесперебойно. Но потом в Европе началась гиперинфляция. Почтовые ведомства забыли изменить обменный курс между купонами и марками. В результате в США на купон можно было получить шесть одноцентовых марок, тогда как в Испании, например, купон в пересчете стоил цент.

Сложившейся ситуацией заинтересовался банковский клерк из Бостона Чарльз Понци. И его осенило: международная торговля купонами может принести до 400 процентов прибыли и рассматриваться как форма арбитража! В данном случае арбитраж означает определенную сделку, которая предполагает одновременную покупку и продажу какого-то товара. Главное условие – купля и продажа должны проходить далеко друг от друга. Так родилась “схема Понци”.

26 декабря 1919 года Чарльз зарегистрировал “Компанию по обмену ценных бумаг”. Понци обещал своим инвесторам 50-процентную прибыль за 45 и удвоение капитала за 90 дней. При этом утверждалось, что деньги вкладываются в почтовые операции, приносящие 400-процентную прибыль, но их технология разглашению не подлежит.

Когда первые счастливчики получили обещанную прибыль, слухи о чудо-компании быстро распространились по городу. Число желающих стать ее акционерами росло. В феврале 1920 года Понци получил 5 тысяч долларов, в марте – 30 тысяч, а в мае – 420 тысяч! Средний вкладчик вносил 300 долларов, самые богатые – до 50 тысяч. Деятельность фирмы вскоре распространилась на всю Новую Англию.

Через полгода Чарльз стал миллионером. Как писали газеты, такого успеха иммигрант мог добиться только в Америке: “Понци превращает доллар в миллион и делает это, закатав рукава. Вы просто даете ему доллар, и Понци прикручивает к нему шесть нулей”. Он был “любимцем фортуны”, “современным царем Мидасом”, “парнем, делающим миллионы на двухцентовых марках”.

Офисы компании были завалены деньгами. Они лежали в ящиках столов, картонных коробках в коридорах и даже в туалетах. И с каждым днем этих коробок становилось всё больше и больше.

Газета “Бостон пост” начала расследование этого чуда. Одновременно “компанией по обмену ценных бумаг” заинтересовалась прокуратура. Она назначила аудиторскую проверку. И 26 июля прием новых вкладов был остановлен. Бостон взорвался. Люди штурмовали офисы бизнесмена, желая вернуть свои деньги.

“Бостон пост” печатала разоблачительные статьи о “денежной машине Чарльза Понци”. Журналисты выяснили, что сам “царь Мидас” деньги в свою компанию не вкладывает. Анализ показал: для того чтобы рассчитаться со всеми вкладчиками, в обращении должно находиться не менее 160 миллионов почтовых купонов. На самом деле их было не более 27 тысяч.

“Любимец фортуны” лично принимал перепуганных клиентов. Объяснял, что все трудности временные. Но, если хотите, вы можете забрать вклад.

За 3 дня он выплатил 2 миллиона долларов, прослыв национальным героем, несправедливо пострадавшим от властей и оттого заслуживающим еще большего доверия.

12 августа Чарльза Понци арестовали. Его компанию признали банкротом. Аудиторы не нашли ни одной сделки с почтовыми марками и обменными купонами. Иными словами, Понци выплачивал дивиденды за счет новых поступлений. Инвесторы, получившие в итоге лишь 10 процентов от вклада, не верили, что их кинули.

Было множество судебных процессов. Обанкротилось несколько компаний и 5 банков. Понци приговорили к 5 годам тюрьмы. Потом он пытался спекулировать земельными участками, организовал авиакомпанию в Бразилии. Но Вторая мировая война перечеркнула все его мечты…

Расцвет финансовых пирамид в Казахстане – 1990-е годы. По молодости я и сам помогал рекламировать одну из них – “Финансовый центр”. Ее офис – только один кабинет, а под столом у президента – проволочный ящик с коньяком. Уже по этим признакам можно было бы понять, что компания странная. После суд признал ее мошеннической. «Приходит Мавроди и говорит, что он и есть тот волшебник в голубом вертолёте» - психолог рассказал, почему до сих пор существуют финансовые пирамиды

Самая известная пирамида в постсоветской истории – это “МММ”. За 6 лет ущерб, нанесенный ею экономике России, составил от 150 миллионов до миллиардов долларов. Потерпевшими оказались около 10 миллионов человек. У нее были все классические признаки пирамиды – короткий срок обращения купонов, гарантированная прибыль в десятки процентов за 3–4 месяца. Но главное – каждый вкладчик был обязан привести в компанию минимум двух новых. За счет их денег выплачивался процент первым, ранее вступившим в игру. В итоге число вкладчиков растет в арифметической прогрессии. И пока их число растет, компания стабильна. Но стоит остановиться притоку новых вкладов, вся система начинает рушиться.

Финансовые пирамиды работают на психологии людей – каждому из нас хочется во что-то верить. Одни говорят, что мы все рады обмануться.

Я считаю, что человеку нужна стабильность хотя бы в одной части его жизни. И когда все вокруг его обманывают, он строит воздушный замок, где ему удобно. И если в этот момент на пути возникнет мошенник, то человек ему поверит и отдаст все деньги.

Появление мошеннических схем – яркий симптом, что в стране не всё в порядке. И есть проблемы с доверием. К власти. К банкам. К обычным компаниям.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи