Опубликовано: 5300

"Мы пострадаем в любом случае": как по Казахстану бьют антироссийские санкции

"Мы пострадаем в любом случае": как по Казахстану бьют антироссийские санкции Фото - Эвакуация на железнодорожном вокзале Харькова

Центральной Евразии нужно сильное, развитое и дружественное всем государство. Хотя бы одно. Судя по всему, им станет Казахстан. Эксперты рассказали “КАРАВАНУ”, что для этого нужно делать и как минимизировать потери страны от антироссийских санкций.

Война в Украине идет уже 3-ю неделю. Из хороших новостей с линии фронта – определено 5 гуманитарных коридоров для эвакуации из зоны боевых действий гражданских. О своей готовности их открытия стороны заявляли еще во время 2-го раунда переговоров 3 марта, но затея сорвалась. Как уверяли представители Российской Федерации, выходу гражданских из Мариуполя и Волновахи препятствовали отряды украинских националистов. Украинская сторона в то же время заявляла, что эвакуацию из Ирпеня сорвали российские военные, открывшие огонь по мирному населению.

Тем не менее, с утра 9 марта Россия всё же объявила режим тишины, дабы все желающие могли покинуть Харьков, Мариуполь, Сумы, Киев и Чернигов.

И каждый день стороны предоставляют всё новые и новые доказательства неправоты друг друга. Так, украинские власти сообщают о бомбежках не только военных объектов, но в том числе – больниц, а российские в начале этой недели заявили о том, что на территории Украины функционировало 30 американских биолабораторий, которые работали с возбудителями чумы, холеры, дифтерии и других опасных заболеваний. Чуть позже Кремль обнародовал попавшие в распоряжение российской разведки документы СВУ о готовящейся в марте атаке на Донецк и Луганск.

Спустя 2 недели всё реже звучат призывы к российским властям со стороны международного сообщества прекратить военные действия на территории Украины – всё, что можно было, лидеры стран уже сказали, теперь Кремль “уговаривают” санкциями. Причем в список персон, на которых распространяются индивидуальные ограничения, добавили не только олигархов, но и тех, кто публично с экранов оправдывает военные действия – телеведущих Владимира Соловьева и Тину Канделаки, медиаменеджера Маргариту Симонян и других.

Как уверен политолог, директор Института евразийской интеграции Уразгали СЕЛЬТЕЕВ, ввод российских войск на территорию Украины было фатальной геополитической ошибкой руководства Кремля.

– Москва загнала себя в тупик, переоценив свои возможности. Обозначенных целей не добьется, а урон для страны колоссальный. Сейчас очевидно, что к происходящему не были готовы ни российская армия, ни российская экономика. Пропагандистская машина сломалась, и даже ее главные ораторы уже не знают, что говорить. Мы наблюдаем не просто антироссийские санкции, это полная блокада и бойкот России со стороны мирового сообщества. Негативные последствия будут ощущаться долгие годы. Северного соседа ожидают тяжелейшее социально-экономическое положение и внутренние кризисы, – говорит он.

Кадры из разбомбленного роддома в Мариуполе

Кадры из разбомбленного роддома в Мариуполе

Всего против РФ на сегодняшний день введено более 5 500 персональных и общих санкций, с каждым днем их число увеличивается.

Крупные бренды одежды, косметики, автомобилестроения, общественного питания и многие другие заявляют о том, что прекращают работу на территории РФ, сокращают инвестиционные программы и маркетинг. Россиянам грозит отключение от интернет-сервисов. Но гораздо опаснее для экономики страны то, что ее отключают от мировых рынков нефти, валюты и финтеха.

Косвенно это может отразиться и на Казахстане – у нас есть дочерние организации российских банков, а большая часть казахстанской нефти течет по трубопроводам через Россию. Самый крупный из них – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), через него на международные рынки идет до 70 %. РК в нем принадлежат 21 %, 15 % – американской корпорации “Chevron”, 31 % – РФ. И нефть, понятное дело, в трубопроводе течет смешанная. Были большие опасения, что из-за невозможности разделить потоки Казахстан не сможет поставлять нефть на международные рынки через КТК, но, как уже заявил минфин США, антироссийские санкции не касаются транзита казахстанской нефти.

Однако где гарантия, что ничего не изменится? Уразгали Сельтеев такую вероятность считает минимальной. Санкции Запада против России уже бьют по Казахстану

– Запад не заинтересован, чтобы от происходящего пострадала казахстанская экономика. Вашингтон и Лондон уже официально заявили, что пытаются смягчить влияние антироссийских санкций на Казахстан. И надо понимать, что наше сырье нужно странам Запада, особенно в свете блокировок России по всем направлениям, – объясняет он свою позицию.

Как уверен политолог, накалять отношения с Казахстаном не будут ни страны Запада, ни официальная Москва.

– И России, и Западу Казахстан выгоден в качестве нейтрального государства, которое сможет выступать в качестве ключевого канала коммуникации. Потому что даже в период обострения, которое мы видим сейчас, торговля не останавливается, а после острой фазы нужны будут какие-то мосты и точки соприкосновения. Все прекрасно понимают, что Казахстан в условиях блокады и изоляции Российской Федерации становится одним из ключевых государств в Центральной Евразии, – говорит он.

Поэтому, по мнению эксперта, и нам нельзя ссориться с кем бы то ни было, равно как поддерживать кого-то в российско-украинском конфликте.

Казахстан четко обозначил свою позицию: мы – за мир и переговоры, на ней и нужно стоять. В то же время в самой республике всё чаще звучат предложения отдалиться от токсичного северного соседа.

Из-за антироссийских санкций сейчас страдают не только крупный, но также мелкий и средний казахстанские бизнесы.

Швейные предприятия заявили, что у них нет денег на закуп тканей для пошива школьной и военной формы, мебельщики не могут дождаться пиломатериалов, каменщикам некуда отправлять свою продукцию, кинотеатры не знают, что будут показывать казахстанскому зрителю…

– Призывы выйти из ЕАЭС, ОДКБ и других объединений – это эмоциональные высказывания обывателей, которые либо не понимают, либо не хотят учитывать то, как устроены геополитика, межгосударственные отношения и экономика нашей страны, либо нацеленные на повышение собственной медийной цитируемости высказывания различных лидеров общественного мнения. Но надо понимать, что Россия – наш близкий сосед и стратегический партнер. Надо тут учитывать и то, что наша импортная корзина на 40 % состоит из российских товаров. Наши экономики взаимосвязаны и взаимозависимы, от этого никуда не деться. Мы из-за происходящего пострадаем в любом случае. Это уже отра-зилось и на курсе валют, и на ценах, и на доходах граждан. И будет отражаться еще больше, это надо понимать и принять. Но ни в коем случае это не должно быть основанием для подобного рода разговоров. В любое время и с любым руководством России мы будем вести торговлю и укреплять отношения по разным направлениям, – подчеркивает Сельтеев.

Главное, что должен делать Казахстан в сложившейся ситуации, это поддерживать имеющиеся торгово-логистические коридоры и развивать новые. Именно этим, по сути, и занят оперативный штаб правительства. А с проблемами внутри страны мы разберемся, судя по всему, по ходу.

Тем более что, как отмечает независимый финансовый аналитик Андрей ЧЕБОТАРЕВ, всё не так страшно:

– Мы видим резкое падение рубля по отношению к доллару. Как ни странно, это может быть и положительным моментом для Казахстана – наш минфин брал кредиты в рублях, есть рублевые займы у некоторых бизнесменов. И сейчас открывается отличная возможность их закрыть с наименьшими издержками, – говорит он.

В то же время, как подчеркивает аналитик, казахстанских инвестиций в рублях ничтожно мало. К примеру, в портфеле ЕНПФ их около 0,2 %, так что плюсов от курсовой разницы будет больше, чем минусов, если государство сумеет справиться с возможными валютными спекуляциями.

НУР-СУЛТАН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи