Опубликовано: 500

Отечественные геологи предлагают преодолеть экономический кризис в стране с помощью создания сети геопарков

Отечественные геологи предлагают преодолеть экономический кризис в стране с помощью создания сети геопарков Фото - Илья ФИШМАН

В Алматы открылась фотовыставка "Геологическое наследие Казахстана", посвященная 120-летию первого казахстанского геолога Каныша Сатпаева. Член-корреспондент Академии минеральных ресурсов РК профессор Илья ФИШМАН представил на ней около 60 своих

работ.

– Я дружу с фотоаппаратом всю свою сознательную жизнь, – почти 70 лет, – рассказывает ученый. – Будучи полевым геологом, не расставался с камерой даже в самых трудных маршрутах, включая сплав на бурных реках, конные и пешие переходы. Некоторые заповедные уголки Казахстана в этих путешествиях вызывали у меня столь огромный интерес, что я считал нужным показывать свои фотографии всем любителям путешествий. Задача сберечь их возникла сама собой: меня и возмущает, и удивляет то, что чудеса родной природы не только не входят в книги, рассказывающие о казахстанских просторах, но часто они все еще не защищены от разрушений.

– А как же знаменитые исследования Каныша Сатпаева и его многочисленных учеников? Разве не все примечательные места были взяты ими на учет?

Академик Сатпаев, будучи глубоким исследователем, не ограничивался знаниями о Жезказгане – медном гиганте мирового уровня. Хорошо известно, что в годы войны именно он предложил разработку месторождения марганца Жезды и тем самым обеспечил советские танки надежной броней. Созданная им Академия наук охватывала не только естественные науки, но и историю, и философию, и литературу. Однако в 30–50 годах прошлого века (да, честно говоря, и сейчас тоже) перед республикой ставились в первую очередь сырьевые задачи, в решении которых Каныш Имантаевич был непревзойденным мастером. Внук Каныша Сатпаева рассказал, почему казахстанцам нужно гордиться его дедом

При этом он, памятуя о геологическом наследии, постоянно указывал на необходимость комплексного изучения природы Казахстана. Уже в те годы широта его мышления позволила сопоставить Жезказганскую впадину с Прикаспийской и предсказать открытие углеводородов в Центральном Казахстане.

Что касается геологического наследия: в Западной Европе, в Китае и во многих других странах оно получило широкое распространение, но в советской научной литературе, а теперь и в современных казахстанских природоохранных документах это понятие не используется.

– А что это такое – геологическое наследие?

– Это совокупность творений природы, представляющих историю Земли за миллиарды лет. Опорные и характерные геологические разрезы, разломы, складки, обвалы, палеовулканы, метеоритные кратеры, ярко выраженные горные породы и минералы, палеонтологические находки, ледники, петроглифы, древние вулканы, пещеры – всё это представляет сущность геологического наследия и основу геологической науки. Многие страны давно уже поняли, что бережное к нему отношение помогает сохранить не только природу, но и приносит весьма неплохую прибыль за счет геотуризма.

Деньги под ногами

– Но каким образом эти специфические понятия могут заинтересовать туристов?

– А я уверен: то, что вчера было уделом специалистов, сегодня привлекает всех путешественников, даже если они отправляются в путь с чисто спортивной целью. Эти любознательные люди хотят, чтобы им просто и доступно рассказывали о геологических процессах не только современного рельефа, но и о событиях далекого прошлого планеты. Не случайно в структуре ЮНЕСКО создан отдел, специализирующийся на создании геопарков. Они сегодня появляются в больших количествах во многих странах мира. Лучшим из них может быть присвоен статус геопарка глобального значения. В Казахстане они могут быть открыты во всех регионах, даже в тех, которые считаются депрессивными.

Как показывает мировой опыт, при успешной раскрутке геопарки быстро станут прибыльными. Но первые шаги на этом пути должны быть поддержаны и экономически, и организационно государством.

И еще: когда говорят о развитии туризма, сразу начинают просить деньги на инфраструктуру, на строительство дорог и прочее. Но опросы ЮНЕСКО показали, что 70 процентов туристов не нуждаются в удобствах. При гарантии личной безопасности и наличия здоровой пищи они согласны путешествовать по плохим дорогам и жить в палаточно-бивачных условиях (в юртах, например). Во всем мире развитие геопарков начинается с приема именно этих малопритязательных туристов. Они принесут деньги на будущие дороги и отели. Самое главное – это распространение информации. На Казахстанском Алтае раскручивают гастрономический туризм

В туризме существует закон: хочешь заработать миллиард, затрать миллион на информацию.

Китай сейчас успешно использует этот неписаный закон. Там сегодня существует уже около 200 геопарков, которые вносят значительный вклад в развитие туризма и, следовательно, в экономику и международный престиж страны. Но в Казахстане, к сожалению, пока не создано ни одного геопарка.

Курорт Боровое в алмазах

– А что этому мешает, если это так прибыльно?

– А мы все еще руководствуемся допотопным советским Законом “Об особо охраняемых природных территориях”, где создание геопарков не предусмотрено. Между тем в нашей стране существуют уникальные природные возможности, способные открыть новые страницы в развитии туризма.

Не имеет, например, мировых аналогов разрез девона (геологический период палеозойской эры) вдоль реки Шуылдак в Южных Мугоджарах. Здесь в нетронутом виде представлены структуры, сформировавшиеся 400 миллионов назад на дне девонского палеоокеана. Не случайно еще в начале 90-х годов на Шуылдак выехала из Москвы крупная экспедиция, которая параллельно занималась изучением дна Красного моря.

В окрестностях курорта Боровое казахстанскими геологами во главе с Маухидой Абдулкабировой открыто поразившее весь научный мир крупнейшее в мире месторождение алмазов Кумдыколь. Обычно их находят в древних континентальных плитах – в трубках, приносящих с огромной глубины кристаллы, для роста которых требуется огромное давление. Кумдыкольские алмазы выросли на гораздо меньших глубинах – 10–20 километров (обычно – 100 и более километров).

Здесь, на этом месторождении, постоянно открывают неизвестные геологической науке минералы, входящие в мировые списки под казахстанскими названиями – кокчетавит, кумдыколит и другие.

Американские специалисты, изучавшие знаменитый Большой каньон, не устают теперь удивляться живописным ландшафтам Чарынского каньона. Хотя он и уступает значительно своими размерами гиганту Колорадо, но это делает его более доступным для туризма. Сейчас там существует национальный парк, где скоро предполагается построить три подвесных моста для обзора каньона и отель на 40 мест. Я лично был бы не против этого, если бы проект вынесли на всенародное обозрение и прозвучало мнение специалистов с точки зрения сохранности живой и неживой природы. Но поскольку прозрачности, как всегда, не было, то активисты и выступают против строительства мостов. Наученные горьким опытом нашего бытия, они думают, что кто-то хочет заработать на этом легкие деньги.

Бектау-Ата – Святая гора – возвышается над степью на 600 метров к северу от озера Балхаш. Она выросла еще 250 миллионов лет назад в виде расплавленного гранита, включающего многочисленные пустоты, полные самоцветов.

К счастью, они находятся на недоступной для туристов глубине. Любители наживы могут выдрать только растущие там кусты, надеясь найти в их корнях драгоценные камни. Из-за этого пришлось лет 20 назад создать заказник по охране арчи.

Плато Актолагай в северной части Устюрта предстает как природный музей меловых фигур, копирующих почти все широко известные скульптуры. Этот мелоподобный известняк остался в память об огромном море мелового периода, простиравшемся до территории современной Венгрии. Раковины древних животных рассеяны здесь в изобилии: морские ежи – аммониты, чертовы пальцы – белемниты, кости древних рыб...

Западный Алтай примечателен гранитными скалами и стенами, которые занимают значительные площади в бассейне реки Белая Уба.

Являясь одним из самых дождливых в Казахстане, это место знаменито великолепными радугами. В сочетании со скалами они создают незабываемые пейзажи.

Особого внимания достойно Каспийское море. Оно позволяет изучать весь процесс развития морской системы внутри континента. Вначале в обрамлении моря (в Казахстане и на смежных площадях) возникают разломы (рифты), сопровождающиеся выходами термальных вод. Постепенно расширяясь, они могут превратиться в морские бассейны, моря и даже океаны. Вокруг Каспия представлены все стадии формирования этих акваторий – от самых молодых ущелий, которые поначалу могут быть сухими, до солончаков, до новых бассейнов, включая такие минерализованные, как Карабогаз. Хотя он и находится за границей Казахстана, но тем не менее многое рассказывает об истории Каспия.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи