Мракобесие накрывает нашу страну - эксперты о новом казахстанском тренде "как правильно бить жену" - Караван
  • $ 522.49
  • 547.88
-9 °C
Алматы
2024 Год
14 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Мракобесие накрывает нашу страну - эксперты о новом казахстанском тренде "как правильно бить жену"

Мракобесие накрывает нашу страну - эксперты о новом казахстанском тренде "как правильно бить жену"

Советы священнослужителя, как правильно бить жен, вызвали настоящий шквал эмоций прекрасной половины Казнета. Кто-то говорил о свободных казашках, которые сами могут побить кого угодно, но были и те, кто признался: “Муж побивает камчой, но… я сама его прошу об этом”. О воспитании жен, исторической роли камчи и нравах современного общества “КАРАВАН” поговорил с экспертами.

  • 29 Января 2018
  • 42782
Фото - Caravan.kz

Ролик, появившийся в социальных сетях, где мужчина, одетый как имам, дает наставления молодым парням, как бить жену, а те слушают с серьезными сосредоточенными лицами, наделал много шума. На своей странице в социальной сети “Фейсбук” выступил по этому поводу пресс-секретарь Духовного управления мусульман Казахстана Агабек КОНАРБАЙУЛЫ. Он пояснил, что ролик очень старый и в то время выступающий не был имамом. Впрочем, это не остановило волну негодования.

А вопрос перекочевал в философскую область: является ли “воспитание” жены бытовым насилием преступлением и как к этому вообще относиться?

Блогер Жанна ИЛЬИЧЕВА считает, что мракобесие накрывает нашу страну и это пострашнее девальваций и экономического кризиса. Оскорбленные дамы закидали просторы Сети фото- и видеоматериалами, доказывающими, что казашки не были безропотными никогда и сами могли “построить” кого угодно. Особенно ее вдохновило видео министерства обороны РК “Как менялась женщина-воин в течение 550 лет казахской истории”. Попробуй накажи этих “амазонок” со стрелами, мечами и кинжалами.

Но самый неожиданный поворот приобрела история на страницах нумеролога Нурии БЕКАЛАЕВОЙ, которая сообщила, что муж по пятницам бьет ее.

Все кинулись жадно всматриваться в экран, неужели известный коучер решила рассказать на всю страну свою историю бытового насилия. Каково же было удивление, когда Нурия сообщила: “Я сама прошу мужа: побей меня сегодня. Дело в том, что, когда муж бьет меня, я получаю удовольствие. Муж берет камчу и ее рукояткой простукивает меня вдоль всего тела. При этом читает суру из Корана. Об этой традиции муж узнал от старшего брата. Ее использовали и народные целители. После этого заявления возник новый спор, теперь уже о роли камчи в казахской семье. Была ли она символом устрашения и орудием бытового насилия или опять всё придумали? Замкнутый круг для жертвы бытового насилия

Для чего в юрте камча?

Тренер по семейным отношениям Жанат ЖУСУПОВ считает, что сегодня все, кому не лень, коверкают историю и традиции.

– С камчой та же история. Была хорошая традиция, когда отец давал ее жениху, если дочь будет вести себя неподобающе, не как жена. Но, как правило, до побоищ не доходило, потому что у восточных народов всегда относились к женщине трепетно. Потому что она – это прежде всего мать, никто не знает, какая женщина может родить пророка. Поэтому разговор об избиении – это уже искажение.

Камча висела над дверями как напоминание о праведном поведении.

Я категорически против любого насилия, воспитание на страхе неприемлемо. Люди не понимают, для чего нужна семья. Они говорят – для продолжения рода. Но это не так. Это прежде всего площадка по тренировке духа и достижению понимания безусловной любви.

Культуролог Зира НАУРЗБАЕВА считает, что камча не может быть символом бытового насилия.

– Камча прежде всего использовалась во время верховой езды, была символом власти и оружием боя. Были люди, которые могли рассечь одежду на противнике сзади, при этом стоя к нему лицом. Также считалось, что камча отгоняет злых духов. Когда на совете бии собирались говорить, они бросали в центр камчу – это мы видим в фильме “Кунанбай”, также ее использовали как аккомпанемент во время исполнения эпических сказаний, дастанов.

Конечно, мы не можем судить о быте XVII века, у нас это не фиксировалось. Подробных сведений нет. Сейчас модное направление в истории – повседневная жизнь тех или иных сословий разных народов в прошлом. Но, если чисто логически рассудить, казахская женщина месяцами оставалась одна с семьей, мужчины пасли скот, уходили воевать.

Девочек воспитывали свободными и сильными, чтобы в будущем они могли защитить семью в неожиданных ситуациях.

Сейчас читаю книгу американской исследовательницы об амазонках, на обложке – изображение кочевницы Центральной Азии. Наш регион там назван Амазонистаном, то есть мировая наука признает, что образ женщины-воина коренится в культуре наших предков. А возьмем XX век. Дина Нурпеисова боролась с палуанами на ярмарках. И это не единичный случай, не исключение. Секретами казахских амазонок заинтересовались американский археолог и британские сценаристы

Я недавно читала наше шежире и узнала, что одна шаша женге – байская дочь – была настолько физически сильна, что, когда грабили аул в 20-е годы, она запрыгнула на лошадь, придушила солдата, отобрала у него свою овцу, а муж шутки ради просил ее бороться с друзьями. И она всегда побеждала. Это отголоски тех времен, когда казахские женщины были воинственными.

Но изменилась ли ситуация с приходом ислама в Степь? Возможно, именно в этот период камча пошла по новому назначению?

– В Священном Писании есть сура, где говорится, что в целях воспитания, если супруга не слушается, то можно ее слегка наказать. Мы все-таки живем в другое время. Если сегодня мужчина бьет женщину, то это говорит о его комплексах. И если сегодня молодежь слышит о методах воспитания путем насилия – это недопустимо.

В национальном коде казахов не было такого – бить жену, женщина всегда играла важную роль, к ней было большое уважение.

Поэтому призывы к наказанию и битью дискредитируют казахские традиции, – говорит Еркин БАЙДАРОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения.

– В исламе особое отношение к женщине. Но каждый слышит в проповеди то, что сам хочет. И, к сожалению, казахи в XIX веке услышали, что женщина должна быть на втором плане, – отмечает Зира Наурзбаева.

Бунт желтых жен

То, что вопросы бытового насилия были актуальны в Степи, свидетельствуют и исторические факты. И снова камча фигурирует в источниках. Филолог Хаким Омар: Благодаря токал состоялась казахская нация

Так, в 1927 году журнал “Сибирские огни” опубликовал “Бунт желтых жен”, что вызвало настоящий скандал. Его автор Мартынов рассказал о волне протестов казашек против бытового насилия.

Все началось с обращения в газету с просьбой защитить от мужа женщину Бибиш. На девятом году совместной жизни муж заподозрил ее в измене и решил судить. После заметки, которую дали журналисты, в редакцию посыпались письма из разных уголков с описанием примеров бытового насилия. А вскоре появился веселый стишок, который характеризует настроение того времени: “Эй, супруга моя Бибиш, наш аул ушел за Иртыш, почему ж ты осталась в городе, на крыльце у прокурора сидишь?” – “Мой муж, хромой Мукаш, ты вчера показал мне кнут. Поеду в город, спрошу адвоката, что надо делать, если бьют?”.

На самом деле историки говорят, что и в те времена были свои перегибы. Многие жены действительно стали активно выступать против мужей, с приходом советской власти появилось такое понятие, как развод.

Женщины стали бросать мужей в поисках лучшей доли – выйти за партийного было круче, чем жить с чабаном. И тут уж неизвестно, кто был жертвой: жены или брошенные мужья.

Сегодня же воспитание камчой становится сюжетом для карикатур. Художник Мурат ДИЛЬМАНОВ сделал такой тематический рисунок еще в прошлом году.

Похоже, что подобные скандальные темы нужны обществу как альтернатива массажа камчой, так сказать, для расслабления нервной системы после тяжелого трудового дня. Это становится понятно по результатам лайков. Ведь у скандального видео, где имам учит наказывать жен, есть один конкурент по популярности – видео, где жена бьет безропотного мужа, пришедшего навеселе.

Алматы