На заднем фоне играла музыка, преступники праздновали свой очередной удачный улов. А потерпевший Ильдар Искандеров с ужасом схватился за сердце. Пока он бегал, решая проблемы по здоровью родных, которые попали в больницу с ковидом, мошенники открывали кредиты в банках на его имя. Теперь же они цинично праздновали победу и глумились, отсылая сообщения. Провернуть мошенническую схему им удалось благодаря всего лишь одному звонку.
– Мне позвонили 30 августа и представились менеджерами Kaspi банка. Меня спросили: у вас же нет других вкладов, кроме нашего банка? Я ответил, что нет, – рассказал Ильдар.
“На ваше имя сейчас в нескольких банках пытаются взять кредиты по вашему удостоверению”, – сообщили мошенники Ильдару и перечислили целый список БВУ, где якобы идет попытка мошеннических схем с участием его персональных данных.
Мужчине предложили переключиться на службу безопасности, которая поможет поставить защиту и избежать мошеннических схем.
Пройдя по ссылке, которую ему рекомендовала “служба безопасности”, Ильдар оказался на страничке с многообещающим названием “Служба безопасности банков Казахстана”. Далее мужчина установил приложение для защиты, которое на деле оказалось как раз таки мошеннической программой, позволившей получить доступ к личным данным и оформить кредиты в банках. Ильдар, конечно же, заподозрил неладное. Он дозвонился в Kaspi банк и спросил, был ли звонок от менеджеров, на что получил отрицательный ответ. Менеджеры банка, поняв, что произошла мошенническая атака, тут же начали действовать, подключилась служба безопасности.
Мошенников удалось остановить на этапе взятия 2 миллионов тенге в Homebank, однако 750 тысяч тенге им все-таки удалось увести из Jusan банка, оформив быстрый кредит. Всё это произошло за 5 минут!
Ильдар до сих пор пребывает в шоке от случившегося, мошенники действуют молниеносно. Они пользуются тем, что сейчас многие находятся в растерянном состоянии из-за проблем со здоровьем, поэтому им легко обводить вокруг пальца потенциальных жертв. Ситуация усугубляется и тем, что население информировано, что идут мошеннические атаки, и при любом сообщении о попытках взломов готово на всё, чтобы обезопасить себя. Но это психологический трюк, которым пользуются преступники. Представившись сотрудниками службы безопасности, они легко получают доступ к персональным данным.
“Сәлеметсіз бе!”– как заговор от преступлений
Многие вкладчики уже осведомлены, что киберпреступники сейчас ведут активную деятельность, однако мошенники каждый раз удивляют своей изобретательностью. Но один эффективный и весьма неожиданный метод борьбы наши граждане все-таки придумали. Большинство киберпреступников орудуют с территории России, Украины. В общем, это виртуальные гастролеры. И почти все они не владеют казахским языком. Социальные сети заполонили веселые истории диалогов с мошенниками. Как только поступал звонок от встревоженного якобы менеджера банка, клиент начинал говорить с ним по-казахски. Разговор прекращался мгновенно. Таким образом, достаточно просто можно вычислить, действительно ли звонит сотрудник банка или нет.
Впрочем, не ровен час, что мошенники начнут активно изучать казахский язык, и тогда этот метод борьбы окажется недействительным.
По следам громких преступлений
“КАРАВАН” последний год активно пишет на тему киберпреступлений. На страницах нашей газеты разворачивались целые общественные расследования. В редакцию постоянно обращаются потерпевшие. О том, чем закончились истории самых скандальных преступлений, читайте ниже.
История про кибермошенников, которые воспользовались дубликатом сим-карты и сняли огромную сумму денег у Екатерины Томиной, до сих пор на стадии судебных процессов.
“Десять месяцев Екатерина Томина пыталась добиться результатов следствия. Она стала жертвой кибермошенника, который завладел дубликатом ее сим-карты, залез в ее Homebank, обчистил все счета, набрал кредитов, кинул от ее имени друзей и знакомых. На ее месте мог оказаться любой, у кого есть мобильный номер”, – писали мы в феврале этого года. После выхода статьи преступник был пойман. О том, что происходит сегодня, Екатерина рассказала нам по телефону:
– Только закончилось очередное заседание суда по этому делу. Все в шоке: судья, прокурор. Преступник во всем признался и всё рассказывает, чтобы все моменты вошли в одно дело, и он получил один срок. Я же прошу максимального срока с лишением свободы на 7 лет. Он рассказывает все схемы, как он проворачивал всё, как ему помогали работники мобильного оператора, банков, там целая ОПГ. Можно писать книгу. Его спрашивают: вы любого можете вот так кинуть? Он отвечает, что да, достаточно просто номера телефона. Я в шоке, насколько мы не защищены.
Другая история, которая произошла с жительницей Алматы Екатериной Деген, застряла на стадии расследования. У женщины похитили 270 тысяч тенге с карты Halyk bank.
В ответе на ее запрос банк написал: “Полагаем, что в отношении Вас со стороны третьих лиц произведены мошеннические действия с применением методов социальной инженерии, в связи с чем рекомендуем вам обратиться в отделение банка для перевыпуска карты. По факту мошенничества рекомендуем обратиться с заявлением в правоохранительные органы”. Женщина так и сделала, но преступник пойман не был.
Деньги утекают за рубеж
Из разговора с начальником отдела по борьбе с киберпреступностью управления криминальной полиции г. Алматы Игорем ПУДОВКИНЫМ:
– Основная масса денег уходит за рубеж. Здесь были лишь одиночки, которых мы вылавливали. В основном все-таки идет конвертация в рубли, деньги уходят в Российскую Федерацию. Но мы не можем говорить, что виноваты сами банки, у мошенников есть откуда-то информация о клиентах. В последнее время участились случаи, когда мошенники проговаривают полные данные, и люди доверяют. Хотя мы каждый месяц оповещаем о случаях мошенничества, какие новые и старые схемы используют преступники.
Каждый третий – жертва?
Коммерческий директор “Лаборатории Касперского” в Центральной Азии Валерий ЗУБАНОВ рассказал об особенностях киберпреступлений в Казахстане:
– “Лаборатория Касперского” опросила жителей Казахстана и выяснила, что со злоумышленниками, притворявшимися банковскими работниками, хотя бы раз сталкивался почти каждый третий (31 %). Согласно результатам исследования, в 3 из 4 таких случаев (73 %) речь идет о телефонном мошенничестве. Примерно каждый второй звонок поступал в рабочее время – с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
Злоумышленники собирают нужную информацию заранее и активно используют методы социальной инженерии. Так, в трети случаев они полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Наиболее распространенными легендами были предложение кредита (64 %), необходимость подтвердить данные, такие как пароль, номер банковской карты, пин-код, CVV-код (59 %) и сообщение о блокировке карты (44 %).
В 43 % случаев злоумышленники пытались выведать код из СМС или данные карты, а в 22 % случаев убеждали перевести деньги якобы на безопасный счет. Сумма ущерба от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляла в I половине 2020 года почти 12 000 тенге в среднем на каждого казахстанца.
Опрос показал, что телефонное мошенничество набирает обороты, эта угроза становится всё более масштабной для жителей Казахстана. Мы хотим напомнить о необходимости осторожно относиться к звонкам с незнакомых номеров, особенно от людей, представляющихся сотрудниками банков. Помните, что настоящий банковский работник ни в коем случае не будет просить назвать коды и пароли. Не бойтесь проявить невежливость и смело кладите трубку в случае малейших сомнений. Вы всегда можете самостоятельно перезвонить по номеру, указанному на обороте карты, чтобы перепроверить, действительно ли это был звонок из банка.
Из рук в руки
Сотрудник службы безопасности банка, пожелавший остаться неизвестным, прокомментировал, как информация о личных данных попадает в руки мошенников: Как базы данных банков утекают в "DarkNet", а оттуда – в руки мошенников
– Самым простым и доступным для мошенников источником информации остаются сами клиенты банков. Несмотря на предостережения, люди говорят незнакомцам коды и пароли, оставляют без присмотра карту, размещают свои данные на сайтах объявлений и на страницах незнакомых сервисов.
Справедливости ради надо сказать, что “сливать” личные данные граждан могут нерадивые сотрудники любых организаций, работающих с населением. Известно, что через мессенджеры можно легко купить базы данных с именами и ИИН граждан. Часто этого бывает достаточно, чтобы выведать у жертвы недостающие данные и ограбить.
АЛМАТЫ
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
