Опубликовано: 1400

На месте конфетно-пряничной фабрики возвели памятник жертвам голодомора - что показали на выставке "Ретроспектива столицы"

На месте конфетно-пряничной фабрики возвели памятник жертвам голодомора - что показали на выставке "Ретроспектива столицы" Фото - Набережная р. Ишим

На месте конфетно-пряничной фабрики возвели памятник жертвам голодомора, от Дворца торжественных обрядов остались лишь осколки витражей, а 120-летнее древо памяти скрыли за забором.

В столице Казахстана проходит уникальная выставка “Fading TSE: Ретроспектива столицы”.

Будка-путешественница

Из всех городов Казахстана именно столица, в разные годы называвшаяся Акмолинск – Целиноград – Акмола – Астана, подверглась наибольшей реконструкции и трансформации. По рассказам старожилов, архивным материалам и другим источникам местные энтузиасты собрали уникальную коллекцию артефактов, предметов искусства и быта, фотоснимков.

Проводником в летопись столицы стал архитектор, исследователь городских пространств, создатель проекта “Fading TSE: Ретроспектива столицы” Темиртас ИСКАКОВ.

– Наш проект – посвящение любимому городу, не только привычному пространству, но и уникальным местам, которые, казалось бы, безвозвратно исчезли. Мы продолжаем дело многих поколений горожан – целиноградцев, акмолинцев, астанчан. Главным партнером проекта стал государственный архив Нур-Султана, – говорит Темиртас.

Путешествие в прошлое начинается из телефонной будки, совершившей 60-летний вояж с главной городской площади на окраину, потом – на промышленную свалку (словно свалку истории), оттуда – в поселок Пригородный, где использовалась в качестве туалета, затем – на ремонт в промзону.

Будка-путешественница

Будка-путешественница

– И вот сегодня этот артефакт стараниями бизнесмена и мецената Ерлана БАРЕНОВА вновь находится в сердце города – возле дома купца Василия Кубрина, где и развернулась экспозиция. А в ближайшее время в будке появится настоящий телефонный аппарат, который свяжет местных жителей проводами истории.

– Будущая столица Казахстана, как и многие города в мировой истории, выросла вокруг военной крепости. Ее появление связано с открытием Акмолинского внешнего округа, инициатором которого стал казахский султан Коныркулжа Кудаймендин.

18 июня (по старому стилю) 1830 года делегаты казахских волостей дали расписку начальнику военного отряда Федору Шубину, одобрив выбор места на Караоткеле для строительства будущего окружного приказа.

Этот день считается датой основания города, – рассказывают устроители выставки.

Акмолинская крепость располагалась в пределах квадрата современных улиц Кенесары – Желтоксан – Ишим – Сары-Арка. Центральная башня возвышалась на месте главных ворот построенного в 1931 году стадиона “Динамо” (ныне – Центральный стадион им. Х. Мунайтпасова на Правом берегу).

Осколки памяти

Один из залов экспозиции посвящен монументальному искусству Целинограда. На фото запечатлены работы художников Михаила Антонюка, Василия Товтина и других мастеров – мозаичные панно на некогда знаковых объектах. Например, панно на фасаде трехэтажного здания “Электросетьстрой” на бывшей главной улице города – Ленина (ныне – проспект Абая). На мозаике изображены колос (символ целины), электростолб (отражение электрификации всей страны) и, конечно, лидер Коммунистической партии.

– После развала СССР мозаика была закрашена, со временем краска стала отступать. А потом ее демонтировали. Вы можете видеть остатки работы, предоставленные нам арт-заводом “Hydra”, – рассказывает Темиртас.

Остались только на фото и в виде осколков витражи знаменитого Дворца торжественных обрядов, признанного лучшим национальным объектом 1982 года. Под куполом уникального сооружения в стиле советского модернизма проводили бракосочетания, а фасад дворца украшал самый большой литой витраж в Евразии. В 2000 году архитектурную жемчужину на пересечении проспекта Республики – Иманова снесли, оградили территорию забором – вознамерились построить здесь очередной торговый центр. Строят вот уже 20 лет…

Осколки витражей Дворца обрядов

Осколки витражей Дворца обрядов

– Какая трагедия для художников – видеть, как плоды твоего труда оказываются под экскаватором. К сожалению, уцелевшие объекты монументального искусства столицы находятся в плачевом состоянии: некоторые разрушены, другие скрыты под современной облицовкой. Но есть надежда, что покрытие будет снято и работы вернутся к зрителям, – говорит наш собеседник.

Одна из немногих сохранившихся – панно в здании бывшей мехколонны-56. Правда, снаружи полотно начинает обрушаться, а вот внутри, в столовой, мозаика с изображением молодых людей, парящих в воздухе, находится в идеальном состоянии. В том числе благодаря заботе уборщицы, каждый день с любовью протирающей цветные стекла.

Но сейчас судьба этих творений находится под вопросом – метр за метром территория бывшей мехколонны уходит под строительство жилых домов.

Среди уцелевших работ – и единственная мозаика в бывшем Доме печати, находящаяся под защитой государства. Работа была создана в 1972 году и рассказывает о прорывах страны в космическом и печатном деле. В 2018 году дочери художника Антонюка удалось восстановить мозаику, для чего в столицу было привезено 200 килограммов стекла.

– Однако нахождение зданий и произведений искусства под защитой государства, как показывает практика, не гарантирует их сохранности, – объекты можно снести, вывести из списка задним числом, как это произошло с Дворцом молодежи на Правом берегу столицы. Сейчас его судьба – в подвешенном состоянии, ходят разговоры о его сносе, – рассказывает архитектор Искаков.

Дворец молодежи был создан по замыслу архитектора Полянского – председателя Союза архитекторов СССР, проектировавшего “Артек” и другие объекты отдыха для молодежи. Внутри здания на стенах сохранилась роспись кисти знаменитого московского художника Дмитрия Мерперта, специально приехавшего в Целиноград в 1975 году.

По дороге в прошлое – восстановленный Ерланом Бареновым ГАЗ-93, самосвал 1964 года

По дороге в прошлое – восстановленный Ерланом Бареновым ГАЗ-93, самосвал 1964 года

Конфеты для Его Величества

Следующий пункт нашего маршрута – пересечение проспектов Абая – Республики, где находится монумент жертвам голодомора 1932–1933 годов. Памятник находится на том самом месте, где в 1895 году открылась конфетно-пряничная фабрика пионера пищевой промышленности Казахстана Баймухамета Кощегулова. В одной точке по злой иронии судьбы сошлись темы голода и еды.

Фабрика выпускала шоколадные конфеты, пряники, печенье, зефир, леденцы, халву, сухари, в 1915 году Кощегуловы получают звание “Почетный поставщик Двора его Императорского Величества” – сладкая продукция отправлялась в Петербург ко двору императора Николая II.

В 1920 году фабрика переходит в руки рабочих и крестьян. На упаковке продукции долгое время в скобках писали “бывшая фабрика Кощегуловых” – это был бренд. Девять лет спустя предприятие закроется, а сыновья Баймухамета Кощегулова подвергнутся репрессиям и гонениям. Оборудование разграбили. Впоследствии в здании находились редакции газет “Акмолинская правда” и “Целинный край”, типография.

– Здание фабрики снесли в конце 70-х годов прошлого века при строительстве Дома быта и гостиницы “Турист” (ныне – “Абай”). Архитектор “Туриста” Василий Тоскин рассказывал, что изначально планировалось органично соединить современную застройку с исторической, создав единый ансамбль. Но пока проект разрабатывался и утверждался в Ленинграде (генпроектировщиком был институт в городе на Неве), администрация города снесла двухэтажное здание фабрики, – поведал нам Темиртас Искаков.

Отметим, до революции Кощегуловы участвовали в строительстве медресе (сегодня здесь расположен банк). А напротив фабрики находились дом и коптильня Уали – сына Баймухамета Кощегулова. В середине XX века в здании коптильни работал кинотеатр “Заря”. Потомки династии живут в столице и периодически поднимают вопросы увековечивания наследия своих предков.

Дворец целинников

Дворец целинников

Джинсы, кола и умывающийся Ленин

Еще один раздел экспозиции рассказывает о предшественнице "ЭКСПО-2017" в Астане.

25 июня 1959 года в Москве Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон открыли первую в истории СССР Американскую национальную выставку – одно из свидетельств потепления в холодной войне двух держав.

Советские граждане впервые увидели заграничные авто и джинсы, их одаривали яркими пластиковыми пакетами и бесплатно поили пепси-колой. А уже в 1978 году аналогичные мероприятия прошли в Киеве, Душанбе и Целинограде. В преддверии выставки парторганизациям на местах было велено усилить идеологическую работу по идейно-политическому воспитанию трудящихся, пропаганде преимуществ социалистического строя.

– На нашей выставке представлены первые цветные фотографии Целинограда, сделанные американцем Лоренсом Шервином. В том числе кадры, которые из соображений советской цензуры не увидели свет в СССР, но впечатлили фотографа: обычная городская жизнь, лица жителей, саманные дома, конные скачки. Из окон гостиницы “Ишим” Лоренс снял момент, как моют “лицо” на скульптуре вождя пролетариата, – говорит основатель проекта “Fading TSE: Ретроспектива столицы”.

Как умывали Ленина

Как умывали Ленина

И тополь – свидетель встреч и расставаний

А возле другой экспозиции – “Ветви памяти” – гости вернисажа не скрывали слез. На набережной реки Ишим растет 120-летний тополь – свидетель встреч и расставаний, признаний в любви, проделок беззаботной юности и мудрой старости, о которых в инсталляции “Живой альбом” рассказывают сами жители города.

– По легенде, тополь высажен в конце XIX века местными жителями – аптекарем Путиловым, управляющим Кощегулова купцом Нигматулиным и доктором Чагловским. Дерево – знаковый для местных жителей объект, герой городских легенд: на его ветвях фотографировались многие поколения, здесь назначались свидания, под развесистой кроной смеялись школьники и обсуждались серьезные темы.

Тополь – старожил столицы

Тополь – старожил столицы

Самый ранний снимок, который нам удалось обнаружить, датируется 1958 годом. В 2017 году тополь оказался за забором, которым обнесли рубку управления фонтаном на Ишиме. С тех пор доступа к зеленому старожилу у жителей столицы нет, хотя администрация парка обещала демонтировать забор и перенести фонтан, на самом дереве повесить специальную табличку. Но это до сих пор не сделано, – рассказывает Темиртас Искаков.

А улицы, дворы и окраины города тем временем продолжают хранить воспоминания разных поколений – стоит только внимательно прислушаться и приглядеться, чтобы среди новостроек и обновленных фасадов узнать истории столицы. Путешествие городских кочевников продолжается…

В материале использованы фото Нурмухамата ИМАМОВА, Лоренса ШЕРВИНА и других авторов работ – участников выставки

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи