Опубликовано: 2800

"Ощущение, что поезд идет рядом": как работающий карьер портит жизнь тысячам казахстанцев

"Ощущение, что поезд идет рядом": как работающий карьер портит жизнь тысячам казахстанцев Фото - Тахир САСЫКОВ

“Устали от постоянного шума, ощущение, что поезд рядом едет”, “русло реки Талгар изуродовано, берега обваливаются, страшно смотреть”, “пыль столбом стоит”, “требуем закрыть все карьеры, от них столько проблем”…

Несколько лет жители города Талгара Алматинской области выступают против работы предприятий по добыче песчано-гравийной смеси, что находятся в городской черте. Говорят, куда только не жаловались, а одна из активисток минувшим летом даже устроила одиночный пикет. И вот народный сигнал бедствия услышан! У одного из “карьеристов”, на которого поступало больше всего жалоб, прекращено действие контракта.

О том, как шумное и пыльное соседство может испортить жизнь, “КАРАВАН” рассказывал в материалах “Почему легкие покойников из Алматы “черные” от 3 мая 2017 года, “Когда начинают дробить камень, весь дом дрожит”: соседство с заводом стало кошмаром для жителей дачного массива” от 8 июня 2020 года и других.

Заметим, с подобными проблемами столкнулись жители не только Алматинской области, но и многих городов страны!

Но сейчас речь пойдет о Талгаре. И эта история очень показательная, расскажем о ней подробно. С талгарцами мы много раз общались по поводу назревшей проблемы. Минувшим летом вместе с акимами города и Кендалинского сельского округа, депутатом гормаслихата, общественниками даже проехали вдоль русла речки Талгарки. Посмотрели, запечатлели на фото. Тогда и узнали, что в Талгарском районе имеются 15 контрактов и 2 лицензии (с введением Кодекса РК “О недрах и недропользовании” в июне 2018 года контрактный режим изменен на лицензионный) на добычу общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Но одно дело, когда место добычи находится далеко от жилых массивов, другое – когда рядом с ними.

Талгарцы больше всего жаловались на работу карьера ТОО “Береке тас”, что в городской черте. Акиматовцы сообщили: у карьера всё в порядке с разрешительными документами (их выдала Алматинская область).

В его защиту тогда привели доводы – дескать, карьер создает рабочие места, обеспечивает город относительно дешевым стройматериалом.

С другой стороны, есть закон тишины, и он един для всех. А, по словам местных жителей, предприятие регулярно его нарушало, на это никто не реагировал, что и вызвало шквал возмущения! Активисты пачками писали письма в прокуратуру, областной акимат, Балхаш-Алакольскую бассейновую инспекцию, ежедневно выкладывали посты в соцсетях, с видео, фото, отмечали на них руководство района, области. Отчаявшиеся люди даже устраивали одиночные пикеты (чтобы не собирать в карантин толпу) против работы карьеров в черте города.

Но есть и другие обстоятельства.

“Берега обваливаются. Шум, пыль…”

Вообще, история противостояния: талгарцы – карьеры, началась много лет назад. Недропользователи приходят и уходят, а после них остаются нерешенные проблемы. А ведь у недропользователя, согласно законодательству, есть и обязанности, такие как “восстановление участков земли и других природных объектов, нарушенных вследствие проведения операций по недропользованию, до состояния, пригодного для дальнейшего использования”. Причем, если прекращается действие лицензии или заканчивается контракт, с предпринимателя никто не снимает обязательства по ликвидации последствий. Список того, что должно быть сделано, на бумаге большой. А на деле…

Жительница улицы Алтайской Любовь говорит, что еще 10 лет назад талгарцы поднимали вопрос обвала берегов местной речки:

– Писали в акиматы, чтобы приняли меры. Шесть лет назад у меня “уплыл” 14-летний внук. Сель тогда был, вместе с детьми он стоял на берегу, наблюдал. Берег обвалился. Внук физически развит, выкарабкался на островок. Слава Всевышнему, живой. За эти годы добытчики щебенки еще ближе подошли к жилым домам. До дороги, которая идет на Кульджинку, метра полтора осталось. Берега обваливаются. Шум, пыль… Все жители города выступают за закрытие карьеров.

– Я родилась, выросла в Талгаре и вижу изменения, которые здесь произошли за последние 10–15 лет, – рассказывает местная активистка Айман ДЖАРЛЫКАСЫМОВА. – Не могу равнодушно смотреть, как уродуют нашу природу, русло реки Талгар. Еще в 2019 году совместно с экологическим обществом “Зеленое спасение” мы делали запросы в разные госорганы по поводу работы карьера, что в черте города. Пришел ответ из ДЧС, в нем говорилось о том, что интенсивная работа карьера, разработка русла реки Талгарки плюс паводки в весенне-летний период влияют на обмыв берегов и несут потенциальную угрозу обвала берегов, дороги и близлежащих домов. Было рекомендовано прекратить добычу песчано-гравийной смеси. В 2020 году я снова подняла этот вопрос. Обратилась в Балхаш-Алакольскую бассейновую инспекцию. Ее сотрудники выезжали с проверкой. Насколько мне известно, предприятие оштрафовали за строительство завода в водоохранной полосе.

В текущем году местный информационный паблик kris_p_talgar тоже неоднократно поднимал тему работы карьера в городской черте – люди присылали видео, фото со столбами пыли, жаловались на шум в вечернее, ночное время. Всё это можно посмотреть в открытом доступе на странице в “Инстаграме”.

Зато в официальном ответе “КАРАВАНУ” акимата Талгарского района, со ссылкой на ответ управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития по Алматинской области, говорится, что предприятие работало с 10.00 до 18.00 ч. в обычные дни и не работало в ночное время и выходные дни. Почитайте, уважаемые чиновники, сотни комментариев рядовых талгарцев, прежде чем давать журналистам ответ-отписку.

“Карьеры не должны находиться на территории города”

Житель улицы Ахметова Сергей рассказал, что ежедневно вставал в 5 часов утра – и карьер работал:

– И вечером, когда спать ложился, такое ощущение, что поезд рядом едет… Я дрон поднимал, пыль очень хорошо было видно на видео. Предприниматели углубляют русло, а после государство за деньги налогоплательщиков его укрепляет. Большегрузный транспорт вывозит щебень, едет по городским магистралям. Это пыль, нагрузка на дорогу, много побочных вещей. После информационного шума предприятие меньше стало работать. В целом карьеры не должны находиться на территории города!

В разгар сезона мы переговорили с представителем ТОО “Береке тас”, который объяснял ночную работу карьера тем, что сезон добычи ископаемых короткий – всего 8 месяцев в году, предприятие дает людям работу, активно оказывает благотворительную помощь и поддержку спортсменам, малоимущим, сиротам, многодетным…

Дело, безусловно, благое, мы только за, чтобы были рабочие места, а предприятия помогали нуждающимся. Но ведь надо уважать и других людей, их право на здоровый сон!

Об этом говорит и Кодекс РК “О недрах и недропользовании”, статьи 52 и 53.

“Водопроводные трубы в плачевном состоянии”

– Я неравнодушна к тому, что происходит с нашей рекой, как меняется ландшафт – дороги, по которым можно было пройти к реке, обрушиваются, – рассказала по телефону жительница улицы Менделеева Надежда КУЛЬЧИНСКАЯ. – Посмотрите, наши водопроводные трубы – в плачевном состоянии. Летом город часто сидел без воды. Для жителей это катастрофа: ни полить огороды, ни унитаз смыть. Поэтому мы просим власти Талгарского района, Алматинской области обратить на это внимание!

Жалобы людей – не пустые слова. Прорыв водопроводной трубы в 3 местах, между Правым и Левым Талгаром, зафиксирован на видео от 6 июля.

Это – поливная вода, сеть принадлежит ГКП водного хозяйства на ПХВ “Талгарирригация” управления сельского хозяйства Алматинской области. На видео отчетливо видно, что трубы висят с большим перепадом – русло реки регулярно углубляется, а это влияет на давление в системе.

Мы обратились в разные госструктуры с запросами, чтобы узнать – кто следит за тем, что делают и в каком состоянии оставляют после себя участки недропользователи? Ведь речь, повторимся, касается не только Талгара, в подобной ситуации оказались многие казахстанцы.

И талгарцев возмущала не только работа конкретного предприятия, а результат деятельности разных компаний в предыдущие годы.

В частности, одно из обстоятельств – укрепление берега за счет средств налогоплательщиков.

В своем запросе в акимат Алматинской области мы так и спросили: почему укрепление берега реки Талгар в районе строительного рынка, недалеко от улицы Промышленной, проводится по линии МЧС за счет государственных средств? Разве это не должны были сделать предприятия, которые ранее здесь работали?

На что в акимате Талгарского района ответили, что еще в 2016 году проведено визуальное обследование по определению паводкоопасных участков, расположенных на территории Талгарского района. По результатам составлен акт с рекомендациями по берегоукрепительным работам на реке Талгар. На основании акта, в целях предупреждения и ликвидации ЧС, согласно статье 15 Закона РК “О гражданской защите”, разработана проектно-сметная документация РП “Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного характера, ремонтно-восстановительные работы на реке Талгар – правый берег, Строительный рынок, выше нижнего моста города Талгара Алматинской области”.

Но даже визуально видно, говорят местные жители, что подобные работы нужно проводить повсеместно. И на это нужны сотни миллионов тенге! Пока же береговая линия реки Талгар остается самым опасным местом города, особенно для детей.

Стоит ли овчинка выделки?

Недропользователи производят отчисления на код бюджетной классификации 206114 “Отчисления недропользователей на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры”, согласно Единой бюджетной классификации, предусмотренной законодательством РК.

Они дают рабочие места, относительно дешевые стройматериалы, как заметили в акимате. Естественно, сами зарабатывают.

Вместе с тем нужно посмотреть на их деятельность и с другой стороны, о которой рассказали талгарцы. Кстати, при предоставлении права недропользования сотрудники комиссии не осуществляют выезд на места. Может, стоит изменить этот момент в законодательстве?

Возможно, увидев последствия работы разных карьеров – гигантские котлованы, обвалы, слой пыли в домах, на автомобилях, листве деревьев, овощах в огородах, постиранном белье, члены комиссии задумались бы: кому выдавать лицензию, а кому – нет.

Считаем, всегда можно найти компромисс, чтобы были довольны все стороны – было бы желание! Ведь недобросовестных недропользователей тоже хватает на рынке. Так, за неисполнение контрактных обязательств в 2021 году управлением предпринимательства и индустриально-инновационного развития по Алматинской области расторгнуто 35 контрактов.

Известие о прекращении контракта с ТОО “Береке Тас” на проведение добычи песчано-гравийной смеси на месторождении “Кендала-2”, согласно приказу управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматинской области, вызвало бурные эмоции у талгарцев.

– Новость немного неожиданная, но очень радостная, – сообщила Айман Джарлыкасымова. – Нашу радость немного омрачила более активная деятельность карьера в минувшие выходные. Мы выезжали на место, сделали фото и видеосъемку, вызывали полицию. В понедельник карьер не работал. Теперь, в течение 8 месяцев недропользователь обязан проводить восстановительные и другие работы.

Чего опасаются люди? Ушел один “карьерист”, но на его место в черте города может прийти другой. А с ним – озвученные выше проблемы: шум, пыль, обвал берегов реки и другие беды. Талгарцы надеются, что областной акимат, управление предпринимательства и другие структуры извлекут урок из этой истории.

Мы будем следить за развитием событий.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи