Опубликовано: 1400

Ожесточенные бои в Алматы: как это было

Ожесточенные бои в Алматы: как это было

Хаос и столпотворение царствовали в Алматы в ночь с 4 на 5 января. Пока толпы людей стекались к центру, круша на своем пути магазины, банкоматы, кафе и рестораны, полицейским и бойцам Национальной гвардии приказ на открытие ответного огня отдан не был. Когда толпы разъяренных молодых людей подошли к центральной площади и стали жечь автомобили, силовики были вынуждены применять лишь светошумовые гранаты, чтобы отогнать хулиганов от боевой

техники.

В первые дни беспорядков количество пострадавших среди полицейских исчислялось сотнями. Много среди них было и погибших.

Тела силовиков находили даже с отсеченными головами. Это указывало на то, что в стране под прикрытием митингующих действовали банды самых настоящих вооруженных экстремистов и религиозных радикалов.

Приказ: "Огня не открывать!"

Военнослужащие Алматинского гарнизона, поднятые по сигналу боевой тревоги в ходе беспорядков, вышли на линию огня поначалу вообще с голыми руками. Из средств индивидуальной защиты у них были одни бронежилеты и каски. Они так и стояли на пороге городского акимата безоружные. Приказ на открытие ответного огня им поступил лишь 6 января – после выступления Президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА на заседании Совета безопасности. А до этого, подчеркиваю, силовики не имели права открывать огонь на поражение, даже если им самим угрожала смертельная опасность.

Только с введением в Казахстане чрезвычайного положения (ЧП) нашим военным, наконец-то, разрешили взяться за оружие. Гарнизоны сразу были переведены на казарменное положение. Офицеров стали отзывать из отпусков. Своевременно была усилена охрана воинских частей, складов с оружием и боеприпасами, вследствие чего бандитам это оружие не досталось.

Попытки нападений предпринимались неоднократно. Но все атаки были отбиты. В Алматы и Алматинской области доходило до того, что боестолкновения продолжались часами. "Каравану" удалось связаться с командующим Десантно-штурмовыми войсками, который в телефонном разговоре подтвердил, что бои в самом городе и на его подступах, о которых говорил Президент Токаев в своем обращении, были самыми что ни на есть реальными. Когда у сторон заканчивались боеприпасы, наступало кратковременное затишье. На БТР десантникам подвозили патроны, после чего перестрелка разворачивалась с новой силой.

– Наш войсковой спецназ работает до сих пор. Контртеррористическая операция продолжается, и я не могу раскрывать какие-то ее детали, – комментирует командующий Десантно-штурмовыми войсками. – И фамилии отличившихся командиров не могу пока называть в открытой печати. Не надо указывать и мою фамилию. Это боевая работа, которая сопряжена с определенным риском для жизни. У всех у нас семьи, и лишний раз подвергать их какому-то стрессу не стоит. Но со всей ответственностью могу заявить, что весь наш личный состав проявил храбрость и преданность нашему Президенту. Незыблемость и стойкость.

– Господин генерал, когда глава государства говорил о жестоких боестолкновениях, то где они происходили в Алматы конкретно? Где они были наиболее жестокими – вы можете сказать?

– На блокпостах шли бои, когда экстремисты пытались проникнуть на территорию нашего города извне. Когда была зачистка определенных районов, тоже приходилось вступать в реальный бой. Отражать атаки на воинские части, когда террористы пытались захватить оружие и боеприпасы. Но мы не позволили им сделать.

– Потери среди десантников были?

– Сквозные ранения военнослужащих были, но "груза 200" нам удалось избежать (К моменту выхода материала стало известно о двух погибших - Авт.). Боевая учеба и усиленная подготовка, которые проводились в мирное время, пригодились очень. Идеологическая и воспитательная работа тоже была поставлена правильно. Она и показала результат. Никто из солдат и сержантов не дрогнул и не предал, не сложил оружие и не сдался. Все мобилизовались в считаные минуты и четко, по-военному выполняли команды. Никого не надо было подгонять. Командиры самостоятельно принимали решения и проявляли разумную инициативу. По городу нашими постами было проверено около 40 машин. Когда в них обнаруживали огнестрельное и холодное оружие или награбленные вещи, обувь и одежду с магазинными магнитиками, то передавали задержанных органам полиции. При этом никакой грубости по отношению к мародерам не проявляли. Всё было в пределах правового поля.

– А я бы по законам военного времени расстреливал всех мародеров на месте.

– Мы – не карательный орган. Теперь пусть правоохранительные органы разбираются. Следствие и суды. У нас другая задача.

– Не голодали ваши подчиненные в ходе выполнения боевых задач?

– Нет. Питание было организовано четко. Кроме того, на наши блокпосты местные жители приносили еду. От души готовили сорпу, ставили казаны, резали баранов, готовили горячий бульон. Простые люди это делали. Не богатые (!) и даже не среднего уровня жизни. Они готовы были последнее, что у них есть, отдать солдатам, которые пришли их защищать от бандитов и террористов. Которые встали блокпостами на подступах к городу и готовы были насмерть здесь стоять. Не зря же говорят: народ и армия едины!

– Техники боевой много пострадало?

– Сгоревшей дотла техники в ДШВ нет ни одной единицы. Есть расстрелянные двигатели КаМАЗов, пробитые колеса… Но ни одной машины врагу мы не позволили захватить. Всё сохранили, восстанавливаем ее теперь в пунктах постоянной дислокации.

Где был спецназ, когда мародеры грабили магазины?

По сообщению пресс-службы МО РК, армия была задействована еще в оцеплении акиматов и центральных площадей городов по всей стране. Большинство военнослужащих пострадали именно там, когда толпы бесчинствующих элементов, используя холодное и огнестрельное оружие и камни, крушили все на своем пути. Сегодня армейские части совместно с сотрудниками полиции и Национальной гвардии продолжают нести службу на блокпостах, тщательно осуществляя пропускной контроль

В Национальной гвардии в ходе беспорядков 5 января потеряли двух солдат-срочников. Одному из них, Айбату АМАНОВУ, в Талдыкоргане при штурме акимата повстанцы проломили голову булыжником. Когда солдат упал, то толпа его просто добила. В Кызылорде был убит рядовой Мадияр КАЙСАРОВ. Он, спасая своих сослуживцев, был сбит насмерть автомобилем, попал под колеса и погиб на месте.

Известно, что в Талдыкоргане ночью неизвестные пытались напасть на в/ч 5514, чтобы завладеть оружием. Но проникнуть на территорию части им не удалось. Все атаки террористов были отражены.

Но после первой ночи беспорядков у алматинцев возникали резонные вопросы к руководству Национальной гвардии и КНБ.

Главные из них такие: "Где во время погромов были доблестные мастера рукопашного боя? Где были арыстановцы и подразделения краповых беретов, которые и должны были сразу же нейтрализовать налетчиков? Если военнослужащим командиры не отдали приказа стрелять, то почему в уличной драке они безоговорочно проигрывали толпе? Или это банды международных террористов?! Откуда они к нам в Казахстан понаехали в одну ночь, какие госграницы перешли нелегально? А если перешли легально (!), то на каком основании? Где осели и в каких квартирах готовились к штурму? Где в это время были специалисты КНБ? Почему проспали и вовремя не обнаружили эти "спящие ячейки" экстремистов?".

Нелицеприятные вопросы, но отвечать на них когда-нибудь всё равно придется. Разбор полетов должен быть скрупулезным, как сказал Президент Касым-Жомарт Токаев, и он будет, надеюсь, достаточно жестким, чтобы алматинская трагедия никогда больше не повторилась.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи