"Один мой студент не помнил таблицу умножения": почему 60 % первокурсников РК имеют низкий уровень знаний - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
-3 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Один мой студент не помнил таблицу умножения": почему 60 % первокурсников РК имеют низкий уровень знаний

"Один мой студент не помнил таблицу умножения": почему 60 % первокурсников РК имеют низкий уровень знаний

Сколько и чего нужно вложить в мозги, чтобы получить нужный результат

  • 14 Января 2020
  • 13943
Фото - Caravan.kz

Почти триллион тенге выделят в Казахстане на развитие образования и науки в рамках Закона “О статусе педагога” и госпрограммы развития образования и науки на 2020–2025 годы. Своеобразный предновогодний подарок ученым и учителям?

Директор международного образовательного центра “MOLODIUM”, эксперт ЮНЕСКО Василий Шахгулари считает оба документа шагом вперед и в материальном, и в моральном, и в юридическом плане. В то же время принятие их равносильно признанию, что ситуация в сфере образования ухудшилась. А некоторые статьи закона и программы требуют даже переработки.

– Василий Вачикович, что именно вас не устраивает?

– Например, порядок назначения руководителей высших учебных заведений.

– Но преподаватели сами могут выдвинуть кандидатуры директора и ректора.

– Могут (длинная пауза). А вы забыли такие факторы, как семейственность, чинопочитание, нежелание ссориться с начальством и так далее. Особенно в регионах. С другой стороны, если управленческий состав не показывает результатов, если нет компетентного руководителя, который предлагает новые идеи, который умеет донести их до своих подчиненных, изменить их сознание, то я не знаю, что еще должно случиться, чтобы всё это заработало. Потому что есть такие руководители вузов, которые даже не знают свой профессорско-преподавательский состав!

– Президент сказал, что, если вузы не будут справляться с поставленными перед ними задачами, придется привлекать иностранных менеджеров.

– Несколько вузов с зарубежными управленцами в Казахстане уже есть. Но я пока не вижу у них прорывных результатов. Или их от нас скрывают? (Пауза.) Если вы имеете в виду Назарбаев университет, то у него особый статус. У нас действуют и национальные вузы, и государственные, и частные. Локомотивом должны быть не два-три ведущих, а хотя бы десяток – тогда в условиях конкуренции можно выйти на другой, более высокий уровень. Иначе – застой.

Чужой опыт – на нашу грядку?

– В программе развития образования и науки сказано, что до 2025 года на финансирование только науки выделят 400 миллиардов. Тут все понятно. Но меня смутило вот что: “В 10 ведущих вузах создадут центры академического превосходства”. Это что за чудо-юдо?

(Довольно хмыкает.) Такие центры появились в США лет 80 назад.

Справка “КАРАВАНА”

По-английски – centers of excellence – центры совершенства, которые занимаются научными исследованиями. В них сконцентрированы уникальные материально-технические, интеллектуальные и кадровые ресурсы, что позволяет им показывать высокую результативность своих разработок. Отдельные центры стали мировыми лидерами в нескольких направлениях науки и технологий. В середине прошлого века такие появились в Европе, Японии, Корее, других странах мира.

– А еще они являются драйверами роста высшего образования. Но на первое место вузы (многозначительно поднимает указательный палец) ставят науку. Обучение студентов – на второе. Но их привлекают к работе центров. Вот почему наука у них впереди образования?

– И почему же, Василий Вачикович?

– Потому что она напрямую завязана на производство. Там институты и университеты принимают участие в частных и государственных проектах. Попутно молодые специалисты практически обеспечивают себе работу в этих фирмах после окончания вуза. В Южной Корее, например, некоторые ученые, которые возглавляют такие центры, являются консультантами правительства. Помогают в разработке и реализации различных госпрограмм. Даже стратегии пишут. Вот какой высокий статус у них!

– Тогда проект “Жас маман” (“Молодой специалист”) вписывается в нашу госпрограмму по этому пункту?

– На бумаге – да. Но вопрос: а кто этими центрами у нас будет командовать? Это должны быть менеджеры с новым мышлением, которые обучались за рубежом, способные улавливать новые тенденции и умеющие направлять студентов к новым рубежам. Но при этом хорошо понимающие отечественную специфику. К сожалению, даже если мы в два-три раза увеличим финансирование, наши показатели все равно останутся очень средними. Проблема не в количестве денег, а в эффективности их использования.

– А кто за рубежом формирует руководство центров превосходства? Кто формирует список проектов? Кто отвечает за их реализацию?

– А у нас эти центры будут только в национальных и госвузах (ехидно улыбается)? В Казахстане есть хорошие частные вузы, которые тоже могли бы участвовать в этих проектах. Им нужна конкуренция с государственными, но ее нет. И мы до сих пор не знаем точно, какие из них дают больший эффект.

– Потому что государственные более инертны?

– В мире самые эффектные и мобильные – частные! Практика доказывает. Там центрами превосходства рулят президенты и ректоры вузов. Меня смущает один аспект: у нас в высшем образовании практически нет государственно-частного партнерства. Если частный бизнес начнет вкладываться, он и станет учинять спрос: куда и на что вы потратили мои деньги? Где результаты? Почему со мной не согласовали? Это же социально-экономические проекты? Образование и наука двигают общество, страну вперед. Нет движения – застой. А ВУЗ и ныне там: как реформировать образование в Казахстане

– Для наших инвесторов есть риск вложить миллионы в кота в мешке?

– Есть мировая практика. Вложился – контролируй, меняй планы. Конечно, риски есть. В США инвесторы входят в попечительские советы центров превосходства. Они отслеживают все процессы, знают, что происходит на всех этапах.

– Хорошо. Взять Массачусетский технологический университет – один из лучших в мире. Там тоже частные инвесторы рулят центром превосходства?

– Естественно. Но у нас по закону вузы не являются коммерческими организациями, не имеют права зарабатывать и показывать прибыль. А вот американские университеты сейчас зарабатывают миллиарды долларов (разводит руки, демонстрируя, что одному человеку столько не унести).

– Получается, надо вносить изменения в законы, чтобы позволить вузам Казахстана зарабатывать?

– Такие стимулы давно нужны. Надо развязать руки ректорам. Они же не рестораны и шашлычные открывать станут, а наукой заниматься, специалистов готовить.

– Вы хотите сказать, что образование и наука – это пока два кита, на которых держатся вузы. А третьим должен стать бизнес?

– Если в мире эта практика себя оправдывает, почему у нас ее не применить?

– Но материально-техни­ческая база Массачусетского университета сильно отличается от базы КазНУ или Алматинского политеха.

– Законы в Америке и Казахстане тоже разные. А я говорю о стратегии, которая должна кардинально изменить ситуацию.

Об учителе по ученикам судят

– Кстати, вы знаете, какие результаты показала прежняя госпрограмма развития образования, которая на 2016–2019 годы? Министр образования г-н Аймагамбетов сказал, что она в основном выполнена. А в чем “в основном”? Я – человек науки, исследователь. Хотел бы знать, на что были потрачены средства? В открытом доступе ни одной буквы, ни одной цифры нет. Болонская декларация, которую подписал Казахстан, требует, чтобы учебные заведения и министерства образования не скрывали эти данные. Налогоплательщики должны знать, куда и на что израсходовали их деньги. Если ты от кого-то что-то требуешь – то и сам должен меняться. Если требуешь быть эффективным, то и сам должен стать таким.

– В этом году МОН подвергло жесткой проверке три десятка вузов. Какие-то лишатся лицензии. К ним много претензий. Например: менее 50 процентов их выпускников – безработные, некоторые образовательные программы устарели, преподавательский состав не отвечает требованиям. Ну и “старая песня о главном”: студенты просто покупают дипломы. Как сказал Президент Токаев, эти выпускники – “кандидаты на биржу труда”. Ну и “пиджаки” на радость военкоматам.

– Я недавно посмотрел выступ­ление министра Аймагамбетова. Он сказал, что у нас из 100 студентов вузы успешно заканчивают 93.

Справка “КАРАВАНА”

В Европе заканчивает вузы около 50 процентов поступивших в них. В Южной Корее – 64 процента.

– А у нас студенты умнее, чем там? Откуда такой высокий показатель, а?

– И откуда?

– Подушевое финансирование и статистическая отчетность перед министерством не позволяют отчислять двоечников. Не-вы-год-но! Хотя любой преподаватель понимает, что половину неуспевающих можно спокойно гнать в шею сразу после первого курса. Более 60 процентов первокурсников сразу показывают низкий уровень. Страшный показатель. Но реальный.

– Факты есть?

– Один мой студент не помнил таблицу умножения!

– Василий Вачикович, не верю!

(Нервно стучит пальцами по столу.) Я преподаю в нескольких вузах Алматы. Общаюсь со студентами. И понимаю, почему у преподавателей нет стимула выкладываться. В региональных вузах зарплата у старшего преподавателя – 64 тысячи тенге. В этом году ему добавят 25 процентов – 80 тысяч получится. При нынешнем росте цен, при такой инфляции это – стимул или насмешка?

– Может, тогда надо сократить количество педвузов и педфакультетов?

– А кто их наплодил? Министерство образования им же лицензии и выдавало! Там прекрасно знают все грехи, которые эти институты, университеты и академии совершили. Это уже бизнес! Понятно, что сначала было количество, от которого потом потребовали качества. Это “ручное управление”? Пока нет нормальной системы оценки качества преподавания в вузах, нельзя выступать с такими заявлениями.

– Но качества же нет?

– Выживать, не спорю, должны сильнейшие. Сегодня в Казахстане действуют 132 вуза. Не подходят по параметрам – отзывайте лицензии. Но всё должно быть по закону. Не должно быть плана по закрытию. В регионах, кстати, есть очень слабые государственные вузы. Их тоже под эту гребенку подгонять? Государство должно стимулировать и частные вузы – чтобы поддерживать конкуренцию на этом поле. В том числе и модернизацией материально-технической базы. Иначе никакой отдачи не будет. Какой смысл тогда напрягаться преподавательскому составу?

– Хорошо, допустим, центры превосходства уже созданы. Они должны будут получать заказы на проекты от государства?

– Естественно.

– Тогда надо проводить тендеры. В этом случае претенденты обязаны предоставить информацию: как долго они на этом рынке, какой опыт наработали, какая у них техническая база, какой мозговой ресурс и так далее.

– Сомневаюсь, что министерство даст шанс частным “провинциалам”. Видимо, только национальным и государственным. Знаете, почему?

– Ну и…

– Потому что в МОН не знают об успехах частных вузов. Их имидж, авторитет, их кадровый потенциал, их материально-техническую базу. У министерства есть отзывы от работодателей? Если у нас есть привилегированные вузы – почему они до сих пор не выпустили нобелевских лауреатов?

– Но какие-то средства им выделяли – на лаборатории, научные центры?

– КазНУ выделяли деньги даже на космические проекты. На тот же спутник “КазСат”. И где он затерялся? Я к тому, что не все инвестиции могут оправдаться через 3–4 года. Некоторые – только через 5–7 лет и больше. Риск? Конечно. Но даже иностранные студенты с другим менталитетом могут двигать казахстанскую науку вперед. Я сейчас больше скажу, у меня есть интересные данные…

Рано мериться рейтингами

– Вот рейтинг стран мира (открывает заготовленную шпаргалку) по уровню образования. ЮНЕСКО ежегодно его составляет. В 2018 году Казахстан был на 40-м месте. Грузия – на 27-м, Россия – на 32-м. А еще есть индекс эффективности национальной системы образования. Этот индекс формирует британская компания “Pearson”, которая измеряет достижения стран в сфере образования. В составлении этого рейтинга принимает участие австралийский Институт прикладных экономических и социальных исследований университета Мельбурна. Они оценивают национальные системы высшего образования по 24 показателям, объединенным в четыре группы.

– И какие именно?

– Первая – инвестиции со стороны частников и государства. Это 25 процентов. Вторая – результаты научных исследований, публикаций ученых вуза, соответствие высшего образования потребностям местного рынка труда, включая трудоустройство выпускников – это 40 процентов. Далее связи. Это уровень международного сотрудничества вузов, который демонстрирует степень открытости или замкнутости системы высшего образования – 10 процентов. Наконец, уровень государственной политики и возможности получить образование. Это 25 процентов. Так вот, Казахстан по этим параметрам оказался за пределами 50 самых продвинутых стран. Для сравнения: Украина 36-я, Россия – 33-я.

– У нас коррупция в этом виновата и неудачно прописанные программы?

– Уф-ф-ф (тяжелый вздох)… За 30 лет и взятки не искоренили, и диссертации были “грязными”… Если преподаватель мухлевал – он такого же студента и выпустит. Потом этот недоучка попадет на госслужбу или пойдет на производство. И что в итоге получит государство? Да, 60–65 процентов выпускников наших школ сразу поступают в вузы. На Западе эти цифры гораздо ниже.

Справка “КАРАВАНА”

По словам вице-премьера Бердибека Сапарбаева, каждый четвертый выпускник казахстанских вузов – безработный.

Нет мозгов, но вы учитесь! (или На ошибках учатся?)

– Даже если он обучался за счет государства?

– На Западе абитуриенты часто сами зарабатывают на свое образование. Это позволяет им через какое-то время понять: нужен им диплом или нет. Естественный отбор! У нас в основном родители оплачивают учебу своего ребенка. При этом у него падает мотивация хорошо учиться, а у самой семьи падает уровень жизни. Вот вам и обратная сторона медали всех нарушений в вузах. Понятно, что и государству это невыгодно. Ну получит выпускник, допустим, юрфака диплом. И что – пойдет работать охранником? А если бы этот человек сначала поучился в колледже, то, наверное, итог был бы совсем другим. У нас до сих пор существует миф, что диплом вуза – это гарантия успеха в жизни. Ничего подобного! Весной вузы начнут свои агиткампании. Почти все будут декларировать, что они дают высокий уровень знаний, что у них квалифицированные преподаватели, что готовят отличных специалистов. Это же обман! А где академическая честность?

– Ну так и закрыть их!

– Э-э-э… не всё так просто. Если ректоры вузов отмалчиваются и не критикуют систему образования, они либо боятся, либо их это устраивает. Если от негосударственных вузов один-два человека раз в год выступят где-то – уже хорошо. Новые идеи редко кто озвучивает. Это просто исполнители чужих идей, а не думающие педагоги. Они не переживают за свое дело. К сожалению.

– Товарищ Сталин говорил: “Критикуешь – предлагай”.

– Предлагаю. Сначала надо выстроить взаимосвязанную образовательную вертикаль от дошкольных учреждений до послевузовского уровня. А у нас на всех ступенях сплошь разрывы в методиках, системных подходах, учебниках, оценках и так далее. Сейчас между ними ни связи, ни понимания, кто чему и зачем учит. Второе.

Если мы все-таки будем вводить 12-летку, все последующие программы в школах, колледжах, лицеях и вузах должны быть увязаны с этим проектом.

Мы должны заложить основы выбора профессии уже в школе. Чтобы в вуз человек шел осознанно, сделав взвешенный выбор. Третье: нужны эффективные управленцы в нашей сфере. Необязательно учитель по образованию! Надо будет – научим, подскажем. Когда мне сказали лет пять назад, что эффективность педагогов будут оценивать по системе KPI (оценка эффективности работы человека или коллектива), у меня глаза на лоб полезли! Эти мерки нам не подходят, мы же творческие люди. Я знаю, что говорю: три года над нами опыты ставили. Потом отказались. Но в некоторых вузах эту схему до сих пор применяют – под давлением министерства образования. Почему у нас считают, что управленцы – это люди, которые выполняют контрольные функции?

– Но у министерства образования такие функции есть.

– Но оно не прокуратура! Да, отслеживать расходование государственных средств надо. Его функция – содействовать развитию образования. На месте Аймагамбетова я бы рискнул дать свободу частным вузам, возможность реализовывать свои собственные программы. А не те, которые навязывает министерство.

В МОН, как мне кажется, до сих пор не видят, что некоторые специальности уже через год-два будут не нужны! Почему по ним готовят будущих безработных? А их продолжают штамповать.

Всё лучшее, что есть за рубежом, надо сначала обсудить всем педагогическим сообществом, определить тестовую площадку для внедрения, потом адаптировать к нашим условиям и только после этого внедрять. Тогда, возможно, удастся решить проблемы с кадрами (начинает загибать пальцы), с финансированием, обновлением материально-технической базы и самих образовательных программ. Гранты? Они идут на образование. А на развитие самого частного вуза где средства взять? Хорошо государственным и национальным – им в 10 раз увеличат финансирование только на науку. А кто ответит за провалы, если отдача от науки не вырастет в 10 раз к отчетному периоду? Шучу. Другой вопрос: кто и в какой сектор будет направлять средства на науку? Казахстанские студенты массово едут учиться в Россию: почему так происходит

– Видимо, руководство этих самых центров превосходства?

– А технопарки, которые до сих пор практически ничего не принесли стране? Они не должны выступать заказчиками наравне с правительством? Если и здесь не будет вертикальной кооперации науки с бизнесом, можно считать, что это очередной провальный проект, на который ухлопают сотни миллиардов тенге и за который потом никто отвечать не будет (обреченно разводит руками). Системную болезнь надо лечить системным образом. Сколько лет Россия пыталась что-то изменить на “АвтоВАЗе”? И что, их машины вышли на мировой рынок?

Программы по развитию бизнеса, дорожные карты занятости – они как-то учитывали выпускников вузов и колледжей, их уровень подготовки, степень притязаний?

Наши проблемы мы сами должны решать. Но крайних за провалы и ошибки до сих пор пока никто не нашел.

АЛМАТЫ

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта