Опубликовано: 410

О бизнесмене замолвили слово – теперь не пропадет

О бизнесмене замолвили слово – теперь не пропадет Фото - Тахир САСЫКОВ

Национальный проект по развитию предпринимательства – это то, что на самом деле должно улучшить жизнь не только мечтающих о собственном бизнесе казахстанцев, но и всех граждан страны. Ведь каждый успешный бизнес – это как минимум несколько трудоустроенных человек и появление какого-то нового продукта на рынке.

Но, кроме того, успешная реализация этого нацпроекта даст нам приток интуристов и снижение цен на продукты и электричество.

Нацпроект по развитию предпринимательства предполагает, что в 2025 году в Казахстане мелкие и средние предприниматели будут давать 35 процентов ВВП страны, при этом один только туризм будет зарабатывать более 8 триллионов тенге. В то же время постоянную работу на новых производствах найдут 1,7 миллиона человек, а мерами содействия занятости будут охвачены 3,5 миллиона человек. Причем упор сделать планируется на жителях села: один из ключевых индикаторов нацпроекта – снижение доли сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума до 6,5 процента.

Звучит, согласитесь, очень неплохо. И даже заявленные на реализацию этих задач траты в размере 8,5 триллиона тенге не кажутся чрезмерными. Ведь, если верить расчетам разработчиков, они окупятся только лишь за счет развития туризма.

Нацпроект предполагает активную господдержку бизнеса и упрощение администрирования. Основной ответственный – министр национальной экономики РК Асет ИРГАЛИЕВ. Именно его ведомство решает, кому и какую поддержку оказать и, что важно, – на какие деньги. Вместе с тем поднимать предпринимательство на новую ступень эволюции будут и другие министерства и ведомства, а также Нацпалата предпринимателей.

Кому-то – кредит, а кому-то – грант

Так, в проект по развитию предпринимательства “встроены” идея минторговли по строительству оптово-распределительных центров и программа НПП “Атамекен” по развитию бизнес-навыков у сельских жителей и безработных – “Бастау Бизнес”. Как подчеркивают в Нацпалате, за те 5 лет, что она был частью госпрограммы “Енбек”, основам предпринимательства обучились 184 тысячи безработных и самозанятых. По итогам обучения было запущено свыше 59 тысяч проектов и создано около 70 тысяч рабочих мест. Выпускники проекта уже выплатили налоги на 1,6 миллиарда тенге.

– В ближайшие годы одним из главных приоритетов в проекте “Бастау Бизнес” будет обучение безработной молодежи и социально уязвимых слоев населения. Кроме того, в ходе реализации проекта слушатели, завершившие обучение и разработавшие бизнес-план, будут иметь возможность получить финансирование через льготное кредитование под 6 процентов годовых, или гранты в размере 200 МРП, – рассказывает о том, что будет дальше, директор департамента массового предпринимательства НПП “Атамекен” Анастасия ШАНДРЫГА.

Для того чтобы новоиспеченные бизнесмены не блуждали среди уймы казахстанских фининститутов, по стране уже открылись 15 филиалов МФО “Атамекен”.

Все равны перед рынком

Учтена в Нацпроекте и простая истина о том, что успешный бизнес предполагает не только производство, но и продажи. И, как показывает практика, большинство новых предприятий закрываются именно из-за того, что не могут выдержать конкуренцию с действующими. Комплексное развитие конкуренции будет обеспечено посредством реализации трех задач: обеспечение доступа на рынки в сфере электроэнергетики через устранение искажения ценообразования; развитие биржевой торговли; разгосударствление экономики. "Понял, что это не мое": 27-летний казахстанец оставил госслужбу и занялся животноводством

К примеру, по последнему пункту предполагаются упразднение и реорганизация 20 монопольных операторов. К 2025 году количество единых операторов сократится в 1,6 раза, до 30 единиц.

Еще интереснее история с доступом к электроэнергии.

Сейчас на рынке электричества действует перекрестное субсидирование: населению, бизнесу и госучреждениям устанавливаются разные тарифы. Основная цель, конечно же, − снизить тарифы для населения. Но получается плохо.

Дело в том, что на этом рынке наряду с регулируемыми компаниями появились нерегулируемые производители электричества. Причем их тарифы иногда даже ниже, чем у регулируемых производителей. И бизнесмены, для которых плата за свет – одна из основных статей расходов, решают покупать энергию у нерегулируемых организаций. В результате у регулируемых поставщиков уменьшается база для перекрестного субсидирования, они подают заявку на повышение тарифов – и так по кругу. Чтобы его разорвать, Агентство по защите конкуренции предложило отказаться от дифференцированных тарифов. Эта идея и прописана в Нацпроекте по развитию предпринимательства.

– Мы сделали предварительный расчет, который показывает, что экономия для МСБ составит более 30 миллиардов тенге, что положительно скажется на цене их продукции. При этом экономия для бюджетных организаций, за счет которых сейчас в свете оттока бизнеса субсидируется тариф для населения, составит около 20 миллиардов тенге. Эти деньги могут быть направлены на поддержку уязвимых слоев населения. И в итоге для них тариф может быть ниже, чем сейчас, – объясняет руководитель управления электроэнергетики и угля Агентства по защите и развитию конкуренции Куат АСАМБЕКОВ.

В то же время все остальные получат возможность выбора поставщика электроэнергии в маркетплейсе. Это примерно как сейчас мы, решив купить телефон, сравниваем цены на него в приложении и выбираем самое выгодное предложение.

– Технически можно обеспечить выбор поставщика электроэнергии для каждой квартиры, единственный вопрос, который надо в этом случае доработать, – это траты на общедомовые нужды, – объясняет Асамбеков.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи